Класс: 4
Дата:
Урок №1
Тема урока: Сказка в музыке
Цель урока: знакомство музыкальными произведениями, в которых используются образы сказочных героев.
Задачи урока:
- познакомить с музыкальными произведениями на сказочную тематику;
- коррегировать мышление, память учащихся;
- развивать интонационный слух;
- развивать эмоциональную отзывчивость на разнохарактерную музыку.
- формировать устойчивый навык естественного, не напряженного звучания, не допускающий форсированного звука, как во время пения, так и в разговорной речи.
Оборудование урока: звуковоспроизводящая аппаратура, аудиозаписи, фонограммы песен, тексты песен, иллюстрации к теме.
Музыкальные произведения:
1. Григ «Шествие гномов»
2. «Гномики»
3. «Пойду, ль я…» русская народная песня
4. « Камаринская»
5. «Песенка о сказках»
Тип урока: комбинированный
Ход урока.
I. Организационный этап:
1)взаимное приветствие;
2)настрой учащихся на работу, организация внимания «Прозвенел звонок»
3) повторение пройденного материала - организация внимания по теме «Оркестр русских народных инструментов»
- С какой темой мы познакомились на предыдущем уроке?
- Что такое оркестр?
- Почему оркестр называют оркестром русских народных инструментов?
- Какие русские народные инструменты входят в состав русского народного инструмента? Ответы по цепочке каждый называет инструмент, начинает …
Игра: определи, какой русский народный инструмент звучит,(балалайка, баян, ложки, трещотка)
И.р…, посмотри на картинку и скажи, на которой изображен оркестр?
II. Основная часть.
Сообщение темы урока.
- Внимание, послушайте музыкальное произведение и скажите о чем оно?
Слушание «Песенка о сказках»
- О чем прозвучала песня?
- Что такое сказка? (выдуманная история)
- Сегодня тема урока «Сказка в музыке»
И.Р. имя, прочитай тему урока.
имя, повтори
2) Объяснение темы урока.
Много сказок есть на свете
Про волшебниц и царей
Про русалок, гномов , принцев
И диковинных зверей.
Слышишь, музыка играет
Приглашает всех на бал!
Гномы с феями танцуют,
Леший Золушку позвал!
- Все мы любим сказки, а какие сказки вы знаете?
- Чтобы узнать, какой из сказочных героев к нам пришел в гости отгадайте загадку:
В Ветхом домике без печки, жил веселый старичок
Кипятил он чай на свечке, заварив травы пучок,
Жарил ягоды на солнце, одуванчики солил,
И, под вечер, у окнца, комаров чайком поил.
На сосне искал иголку, чтоб латать себе штаны,
Вместо зеркала, на полку, ставил краешек луны,
Ночью звездные дорожки бородою подметал,
То, что падало в лукошко, осторожно собирал.
Ну, а утром, звезды эти , сеял дома под окном,
Чтобы знали все на свете, где живет веселый ….ГНОМ
- Что же это за народ такой, гномы?
И.р. имя, как ты думаешь, гном, кто это?
3)Рассказ учителя гномах…Они прячутся в глубоких горных пещерах, ростом они с ребенка, а иногда и с фалангу большого человеческого пальца, но наделены огромной сверхъестественной силой, носят бороды и живут гораздо дольше людей.
-И.Р. имя, Кто же такие гномы и где они живут?
4) Слушание музыкальных произведений
- Мы переходим на следующую страничку, музыкальную, где послушаем музыку Э. Грига , как вы думаете о ком?
-правильно, а называется это произведение «Шествие гномов»
4) Беседа после прослушивания
- Ребята, как вы думаете, что делают гномы в этом произведении?
- как они идут?
- какая музыка звучит, когда идут гномы?
Правильно, здесь гномы быстро идут под землей, когда выходят на солнечную поляну, то в это время музыка меняется, а потом они опять быстро уходят под землю.
- Сколько частей было в музыке?
5) Физминутка
6) Артикуляционная гимнастика «Я шагаю вверх» поем вместе, теперь на слог ма, мо, ми
И.р. имя, вместе со мной на слог МА
имя на слог МИ
имя на слог МО
7) Работа над песней
- Сегодня познакомимся с новой песней, послушайте и скажите о чем она?
Слушание
- О чем песня?
Разбор текста 1к, 2к и припев вместе;
Разучивание 1к+припев, 2(при наличии времени)
Исполнение вместе.
III. Заключительная часть.
-Как называлась тема нашего урока?
- О каком сказочном герое говорили?
- О ком слушали музыку и пели песню?
- Кто такой гном?
- Назовите музыкальное произведение , которое слушали?
Оценка работы учащихся.