Урок изобразительного искусства
в 5 классе
по теме:
План урока.
Цель: познакомить обучающихся с Дымковской игрушкой.
Задачи:
- научить школьников выполнять роспись Дымковской игрушки, составлять композицию из элементов Дымковской росписи;
- развивать логическое мышление школьников, художественный вкус, навыки построения композиции;
- воспитывать любовь и уважение к родной культуре, бережное отношение к творческому наследию своих предков.
Оборудование и материалы:
Для учителя: компьютер с колонками, иллюстративный материал, дымковская игрушка, альбомный лист, элементы дымковской росписи (шаблоны).
Для учеников: загрунтованные белой краской дымковские игрушки, гуашевые краски, кисти, палитра, баночки с водой.
Этапы проведения урока
Организационный момент.
Определение темы урока, постановка цели, создание проблемной ситуации.
Рассказ учителя о дымковской игрушке.
Творческая работа учеников- роспись изделий (в перерыве- проведение физкультминутки).
Выставка работ детей.
Подведение итогов, рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы побываем в гостях у сказки. Только сказка наша будет не простой, а выполненной руками человека. Посмотрите, пожалуйста, на эти иллюстрации, на изделия, находящиеся перед вами. Как вы думаете, о чём сегодня будет наша сказка?
Дети - Об игрушках!
Учитель - Верно, ребята! Их создали русские умельцы. Скажите, а какие игрушки, выполненные русскими мастерами, вы знаете?
Дети – Матрешки.
Учитель - Матрешка- это деревянная игрушка. Нас сейчас интересуют игрушки, выполненные из глины. Знаете вы такие?
Дети - Нет.
Учитель - Игрушек из глины есть несколько видов. С одним из них мы сегодня познакомимся. Игрушки эти называются дымковскими.
И сейчас я расскажу вам историю их возникновения.
Зародился этот уникальный народный промысел в 15-16 веках в слободе Дымково, на берегу реки Вятка. Затейливые игрушки лепились из рыжей глины. Промыслом занимались всей семьей. Летом заготавливали запасы глины, а зимой, когда заканчивались сельхозработы, семьи приступали к созданию настоящих произведений искусств.
Только взгляните на эти веселые, озорные игрушки. В их росписи нет полутонов и цветовых переходов. Это придает не только яркость и нарядность изделиям, но и вызывает колоссальные положительные эмоции. Глядя на них, так и хочется спеть частушки:
(Учитель вместе с детьми поёт частушки)
Мы игрушки расписные,
Хохотушки Вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
Наши ручки крендельком,
Щечки словно бантики,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке!
Весной, на шумной ярмарке, дымковские слобожане продавали свои игрушки. Веселые и нарядные барыни, олени, индюки, звонкие свистульки пользовались огромным спросом у покупателей.
Жители выставляли купленные игрушки между оконными рамами, чтобы любоваться этой красотой могли все желающие.
Но процесс создания игрушки вовсе не так прост. После того как изделие было слеплено из глины, его нужно было просушить.
Затем игрушки обжигались в печах и покрывались смесью толченого мела и молока. И только после этого мастера приступали к росписи.
Учитель - Скажите, из каких простых геометрических форм состоят узоры дымковской росписи?
Дети - Из кругов, полосок, волнистых линий, точек.
Учитель - Верно! При кажущейся сложности орнамента, технические приёмы росписи довольно просты.
А какие цвета используют дымковские мастера при росписи игрушки?
Дети – Красный, зелёный, синий, голубой…
Учитель – Молодцы! Мастера любят использовать все цвета радуги. А вы где-нибудь встречали похожие игрушки
Дети - Видели по телевизору, в гостях у знакомых.
Учитель - Посмотрите, ребята, мы с вами уже немного знаем об этой удивительной игрушке, но всё ли мы знаем о ней?
Дети - Нет.
Учитель - Скажите, что нам сегодня на уроке нужно узнать
Дети - Нам нужно узнать больше об этой игрушке, узнать, как расписывается эта игрушка.
Учитель - Хорошо! Мы с вами находимся в мастерской дымковских умельцев. Хотелось бы вам почувствовать себя мастерами, художниками?
Дети – Да!
Учитель – Сегодня у нас есть такая возможность. Но работа предстоит кропотливая, сложная и нам необходимо посмотреть последовательность росписи игрушки.
(Учитель на доске схематично показывает последовательность росписи.)
1 - Многослойный узор.
2 – Полоса с узором.
А сейчас приступаем к работе.
Звучит негромкая русская народная музыка. Ребята расписывают
игрушки. Учитель ходит по классу, наблюдает за работой, подсказывает, если нужно, помогает.
Через 10 минут работы, учитель начинает рассказ о способе приготовления глиняного теста.
Учитель: Глину так же готовили всей семьёй. Чтобы она была мягкой, её «расплющивали» тонким слоем по полу избы босыми ногами, а потом сворачивали в «рулет». Так повторялось несколько раз. Мы с вами сейчас представим, что разминаем глиняное тесто.
Учитель включает веселую озорную мелодию и вместе с ребятами
«разминают» глину (2 минуты). После этого ребята снова приступают к росписи игрушек.
После завершения работы, устраивается творческая выставка, делается фотография на память.
Учитель – Молодцы, ребята! Ваши игрушки получились веселыми и яркими. Дымковская сказка покоряет много сердец. Давайте ещё раз вспомним тему нашего урока?
Дети: Дымковская игрушка!
Учитель: Верно! А какие цели мы достигли на этом уроке?
Дети: Познакомились с историей возникновения дымковской игрушки. Узнали, как расписывается дымковская игрушка!
Учитель: Молодцы! (Ставятся оценки) А сейчас мы узнаем, ваши сердечки полюбили Дымково или остались к нему равнодушными. У вас на партах лежат по два сердца: малиновое, и синее. Если вам понравилась Дымковская игрушка, прикрепите к доске малиновое сердце, если вы остались равнодушны к игрушке, то крепите синее сердце.
Ребята крепят сердца.
Учитель – Я рада, что наше путешествие в Дымковскую сказку оставило в ваших душах добрый след. Игрушки, расписанные вами с таким старанием, отправятся к вам домой и будут напоминать о великих русских умельцах. А сейчас запишите домашнее задание- кто не успел завершить роспись дымковской игрушки- закончит её дома, и постарайтесь найти дополнительную интересную информацию про эту игрушку.
Хочу закончить урок словами:
Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростно - светла,
И видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла!
Спасибо вам за активную работу. Урок окончен. Оценки.
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе по теме «Дымковская игрушка»
ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Предмет - изобразительное искусство | Класс -6 | |
Тема урока – Дымковская игрушка |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- узнавать среди произведений русского декоративно-прикладного искусства изделия Дымковских мастеров; -называть особенности росписи дымковской игрушки; - знать историю зарождения Дымковского промысла. | Регулятивные: -формулировать задачи урока, планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - анализировать, оценивать свою деятельность Познавательные: - стремиться узнавать интересные факты из истории своего народа; -применять полученные знания в процессе самообразования, внеурочной деятельности; Коммуникативные: -участвовать в совместной коллективной деятельности; -развивать умение устной речи. | - понимать социальные функции декоративного искусства (познавательную, эстетическую, воспитательную) в жизни людей, в своей жизни; - уважать культуру своего народа; -проявлять эмоциональную отзывчивость. |
Словарь урока: дымковская игрушка, заливка ровным тоном. |
Ресурсы урока: наглядный иллюстративный материал: изображения дымковской игрушки, образцы дымковской игрушки, схемы росписи , компьютер, запись русских народных песен, частушки. |
| ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Этап урока (+время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап. Организационный момент | Проверяет готовность класса к уроку, мобилизует внимание учащихся, включает учащихся в деловой ритм. | Самоконтроль готовности к уроку (краски гуашевые, банки с водой, кисточки), мобилизация внимания. |
2 этап. Мотивация к учебной деятельности | Стимулирует интерес учащихся к уроку. Предлагает побывать в мастерской русских народных умельцев | - выполняют задание учителя: рассматривают изображения на доске, игрушки. Вступают в диалог с учителем. Формулируют предполагаемую тему урока. |
3 этап. Актуализация знаний | - задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся по данной теме: - какие народные игрушки вы знаете? - какие цвета используются в дымковской игрушке? -где вы встречались дымковской игрушкой? Задает вопросы, на которые ученики не могут дать ответ. | - вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения; - вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы; - определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть) |
4 этап. Целеполагание и планирование | Целеполагание – формулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).Определяются цели, которые нужно достичь в конце урока: познакомиться с дымковской игрушкой, освоить премы росписи игрушки. Планирование - обсуждение с учащимися плана урока (определение содержания и последовательности действий для решения поставленных задач) |
5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы) | Этап «открытия» новых знаний предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы, а также сопутствующее (первичное) закрепление. |
- Организует работу учащихся. - Предоставляет ресурсы для организации самостоятельной работы (иллюстративный материал, образцы игрушки). - Формулирует обобщающие вопросы. - Демонстрирует готовый алгоритм ( последовательность выполнения росписи) - Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. - Создает условия для сотрудничества - работы в группах. - Организует индивидуальную коррекционную работу по устранению ошибок. | - Работают с разными источниками информации (иллюстративный материал, образцы игрушки, объяснение учителя, схемы) - Работают в малых группах над решением учебной задачи. - Проводят презентацию результатов работы группы, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы. - Оценивают правильность своих выводов, решений. - Работают по алгоритму - Вступают в диалог - Выполняют задания учителя - Предлагают свое решение по проблеме. |
6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) | На данном этапе происходит -устанавливает осознанность восприятия - повторение и закрепление учебного материала, Виды деятельности учителя и учащихся совпадают по своему содержанию с видами деятельности на предыдущем этапе. |
7 этап. Рефлексия и оценивание | Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока и эмоционального отношения к своей учебной деятельности. |
- Предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. - Выставляет и комментирует отметки. | - Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. - Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка), оценивают те знания и впечатления, которые получили во время урока. |
8 этап. Домашнее задание | Комментирует предложенное домашнее задание: Завершит до конца роспись дымковской игрушки (если роспись была незавершенна) Найти дополнительную информацию о дымковской игрушке. |