СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока для 6 класса "Питание животных"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволяет раскрыть особенности питания различных животных. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока для 6 класса "Питание животных"»

ТЕМА: Питание животных

: Цель урока: раскрыть особенности питания и пищеварения у животных

Задачи:

Образовательные: сформировать понятие о питании и пищеварении у животных; раскрыть понятия «пищеварение», «ферменты»; показать усложнение пищеварительных систем животных;

Развивающие:развивать логическое мышление; речь; внимание; умение работать со схемами, рисунками, текстом учебника, сравнивать, делать выводы; развивать навыки работы с биологическими терминами и практические умения по распознаванию и определению отдельных органов и их систем;

Воспитательные: А) продолжить умение работать в парах (коммуникативная культура общения),

Б) развитие культуры общения и рефлексивных качеств личности,

В) создание условий для эмоционально приятной интеллектуальной деятельности

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с особенностя­ми гетеротрофного питания, способами добывания пищи; учатся выделять суще­ственные признаки питания животных; овладевают уме­нием различать животных по способам добывания пищи.

Метапредметные: учащиеся осваивают основы иссле­довательской деятельности, классифицировать животных по способам добывания пищи; учатся работать с раз­ными источниками информации, находить информацию о питании в учебнике.

Личностные: у учащихся формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны.

Основные понятия урока: гетеротрофное питание, пищеварение, растительноядные, плотоядные и всеядные животные, хищные растения.


Деятельность учащихся: работа с учебником, в группах, в тетради, обсуждение особенностей питания.

Тип урока: Изучения нового материала

Методы обучения: частично – поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.



– Здравствуйте, ребята. Говорят, как день начнешь, так его и проведёшь. Давайте начнем сегодняшний день с улыбки, улыбнемся друг другу и с таким настроением проведём весь урок. Мне хочется, чтобы вы были на уроке внимательны, находчивы, а главное – чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать.

1.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии


Посмотрите на доску:

дышит, двигается, растёт, развивается, размножается, умирает.

- Прочитайте эти слова. Что это за слова?


- Всё ли здесь перечислено? Какие ещё признаки живых организмов вы знаете? (Организмы питаются.)


На прошлом уроке мы начали знакомиться с темой «Питание и пищеварение» и рассмотрели: как происходит питание растений . Для опроса домашнего задания я приготовила вам кроссворд на тему: «Питание растений». Ученики выполняют кроссворд, проводят взаимоконтроль и взаимооценку.




1.х

л

о

р

о

п

л

а

с

т

ы



2.у

с

т

ь

и

ц

а


3.ф

о

т

о

с

и

н

т

е

з



4.к

р

а

х

м

а

л



5.п

о

ч

в

е

н

н

о

е






6.л

и

с

т



7.у

г

л

е

к

и

с

л

ы

й





1. Органоиды клетки зеленого цвета, принимающие основное участие в фотосинтезе.

2.Щелевидные клеточные образования

3. . Процесс образования глюкозы из углекислого газа и воды под действием света.

4. Органическое вещество, которое образуется из глюкозы. Способно накапливаться в семенах, клубнях.окрашивается в синий цвет под действием йода.

5.Способ питания -поглощение корнями воды и минеральных веществ

6. Основной орган растения, в котором происходит фотосинтез.

7. Газ, поглощаемый растениями в процессе фотосинтеза


Прежде чем, объявить вам тему и цели урока, хочу прочитать вам стихи



Мышки – серые воришки.

Сыр нашли в кладовке мышки.

Но не спит хозяин кот,

Кот кладовку стережет.

Под корой сосны и ели

Точит сложные тоннели

Только к дятлу на обед

Попадает … (короед)


От зубастых щук таясь,

Стороной проплыл … (карась)


Все жуки, букашки, мушки –

Вкусный завтрак для … (лягушки)


Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад, вперед по полю вскачь,

А зовется птица … (грач)


В лесу мне видеть довелось,

Как грыз кору могучий…(лось)


Вопрос к учащимся: О чем этот стишок? О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

– О питании животных

2. Изучение нового материала

На предыдущем уроке было изучено питание растений; сформулируем тему сегодняшнего урока и запишем ее в тетради: “Питание животных”.

– Мы должны узнать, как питаются разные животные.

– Выяснить, какие приспособления имеют животные для добывания пищи.

– Выяснить, что общего в процессе питания у всех животных.

Переходим к 1 вопросу«Группы животных по способу питания

Демонстрация видио – что животные питаются разной пищей

Работа с учебником стр60-62 Групповая работа

«Выявите группы животных по способу питания» и укажите представителей

Группы животных по способу питания





А Бурундук, олень и бабочка питаются растениями - это растительноядные животные (запись в схему).

БЯстреб, тигр, аллигатор питаются другими животными - это хищники (запись в схему)

ВМедведь питается как растениями, так и животными, т.е. он – всеядный (запись в схему).

Г.Дождевые черви, гиены, грифы - питаются мёртвыми (гниющими) остатками растений и животных, т. е. они трупоеды (запись в схему).

Д Блохи, клопы питаются кровью животных и человека, т. е. являются паразитами (запись в схему).

Е — сожительство рака – отшельника и актинии, зеленой гидры с одноклеточными водорослями.


( симбионты)

Итог (подводят учащиеся): животные делятся на 6 групп в зависимости от видов питания – растительноядные, хищники, всеядные, трупоеды , паразиты, симбионты. У животных есть определённые приспособления к виду питания.


К нам на урок были приглашены представители всех групп, но они, к сожалению, приехать не смогли, а прислали нам телеграммы. Наша задача – определить, кто является авторами телеграмм.

(Детям раздаются телеграммы, они их зачитывают и определяют авторов.)


№ 1. Мы ближе всех к автотрофам. Зря они нас не любят! Ведь некоторые из нас помогают им размножаться! ( травоядные)

№ 2. Мы – самые беспощадные! Нет от нас спасения! Мы бы не были такими, только очень ( Хищные)

№ 3. Мы – санитары планеты. Без нас Земля быстро превратится в свалку!

( трупоед)

№ 4. Мы – самые дружелюбные. Мы любим жить в мире и дружбе с другими существами! Мы очень много делаем друг для друга! (Симбионты)

№ 5. А мы – эгоисты! Себя обожаем! Хозяйскою пищей себя мы питаем! Вот только мы хищников не понимаем: хозяев мы видеть живыми желаем! (паразиты )


Распределить животных по типам питания. Индивидуальная работа в парах.

(Учащиеся на выданных карточках распределяют животных по группам питания)

  1. Растительноядные.

2. Хищные.

3. Паразиты.

4. Трупоеды.

5. Всеядные


1-й вариант.



волк личинка мухи фазан пиявка свинья

2 4 1 3 5

2-й вариант.

лев гиена ласточка клещ голубь

2 4 2 3 1

3-й вариант.

пантера клест акула медведь аскарида

2 1 2 5 3

4-й вариант.

орел гриф белка гадюка вирус

2 4 1 2 3

5-й вариант.

сова хомяк вороны махаон блоха

2 1 5 1 3

6-й вариант.

человек жираф вши щука осьминог

5 1 3 2 2

После окончания работы учащиеся осуществляют проверку .Правильные ответы для ускорения работы проецируются на экране.

1

волк

личинка мухи

фазан

пиявка

свинья







2

лев

гиена

ласточка

клещ

голубь







3

пантера

клест

акула

медведь

аскарида







4

орел

гриф

белка

гадюка

вирус







5

сова

хомяк

вороны

махаон

блоха







6

человек

жираф

вши

щука

осьминог








Выставление отметок

5 – нет ошибок

4 – одна ошибка

3 – две ошибки

2 – три и более ошибок


Все животные обеспечивают себя питанием, используя для этого готовые органические вещества, способы питания разнообразны.

Учитель: Что происходит с пищей, попавшей в организм животных?

Ученики: Пища в организме переваривается.

Учитель: Почему органические вещества пищи не могут сразу усваиваться клетками животного? Что такое пищеварение? В чем его суть?

Попытайтесь, опираясь на материал учебника стр63 сформулировать определение понятия «пищеварение».

Стр 63

Учитель: Какая система органов обеспечивает процесс пищеварения?


« Пищеварение». Переработка пищи и ее усвоение организмом человека или животного называется пищеварением.  Французский писатель Оноре де Бальзак писал « Если у человека  пищеварение хорошее, то такой человек будет живуч и долголетен, как ливанские кедры». А как же происходит процесс пищеварения и что живым организмам в этом помогает?

Вставьте в предложения пропущенные слова, используя информацию из учебника на стр.102

  1. По способу питания все животные- _______________________________.

  2. У многоклеточных животных есть ______________________________система.

  3. Пищеварительный тракт поделен на отделы: _______________________, ______________, _________________, _____________________, ______________________.

  4. Стенки пищеварительного тракта выстланы _____________________________ тканью, которая содержит много _____________________, выделяющих _________________, _______________________________________________ и ________________________.

  5. Процесс пищеварения начинается в _________________________________.

  6. Кишечник образует множество ______________________, покрытых _______________________________.

  7. Через мелкие кровеносные сосуды питательные вещества из кишечника попадают в _______________, а потом ко всем __________________ и __________________.


Выразите свое мнение к высказыванию О.Бальзака. Подтвердите примерами.

____________________________________________________________________________________



Закрепление


  • Все животные ……...., то есть питаются готовыми органическими веществами.

  • Процесс механической и химической переработка пищи называется …………….

  • Процесс пищеварения происходит в…………………….



Домашнее задание:

Написать сочинение с элементами исследования « Питание моего пушистого друга», ответив на вопросы: что любит кушать, какие приспособления имеет для питания.


6. Подведение итогов. Рефлексия.


Проверочнаяработа 
Найти соответствие (задание проецируется на экране)

А) Гетеротрофы

1. Взаимополезное сожительство двух организмов.

Б) Автотрофы

2. Животные, питающиеся растительноядными животными.

В) Питание

3.Организмы,забирающие у других необходимые питательные вещества и ничего не дающие им взамен.

Г) Пищеварение

4.Вещества, обеспечивающие переваривание пищи.

Д) Хищники

5.Животные, поедающие сами растения или их плоды и семена.

Е) Симбиоз

6.Процесс переработки пищи.

Ж) Паразиты

7.Животные, поедающие останки животных и растений.

З) Фотосинтез

8.Процесс получения организмами веществ и знергии.

И) Фермент

9.Организмы, создающие питательные вещества из непитательных.

К) Трупоеды

10.Организмы, потребляющие готовые питательные вещества.

Л) Растительноядные

11.Процесс образования органических веществ изнеорганических на свету в зеленых листьях из углекислого газа и воды.

Взаимопроверка учащихся в парах (ответы проецируются на экране) 
Ответы: А – 10, Б – 9, В – 8, Г – 6, Д – 2,Е – 1, Ж – 3, З – 11, Е -4, К – 7, Л – 5. 
















































































1. Органоиды клетки зеленого цвета, принимающие основное участие в фотосинтезе.

2.Щелевидные клеточные образования

3. . Процесс образования глюкозы из углекислого газа и воды под действием света.

4. Органическое вещество, которое образуется из глюкозы. Способно накапливаться в семенах, клубнях.окрашивается в синий цвет под действием йода.

5.Способ питания -поглощение корнями воды и минеральных веществ

6. Основной орган растения, в котором происходит фотосинтез.

7. Газ, поглощаемый растениями в процессе фотосинтеза























1-й вариант.

волк личинка мухи фазан пиявка свинья



2-й вариант.

лев гиена ласточка клещ голубь



3-й вариант.

пантера клест акула медведь аскарида

4-й вариант.


орел гриф белка гадюка вирус

5-й вариант.

сова хомяк вороны махаон блоха

6-й вариант.

человек жираф вши щука осьминог






№ 1. Мы ближе всех к автотрофам. Зря они нас не любят! Ведь некоторые из нас помогают им размножаться!



№ 2. Мы – самые беспощадные! Нет от нас спасения! Мы бы не были такими, только очень кушать хочется!




№ 3. Мы – санитары планеты. Без нас Земля быстро превратится в свалку!


№ 4. Мы – самые дружелюбные. Мы любим жить в мире и дружбе с другими существами! Мы очень много делаем друг для друга!



№ 5. А мы – эгоисты! Себя обожаем! Хозяйскою пищей себя мы питаем! Вот только мы хищников не понимаем: хозяев мы видеть живыми желаем!




« Пищеварение». Переработка пищи и ее усвоение организмом человека или животного называется пищеварением.  Французский писатель Оноре де Бальзак писал « Если у человека  пищеварение хорошее, то такой человек будет живуч и долголетен, как ливанские кедры». А как же происходит процесс пищеварения и что живым организмам в этом помогает?

Вставьте в предложения пропущенные слова, используя информацию из учебника на стр.102

  1. По способу питания все животные- _______________________________.

  2. У многоклеточных животных есть ______________________________система.

  3. Пищеварительный тракт поделен на отделы: _______________________, ______________, _________________, _____________________, ______________________.

  4. Стенки пищеварительного тракта выстланы _____________________________ тканью, которая содержит много _____________________, выделяющих _________________, _______________________________________________ и ________________________.

  5. Процесс пищеварения начинается в _________________________________.

  6. Кишечник образует множество ______________________, покрытых _______________________________.

  7. Через мелкие кровеносные сосуды питательные вещества из кишечника попадают в _______________, а потом ко всем __________________ и __________________.


Выразите свое мнение к высказыванию О.Бальзака. Подтвердите примерами.

____________________________________________________________________________________




« Пищеварение». Переработка пищи и ее усвоение организмом человека или животного называется пищеварением.  Французский писатель Оноре де Бальзак писал « Если у человека  пищеварение хорошее, то такой человек будет живуч и долголетен, как ливанские кедры». А как же происходит процесс пищеварения и что живым организмам в этом помогает?

Вставьте в предложения пропущенные слова, используя информацию из учебника на стр.102

  1. По способу питания все животные- _______________________________.

  2. У многоклеточных животных есть ______________________________система.

  3. Пищеварительный тракт поделен на отделы: _______________________, ______________, _________________, _____________________, ______________________.

  4. Стенки пищеварительного тракта выстланы _____________________________ тканью, которая содержит много _____________________, выделяющих _________________, _______________________________________________ и ________________________.

  5. Процесс пищеварения начинается в _________________________________.

  6. Кишечник образует множество ______________________, покрытых _______________________________.

  7. Через мелкие кровеносные сосуды питательные вещества из кишечника попадают в _______________, а потом ко всем __________________ и __________________.


Выразите свое мнение к высказыванию О.Бальзака. Подтвердите примерами.

____________________________________________________________________________________