Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Карабудахкентская средняя общеобразовательная школа№ 5»
Конспект урока
Класс: 8
Предмет: физика
Тема: «Электрический ток. Источники электрического тока».
Образовательная технология: технология развития критического мышления, игровые и развивающие технологии.
Учитель: Кискагаджиева Бурлият Ахмедовна
Тема: «Электрический ток. Источники электрического тока».
Цели урока:
организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия электрический ток и видов источников тока;
развивать внимание учащихся;
воспитывать интерес к изучаемому материалу, интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы: тестирование, просмотр видеофильма, демонстрации, чтение доклада, решение качественных задач.
Оборудование: листы с тестами, компьютер, проектор, таблица «Источники тока», две пластинки (металлические), штатив, соединительные провода, песок, амперметр демонстрационный, 2 медных провода, железный гвоздь, одна картофелина, набор гальванических элементов.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Тема урока : «Электрический ток. Источники электрического тока». Сегодня мы ознакомимся с одним из важных явлений, без которого современная жизнь просто немыслима. Что такое электрический ток, как возникает и где применяется?
Учащиеся отвечают.
II. Проверка знаний учащихся. Тестирование.
Но прежде, чем приступить к изучению нового материала, я хотел бы проверить, как вами усвоен пройденный материал по теме «Электрические явления». У вас на партах лежат тестовые материалы. Отвечая на вопросы тестов, ставьте номера ответов в таблицу ответов. Например, 1-а, 2-б и т.д. если у вас нет вопросов, можете приступать к выполнению задания, на которое вам дается 3-4 минуты.
III. Изучение нового материала.
Учитель. Сейчас откройте ваши тетради и напишите тему урока.
Когда говорят об использовании электрической энергии в быту, на производстве или транспорте, то имеют в виду работу электрического тока. Электрический ток подводят к потребителю от электростанции по проводам. Поэтому, когда в домах неожиданно гаснут электрические лампы или прекращается движение электропоездов, троллейбусов, то говорят, что в проводах исчез ток.
Что же такое электрический ток и что необходимо для его возникновения и существования в течение нужного нам времени? Для ответа на этот вопрос проведем следующий опыт: зарядим один из электроскопов от эбонитовой палочки, потёртой о шерсть. Какого знака заряд получит электроскоп? (Ответ: отрицательный). Соединим заряженный и незаряженный электроскопы с помощью металлического стержня (на изолирующей ручке). Как и на прошлых уроках, вновь убеждаемся в том, что электрические (в данном случае, отрицательные) заряды переходят с заряженного тела на незаряженное. Так вот ребята вот такое упорядоченное заряженных частиц называется электрическим током. Давайте запишем это: электрическим током называется упорядоченное движение заряженных частиц.
Согласно молекулярно-кинетической теории, частицы вещества всегда находятся в непрерывном хаотичном движении. Но при появлении электрического поля на хаотичное движение электронов накладывается направленная составляющая движения. Итак, во время появления электрического тока движение свободных электронов металла можно сравнить с движением льдин на реке во время ледохода: отдельные электроны-льдинки, сталкиваясь, движутся и влево, и вправо, и даже против основного потока, но, тем не менее, все они увлекаются течением реки в едином направлении, движутся, в целом, упорядоченно!
Как вы считаете, велика ли скорость такого упорядоченного движения?
Ответы учащихся:
очень быстро, ведь, щёлкнув выключателем, мы почти мгновенно зажигаем свет, как бы далеко ни была лампочка.
Учёные определили скорость упорядоченного смещения электронов как доли миллиметра в секунду! Так что же тогда так быстро «добегает» от выключателя до лампочки?
Записываем:
Электрическое поле, под действием которого возникает электрический ток, способно распространяться со скоростью света.
Вопросы классу:
Что называется электрическим током?
Учащиеся. Электрическим током называется упорядоченное движение заряженных частиц.
Что необходимо для возникновения электрического тока в проводнике? Учащиеся. Чтобы получить электрический ток в проводнике, надо создать в нём электрическое поле.
.
Действительно, под действием электрического поля заряженные частицы, которые могут свободно перемещаться в этом проводнике, придут в движение в направлении действия на них электрических сил. Возникнет электрический ток.
Электрическое поле в проводниках создается и может длительное время поддерживаться источниками электрического тока. Запишем определение источника тока.
Источник тока – это устройство, в котором осуществляется разделение электрических зарядов.
Источники тока бывают различными, но во всяком из них совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц. Работа эта совершается так называемыми сторонними силами. Такие силы не могут иметь электрическое происхождение. В источниках тока в процессе работы по разделению заряженных частиц происходит превращение механической, внутренней или какой-нибудь другой энергии в электрическую.
В электрофорной машине в электрическую энергию превращается механическая энергия.
Демонстрации.
Принцип действия: электрофорной машины.
Исторически первую электростатическую машину построил в 1660г. магдебургский бургомистр Отто фон Герике. Машина представляла собой шар из серы, вращающийся вокруг железного стержня. Для получения электричества О. Герике вращал шар, натирая его рукой.
Можно осуществить и превращение внутренней энергии в электрическую. Если две проволоки, изготовленные из разных металлов, спаять, а затем нагреть, место спая, то в проволоках возникнет электрический ток. Такой источник тока называется термоэлементом.
При освещении некоторых веществ световая энергия непосредственно превращается в электрическую энергию - это явление фотоэффекта. На нем основано устройство и действие фотоэлементов.
В источниках тока за счет сил неэлектрического происхождения происходит разделение заряженных частиц, в результате чего полюса источника оказываются заряженными разноименно.
Принцип действия химического источника тока:
Источники тока, у которых разделение зарядов происходит за счет энергии химических процессов, получили название гальванических. Такое название было предложено итальянским ученым Вольта в 1796 г. в честь ученого Гальвани.
Возьмите стеклянную кювету и поместите в неё цинковую пластину и угольный электрод, налейте раствор поваренной соли в воде, соедините электроды с электрической лампочкой на напряжение 1В.
Эксперимент
К клеммам гальванометра демонстрационного амперметра присоедините медные провода. К концу одного из них прикрепите исследуемый провод или гвоздь. Воткните медный провод и гвоздь в картофелину - стрелка гальванометра отклонится. Почему?
Ответ: раствор минеральных солей, содержащихся, в картофеле, и разнородные проволоки образуют гальванический элемент.
Какие источники тока существуют и где они применяются?
Вопросы классу:
Какие же источники электрического тока мы с вами узнали? (Генераторы, гальванические элементы, аккумуляторы, термоэлементы, фотоэлементы).
Назовите области применения этих источников тока. Где используют генераторы? (Генераторы используют в народном хозяйстве, промышленности). Гальванические элементы? (Фонари, радиоаппаратура) Аккумуляторы? (В технике). Термоэлементы? (Батареи для питания радиоаппаратуры в экспедициях, зимовках, противопожарная сигнализация, датчики температуры охлаждающей жидкости в двигателях автомобилей). Фотоэлементы? (Кино, измерение освещенности, в автоматике, в космических аппаратах, турникеты метро, солнечные батареи в ЭВМ).
В гальваническом элементе происходят химические реакции, и внутренняя энергия, выделяющаяся при этих реакциях, превращается в электрическую. Современный гальванический элемент (или батарейка) состоит из цинкового сосуда, в который вставлен угольный стержень. Стержень помещён в полотняный мешочек, наполненный смесью оксида марганца с углем. В элементе используют густой клейстер, приготовленный из муки на растворе нашатыря. Цинковый сосуд с содержимым помещён в картонную коробку и залит сверху слоем смолы.
При взаимодействии нашатыря с цинком от цинка отделяется положительные ионы. Цинк становится отрицательно заряженным, а угольный стержень – положительно заряженным. Между заряженными угольным стержнем и цинковым сосудом, которые называются электродами, возникает электрическое поле. Если электроды соединить проводником, то под действием электрического поля свободные электроны в проводнике придут в движение. Возникнет электрический ток.
В настоящее время встречается множество различных видов гальванических элементов: от миниатюрных, используемых, например, в микрокалькуляторах, до элементов больших размеров, используемых в радиоаппаратуре.
IV. Закрепление изученного материала.
Что называется электрическим током?
Что может заставить заряженные частицы упорядоченно двигаться?
Можно ли искру, возникшую в электрофорной машине, назвать электрическим током?
Что происходит в источниках тока?
Какие источники тока вы знаете?
Назовите области применения этих источников тока. Где используют генераторы? (Генераторы используют в народном хозяйстве, промышленности). Гальванические элементы? (Фонари, радиоаппаратура) Аккумуляторы? (В технике). Термоэлементы? (Батареи для питания радиоаппаратуры в экспедициях, зимовках, противопожарная сигнализация, датчики температуры охлаждающей жидкости в двигателях автомобилей). Фотоэлементы? (Кино, измерение освещенности, в автоматике, в космических аппаратах, турникеты метро, солнечные батареи в ЭВМ).
Возникает ли электрический ток при заземлении заряженного металлического шарика?
V. Итоги урока.
С какими понятиями вы познакомились на сегодняшнем уроке?
Какую роль играют источники тока в нашей жизни? Где их используют?
Источники тока нам необходимы. Они являются одним основных элементов электрических цепей. Но об этом пойдет речь на следующем уроке. А сейчас – ваши оценки за тестирование (выставление и комментирование оценок).
Рефлексия.
Довольны ли вы своими ответами?
Понравился ли вам урок?
Были затруднения при изучении новой темы?
VI. Домашнее задание.
Прочитать §32. Ответить на вопросы в конце параграфа.