Республика Дагестан
Хасавюртовский район
МБОУ «ст.Карланюртовская СОШ»
Провела Джалалодинова З.С.
Тема: «Фразеологизмы»
Цели: закрепление навыков нахождения и правильного употребления фразеологизмов.
Формируемые УУД:
предметные:формировать содержание понятия «фразеологизмы»; способ обозначения фразеологизмов в толковом словаре, знание о фразеологических словарях русского языка; о синонимии и антонимии фразеологизмов, умение употреблять фразеологизмы в речи;
личностные: осознавать лексическое богатство русского языка, испытывать гордость за русский язык; осознавать отражения материальной и духовной культуры русского народа; стремление к речевому самосовершенствованию;
коммуникативные: слушать и понимать речь других, осуществляя учебное сотрудничество и взаимодействие, умения полно и точно выражать свои мысли.
регулятивные: умение прогнозировать предстоящую работу, умения оценивать учебные действия в соответствии с ученой задачей, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
метапредметные: совершенствовать информационно-коммуникативные умения (поиск информации в источнике, в словаре, развернутое обоснование своей позиции, приведение системы аргументов, анализ и редактирование текста).
Методы и формы обучения: работа в группах, наблюдения над языком, элементы исследовательской работы, индивидуальная работа
Основные понятия: фразеология, фразеологизмы, фразеологические словари, лексическое значение.
Оборудование:
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы. Москва. Просвещение, 2014.
2. Большой фразеологический словарь для детей. Москва ОЛМА Медиа Групп 2009 224 с., ил. Составитель Розе Т.В.
ХОД УРОКА
1.Орг. момент.
Начать наш урок я предлагаю со слов Л.Н.Толстого:
“Как богат русский язык!
Как много в нем метких слов!”
2.Проверка домашнего задания.
-С чем мы знакомились на прошлом уроке? ( синонимами, антонимами, омонимами) вопросы по теме. Приведите примеры.
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Создание проблемной ситуации. Формулирование темы урока.
Послушайте отрывок из повести С.Черного «Дневник Фокса Микки». Что вам показалось забавным?
«Меня мучает вопрос. Почему Зинин папа сказал, что у него «глаза на лоб полезли»? Никуда они не полезли, я сам видел. Зачем же он говорит глупости? Я прокрался к шкафу, сел перед зеркалом и изо всех сил закатил кверху глаза. Чушь! Лоб вверху, и глаза на своём месте»
Все вам было понятно в этом тексте? Значит, как мы будем работать?
- Какое сочетание слов так поразило героя? Чего же он не знал?
- Если о ком-то говорят, что у него «глаза полезли на лоб», значит, этот человек очень сильно удивлён, потрясён.
Есть целый раздел русского языка, который занимается изучением устойчивых выражений - ФРАЗЕОЛОГИЯ. А мы сегодня только прикоснёмся к этой замечательной науке и познакомимся с одним из её разделов.
Какую цель мы перед собой поставим? Узнать, что такое фразеологизмы.
Мы должны ответить на вопросы:
1.Что такое фразеологизмы?
2.Где можно узнать значение и происхождение фразеологизмов?
3. Для чего используют фразеологизмы в русском языке?
Это и будет план нашего урока
Итак, у нас много вопросов. Вы готовы найти на них ответы?
Каким будет наш урок? (изучение нового)
- Хотели бы вы сегодня узнать что-то новое?
Это тайна, которую мы откроем.
Мы порой и не сообразим,
Отчего же так мы говорим,
Почему в ситуациях разных
Произносим нелепые фразы.
Иностранцы их вряд ли поймут,
Коль дословно всё переведут.
Но мы этим серьёзно займёмся
И, конечно, во всём разберёмся.
4.Актуализация знаний.
1)Минутка чистописания (каллиграфическая работа).
- Открыли свои тетрадочки. Записали число, классная работа.
- Сегодня, ребята, на каллиграфической минутке, мы будем писать букву Н и соединения с ней. В этой цепочке заглавная Н, строчная н.
Повесил нос
2)Словарная работа.
Составьте слово- добавьте к букве щ буквы слева и справа, которые отличаются только точками.
Какое слово получилось? Ещё.
Пропишите это слово 2 раза и запомните написание этого слова. Это словарное слово. Подберите синоним к слову еще (снова, опять)
-Вспомните стихотворение А.Л.Барто «Верёвочка»
Еще не запыленная, зелёная листва.
-Запишите себе в тетрадь это предложение.
5.Работа по теме. Введение понятия “фразеологизм”.
1) Подумайте и кратко (одним словом) ответьте на вопрос: “Когда так говорят или о ком так говорят? …”
У него куры денег не клюют - богатый
Не падайте духом – не унывать в случае неудачи
Он обведёт вокруг пальца кого-либо - обманет
Зарубите себе на носу – запоминать
Он ходит по струнке перед кем-то – боится, выслуживается, подчиняется
Он не лезет за словом в карман –находчивый, много знает
Он перебивается с хлеба на воду - бедный
Работать засучив рукава – усердно работать
Он звёзд с неба не хватает –глупый, неудачливый
- Фразеологизм иначе можно назвать “фразеологическим оборотом” или “крылатым выражением”. Их нельзя придумать самому, а можно только запомнить и употреблять в своей речи.
2)Знакомство с понятием фразеологизм
Как вы думаете, а для чего мы используем фразеологизмы в нашей речи?
Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.
Откуда же пришли фразеологизмы?
- Русский язык богат фразеологическими оборотами.
Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания “фразесами”, “российскими пословиями”, и предложил их выделить для них специальную группу. Он предложил включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи.
- А как же произошли фразеологизмы? Источники происхождения различны:
-одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Много снега – много хлеба);
-другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл);
-третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет).
3)Знакомство со словарём
Это – фразеологический словарь. Здесь вы можете найти толкование различных устойчивых сочетаний, фразеологизмов. Таких как считать ворон, заморить червячка, обвести вокруг пальца. Изучение и знание фразеологизмов очень важно, ведь фразеологизмы отражают национальную специфику народа.
Русский язык богат устойчивыми выражениями. К ним относятся пословицы. поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми. Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, которые называются фразеологизмами.
4)Подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз в стихотворении:
- Послушайте стихотворения, дополните их необходимыми фразеологизмами.
- Объясните, когда так говорят. Запишите Фразеологизм в тетради.
У маленького Паши
Ботинки просят….(КАШИ)
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой … (НЕ РАЗОЛЬЁШЬ)
Ежата – детки хоть куда!
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых …(РУКАВИЦАХ)
Как много принято у змей,
Кусают за ногу гадюки.
А потому при встрече с ней
Берите, дети, ноги… (В РУКИ)
6.Физминутка - Игра « Покажи у себя»
Я загадываю фразеологизмы, а вы, ребята, не называете слово о котором говорится, а показываете у себя.
- В них пускают пыль, если хотят обмануть
-Его вешают в унынии
-Не цветы, а вянут
-Его проглатывают, упорно не желая о чём-то говорить
- Они могут разбегаться в разные стороны
-Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают
-Его задирают, зазнаваясь
-Он хорошо подвешен у человека, который умеет бойко и метко говорить
-Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело
-Не бельё, а их развешивают
-Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего
-Их можно сделать большими от удивления
7.Первичное закрепление нового знания.
1)Выберите словосочетания, которые характеризуют фразеологизмы.
предложения
устойчивые выражения
каждое отдельное слово имеет значение
неделимы по смыслу
используем в готовом виде
их специально сочиняют
не имеют автора
делают нашу речь ярче, выразительней
2) - Замените выделенные фразеологизмы одним словом.(работа в паре)
Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне
хоть кол на голове теши.
Слова для справок:
неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился.
Прочитаёте текст, который у вас получился. Что вы заметили. Зачем же нужны фразеологизмы в речи?
3) -А сейчас ребята, мы попробуем с вами найти фразеологизм из текста.
За домом едва пожелтела трава.
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
Другой - засучив рукава.
- Какие фразеологизмы вы нашли? А как вы понимаете их значение?
4)Работа в парах. Задание. Соедини фразеологизмы и значения.
-На руках носить- ценить, любить.
-Золотые руки- мастер.
-Разводить руками- удивляться.
-Руки опускаются- без сил.
-Рукой подать- близко.
-Как без рук- беспомощный.
-Руки чешутся- хочется подраться.
5)Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор.
Держать ... востро (глаза, ухо)
Смотреть сквозь ... очки (розовые, темные)
Делать из ... слона (комара, мухи)
Не в своей ... (кружке , тарелке)
6)Ну а сейчас самое интересное на экране вы увидите рисунки.
С помощью рисунков – подсказок вы должны отгадать фразеологизм. ( Ответы: на воре шапка горит, как рыба в воде, как сельдь в бочке, вставлять палки в колёса, вешать лапшу на уши, язык длинный, грязный как свинья, кот наплакал, куры не клюют, с больной головы на здоровую,)
8.Закрепление полученных знаний.
1)-Возьмите карточки, исправьте ошибки, допущенные в предложениях.
1. С такими ребятами, суп не сваришь. (каши)
2. Маша считала синиц на уроке. (ворон)
3. Саша пишет как воробей лапой. (курица)
4. У моего дедушки бронзовые руки (золотые)
-Все ли сочетания слов вам были понятны?
-Что же это за словосочетания, знакомые, и в то же время не совсем понятные?
2)Ребята, послушайте стихотворение и найдите фразеологизмы
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно,
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмем хоть короткое слово вода.
Вот был я мальчишкой, да детство прошло,
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы праве сказать наперед:
Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет.
А утки и гуси сухие всегда.
Заметили люди: как с гуся вода.
Случалось, с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? Воды в рот набрал.
Лентяй отдыхает, а время идет-
Под камень лежачий вода не течет.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду – то в ступе толочь!»
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду, ты дело давай!»
Работать впустую. Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом.
-Попробуйте распределить найденные фразеологизмы в те группы, которые мы выделили.
9.Итог урока.
Отгадайте загадку:
Мы очень устойчивы
И просим настойчиво:
На слова нас не менять,
Прямо так употреблять!
Что же это?
В чём заключалась цель нашего урока?
Мы должны были ответить на вопросы:
1.Что такое фразеологизмы?
2.Где можно узнать значение и происхождение фразеологизмов?
3. Для чего используют фразеологизмы в русском языке?
- Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните.
- Чью работу на уроке хотите отметить?
Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой. Их употребление уместно в разных жизненных ситуациях, в споре, в житейском разговоре, в выступлениях, в написании сочинений. Но чтобы не попасть впросак необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизмы.
Если мы ответили на этот вопрос, значит урок удался. Все, что узнали - зарубите на носу.
Спасибо за урок! Мы сегодня не переливали из пустого порожнее, а работали засучив рукава.
7.Рефлексия.
-Оцените свою деятельность на уроке, используя фразеологизмы:
Работал засучив рукава-
Работал в поте лица –
Поломал голову-
Знаю как дважды два –
Домашнее задание:
Найти фразеологизмы со словом «руки» или «голова». Можно нарисовать иллюстрацию к любому фразеологизму.
Дополнительный материал
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только не корили родители, что ему не выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй- в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему об стенку горох.
-Нет, мать,-заключил однажды отец,-я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют. (По Э.А. Вартаньяну)
Работа с текстом и фразеологическими словарями.