МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 20 Г.ПЯТИГОРСКА
357560, Ставропольский край, г.Пятигорск, пос. Горячеводский ул. Ленина 55
Тел./факс (8-879-3)31-27-11
Методическая разработка
внеурочного мероприятия
Тема разработки: «Ах , эта страшная война…»
Составитель: Васильева Л.Б.
учитель начальных классов
Пятигорск
(2025 год)
Оглавление
1.Введение………………………………… ………………………………….…3
2. Основная часть: тема «Ах, эта страшная война»……………………… 4
- цели …..………………………………………………………………….....4
- план ….…………………………………………………………………….6
- сценарий ….. ………………………………………………………………6
3. Методические рекомендации………………………………………………..11
4. Материально-техническое обеспечение…………………………………….11
5. Список литературы………………….. ……………………………………….12
6. Приложения…………………………………………………………………...13
«Без прошлого нет будущего»
Введение
Великая Отечественная война, к сожалению, для нынешнего поколения становится просто предметом изучения на уроках истории. Ситуация ухудшается ещё и тем, что в средствах массовой информации подаются совершенно противоречивые сведения, которые мешают воспринимать эту страницу в истории нашей страны как героическое время, тем самым мы теряем мощное воспитывающее средство. Сегодня некоторые страны мира пытаются исказить историю второй мировой войны, уменьшить роль России в этой победе и эта ситуация не может не настораживать.
В современных условиях молодому поколению россиян довольно сложно понять все изломы Великой Отечественной войны, не представляя, как воспринималась и переживалась эта эпопея на фронте и в тылу простыми советскими гражданами, чей непосредственный труд составил основу Великой Победы над гитлеровским фашизмом. Однако, нашему подрастающему поколению крайне важно понимать всю сложность и неоднозначность истории Великой Отечественной войны, осознавать, что великие и грозные события минувших лет - это не придуманные сценки из боевика или мифы и легенды о жизни абстрактных "советских трудящихся". Пережитое оставило неизгладимый след в душах и судьбах живущих рядом близких и знакомых им людей. Надо реально помочь молодым ощутить сопричастность своей семьи, круга близких знакомых, а значит, и личную принадлежность к великим событиям истории прошлого.
Годы идут, и сегодня все меньше остается с нами тех, кто мог бы поделиться своими личными ощущениями событий тех лет. Пройдет не так много времени, и возможность воссоздать "живую историю" войны будет упущена навсегда.
В современном российском государстве стратегическая цель социального развития сформирована как построение правового государства и гражданского общества. Таким образом, важнейшей задачей сегодняшнего образования является воспитание гражданина и патриота.
Данный урок изобразительного искусства является одним из механизмов решения актуальной задачи в нашей стране – формирование у учащихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Основная часть: тема занятия : «Ах, эта страшная война…»
Цели занятия :
Формирование и расширение представлений учащихся о победе нашей страны в Великой Отечественной войне в работах художников, создание условий для формирования целостной личности средствами изобразительного искусства, формирование сознания необходимости защищать Отечество; воспитание патриотизма, гордости за наших солдат, уважения и благодарного отношения к героям военных действий .
Задачи занятия :
Образовательные: познакомить учащихся с произведениями художников и композиторов военной тематики, расширить представления о работе художников в В.О. войну, совершенствовать художественные навыки в изображении боевой техники и людей в военной форме;
Развивающие: Развить навыки коллективной деятельности; самореализации в процессе сотрудничества и сотворчества; умения работать с информацией, размышлять, делать выводы, оформлять результаты совместной деятельности; кругозор, память, творческое воображение. Актуализация жизненного опыта учащихся.
Воспитательные: воспитывать интерес к истории, любовь к Родине, чувство патриотизма, сострадания, сопереживания; показать войну, как символ горя, мужества и победы, воспитывать чувство уважения к старшему поколению; формировать уважение к воинским святыням, воспитывать уважительное отношение к людям старшего поколения; побуждать к изучению истории Великой Отечественной, к сохранению воинских реликвий, к изучению корней своей семьи, рода.
Планируемые результаты:
Личностные:
развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;
духовно-нравственное развитие посредством формирования уважительного отношения к истории и культурным традициям России
формирование гражданской позиции, чувства патриотизма мотивация к учебной деятельности;
усвоить историю происхождения праздника, запомнить памятные даты;
участвовать в творческом процессе, гражданско-патриотическое воспитание,
Предметные:
знакомство с произведениями искусства,
расширение представления о жанрах: сюжетно - тематическая композиция, плакат
умение анализировать и понимать произведения изобразительного искусства, определять средства художественной выразительности, композиционный центр;
Метапредметные:
развитие зрительного и чувственного восприятия;
формирование умений использовать полученные знания в жизненной практике
развитие речи посредством изучения новых слов, символов дня Победы.
Форма проведения: коллективное творческое дело
Оборудование: Мультимедийная презентация «Великая Отечественная Война», картины художников: А. Пластова «Фашист пролетел»,А.Дейнека «Оборона Севастополя», «Окраины Москвы», Г.Коржева «Прощание», К.Васильева «Прощание словянки», П Кривоногова «Защитники крепости» В. Панфилова «Подвиг Панфиловцев», музыкальный ряд – песни «Священная война», «Журавли», наглядные изображения горящих изб, деревьев, взрыва, русских солдат, медсестры ;советского танка Т- 34,немецкого танка Тигр; наглядное изображение самолетов русского и немецкого народа, альбомный лист, гуашь, кисти.
Интерактивная доска
Парты (расставлены в форме 3-х больших столов)
Стулья
Стол для канцелярских принадлежностей
Сопровождение:
Иллюстративный материал о войне
Тексты стихотворения
Картины с изображением войны
Портреты художников, изображавших войну
Ватман
Фломастеры
Клей
Линейка
Бумага для рисования
Ножницы
Гуашь и кисточки.
Задание на занятие: Изображение горящих изб, взрывов, деревьев, защитников нашей Родины, изображение советского танка Т- 34, изображение немецкого танка Тигр, изображение самолетов , составление коллективного панно на тему «Ах, эта страшная война…»
План занятия
Организационный момент.
Организация рабочего места.
Сообщение темы и цели занятия.(частично-поисковый, метод стимулирования и мотивации
Беседа.(словесный, метод демонстрации, исследовательский)
Планирование работы.(рассматривание картин)
Практическая работа учащихся (наглядный ,практический, упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления)
Анализ работ, оценивание.(метод проверки и оценки работы)
Итог занятия.
Ход занятия
1.Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
Чтец 1.
Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам
О горьком победном пути.
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой победы пройти.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенес,
Конечно, мы смотрим иными глазами,
Такими же полными слез.
Звучит фрагмент из Заявления Советского Правительства от 22 июня 1941 года. На экране демонстрируется видео хроника военных лет нападения фашистской Германии на Советский Союз.(Приложение №1)
2.Организация рабочего места.
- Для урока нам понадобятся: простой карандаш, ластик, кисточка, гуашь, бумага ,ножницы, клей. Проверьте, чтобы все названные предметы лежали у вас на столах.
3. Сообщение темы и целей.
Учитель:
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятия , какова его тема?
- Да, ребята, вы правы. Тема нашего урока: «Ах, эта страшная война…»
Сегодня мы будем вспоминать о самых страшных, ужасных днях для нашей страны, о днях Великой Отечественной Войны. Ваше поколение далеко от этих дней, но подвиг нашего народа мы должны знать и помнить! Сегодня мы будем знакомиться с картинами художников, изображавших войну, изучать историю Великой Отечественной войны, рисовать горящие избы, взрывы, солдат и боевую технику. И в конце урока мы с вами все рисунки соберем в единое панно под названием «Ах, эта страшная война…»
4. Беседа
Война, как страшно это слово. С каждым годом все меньше и меньше живых свидетелей тех страшных лет, но есть свидетели немые, и они переживут века. Кто же те свидетели? Кто расскажет нам правду о тех далеких днях? О войне 1941 – 1945 гг. поведает нам искусство – одно из самых красноречивых свидетельств прошлого.
Чтец 2.
Война! Твой страшный след
Живет в архивах пыльных,
В полотнах прошлых лет
И в нашумевших фильмах.
Война! Твой горький след
И в книгах, что на полке,
В мелодиях военных лет
И в постаментах звонких.
Учитель:
Сегодня нам предстоит отправиться в виртуальную экскурсию, где мы познакомимся с фрагментами художественной культуры, посвященной теме войны. Пройдем дорогами великих сражений, побываем в музеях и картинных галереях. И в конце урока сотворим свою картину военных лет…
Учащийся:
Искусством не только восхищаются – оно призывает и убеждает, дает силы и внушает веру всему человечеству. Так в первые дни войны была создана серия плакатов, призывающих добровольцев на фронт.
На экране, под песню Александрова на слова Лебедева-Кумача «Священная война» (первая песня, сочинённая в дни войны) появляется панорама плакатов, выполненных в годы Великой Отечественной войны.
Среди них самый известный «Родина – мать зовет!»(Приложение №2)
Учитель:
-Такие произведения создавались художниками и музыкантами, чтобы дать людям силы, внушить им веру, поднять их боевой дух.
-А сейчас мы приглашаем всех в картинную галерею военных лет.
-На нас смотрят картины тех далеких и жестоких событий.
- Как вы думаете, почему эти произведения ценны для нас и для будущих поколений?
Потому, что эти картины созданы художниками, непосредственными участниками событий военных лет. И с этих полотен на нас смотрят не вымышленные образы, а их друзья, сыны, те, кто сражался рядом, делился последним, видел смерть и боль. Они увековечены в этих полотнах. И не случайно репродукции этих картин помещены в учебниках истории, как исторические факты, документы прошлых лет
.
Учащийся демонстрирует портреты художников, свидетелей событий Великой Отечественной войны 1941-45 гг и их картины о Великой Отечественной войне П.Кривоногова, А.Дейнеки, С.Герасимова, Ю.Непринцева, Б.Неменского, Г.Коржева, С.Герасимова, К.Васильева на фоне музыкальной композиции «Журавли». (Приложение №3).
Учитель:
Я хочу, чтобы вы запомнили лица тех, кто сумел так красноречиво описать события Великой Отечественной войны, не используя при этом не единого слова. Ведь кто, как не сам участник, свидетель тех страшных событий мог достоверно и правдиво отразить то, что пережил сам. Перед нами, по сути, портреты тех, кто ковал великую победу.
5. Планирование работы.
Далее все учащиеся по желанию делятся на 3 группы:
1группа –рисуют горящие дома, взрывы, деревья;
2группа-рисуют военную технику;
3группарисуют наших солдат и фашистов.
- В честь воинов-победителей мы с вами сегодня должны создать композицию «Ах, эта страшная война…». Работать будем в группах.
- Давайте вспомним, как подобрать формат листа для рисунка? (будем делить лист форматом А4 пополам, чтобы поместились все фрагменты)
- Как нам лучше расположить лист? (горизонтально для тех ,кто рисовать будет дома и военную технику; вертикально, кто рисовать будет людей и взрывы.)
- Как расположить рисунок на листе? (рисунок стараются расположить в центре листа, но при этом обязательно оставляют свободное место).
- Давайте решим, в какой последовательности будем работать.
1. Определим расположение предметов (границы) и проведем основные линии.
2. Лёгкими линиями наметим общую форму предметов.
3. Прорисовываем детали .
- После того, как выполнили эту работу, убираем ластиком лишние линии и приступаем к работе красками.
Работать мы будем гуашевыми красками.
- Чем гуашь отличается от акварельных красок? (ответы детей)
4.Дадим высохнуть нашим рисункам и вырежем их.
5.Расположим наши детали на ватмане.
6.Приклеим все детали.
- Этапы выполнения рисунка мы повторили. Можете приступать к работе.
-Ребята подготовили сообщение об обмундировании русских солдат, давайте их послушаем (выступление учащихся)
Сегодня мы с вами поговорим еще и о боевой технике, которую использовали в годы Великой Отечественной войны.
-Кто из вас подготовил сообщение о боевой технике? (выступление учащихся).
6. Практическая часть.
Самостоятельная работа под фонограмму песни «Журавли».(Приложение №4)
( Учитель контролирует ход работы и при необходимости оказывает индивидуальную помощь учащимся. )
Учащиеся работают на своих местах.
Выполнение учащимися отдельных рисунков на половинках листа А4(горящие дома ,деревья, взрывы, боевая техника, солдаты Советской Армии и фашисты).
Учитель:
А сейчас мы с вами все рисунки соберем в единое панно под названием «Ах, эта страшная война…»
Память о Великой Отечественной войне набатом стучит в наших сердцах. И чем меньше остается живых свидетелей тех лет, тем ценнее становятся произведения живописи, скульптуры, музыки, посвященные теме войны.
Пройдут века, но подвиг советского народа навечно останется в произведениях красноречивого искусства.
7. Анализ работ, оценивание.
- Давайте посмотрим на нашу общую работу, которые мы выполнили .
Получилось замечательное панно. Вы молодцы.
Учитель: С тех пор прошло уже 80 лет. Мало осталось тех людей, кто воевал, кто жил и работал в тылу. Это наши ветераны. Они – герои. Именно им мы обязаны тем, что живем мирно и счастливо, в такой прекрасной стране. Они завоевали нам свободу.
Почтим подвиг наших дедов и прадедов минутой молчания.
Минута молчания. (метроном)
ГОЛОС Левитана об окончании войны.(Приложение №5)
Учащийся:
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
Жизнью просторной,
Каждой секундой,
Каждым дыханьем
Будьте достойны!
Люди!
Покуда, сердца стучатся,
Помните!
Какой ценою завоевано счастье!
Пожалуйста, помните…
8.Итог занятия .
Подведем итог урока.
-Что мы делали на уроке?
-Еще раз назовите произведения искусства, с которыми мы познакомились на уроке?
- Понравилась работа? Что вам показалось наиболее сложным?
Всем спасибо за работу. Урок окончен.
Методические указания к занятию:
При подготовке к мероприятию по изобразительному искусству на тему «Ах, эта страшная война…» следует учесть его содержательную специфику, так как в 2025 году отмечается 80 лет со дня победы в Великой Отечественной войне. Соответствующим образом необходимо оборудовать проведение данного урока, чтобы школьники ощутили одновременно торжественность момента и радостный настрой советских людей, встретивших победный май 1945 года.
Проведение данного занятия по изобразительному искусству приурочено к празднованию 9 мая. Заранее даются задания отдельным группам учащихся:
Задание 1. Подготовить мини-сообщение о военной техник (советский танк Т- 34, немецкий танк Тигр, самолеты, обмундирование русских солдат).
Задание 2. Заучивание стихотворений наизусть.
Задание 3. Найти портреты и картины художников: А. Пластова «Фашист пролетел»,А.Дейнека «Оборона Севастополя», «Окраины Москвы», Г.Коржева «Прощание», К.Васильева «Прощание славянки», П Кривоногова «Защитники крепости» В. Панфилова «Подвиг Панфиловцев»,
Задание 4. Подготовить музыку и видеофайлы по теме «Великая Отечественная Война».
Материально-техническое обеспечение содержания урока.
Компьютер, интерактивная доска, магнитофон, мультимедийный проектор.
Список литературы
Безродных Г.И. Устный журнал « Подвигу жить в веках»/ Г.И. Безродных // Классный руководитель.-20069.-1.-С.55.
Борсякова С.И. Классный час в 5-6 классе / С.И. Борсякова, О.Е. Жиренко.- М.:5 за знание, 2007.-160 с.
Великородная В.А. Классные часы по гражданско-патриотическому воспитанию / В.А. Великородная, О.Е. Жиренко. – М.: ВАКО, 2008.
Изобразительное искусство. 5 класс: Поурочные планы по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.В. Павлова. -Волгоград: Учитель, 2008.
Коллекция презентаций и фильмов к занятиям и урокам; игры; энциклопедии, словари, библиотеки, коллекции картин на компакт-дисках, ресурсы на сайтах http://school-collection.edu.ru. http://vneuroka.ru/ , http://viki.rdf.ru/, http://www.edu.ruhttp://www.gzt.ru, http://www.may9.ru, http://www.rg.ru .
Книга памяти. Т.3. Дебесский район. Имя каждого свято / сост. М.В. Анисимов. – Ижевск: Удмуртия, 1994. – С.176–242.
Коваль О.А. «Колокола пямти» / О.А. Коваль // Классный руководитель. – 2006. - №1. – С. 66.
Лукаш Н.П. Тематический вечер «Юнги Великой Отечественной войны» / Н.П. Лукаш // Классный руководитель. – 2010. – №1. – С. 54.
Мойш Е.Д. Фестиваль Городов-героев, посвященный Дню Победы / Е.Д. Мойш // Классный руководитель. – 2010. - №1. – С. 54.
Самигуллин Г.Х. К.биол. н. доцент, Ректор Института непрерывного педагогического образования. Педагогические требования к открытым урокам// Методист №6 2007. 4.
Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.
Сайт праздника «День Победы России в Великой Отечественной войне.http://victory-day.ru
Сайт: Словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
Федеральный интернет-портал «История России». http://histrf.ru/ru
Художественная галерея. Собрание работ всемирно известных художников
Чурикова Т.А. 900 блокадных дней / Т.А. Чурикова // Спутник классного руководитель. – 2008. - №3. – С. 66.
Яковлева П.Е. Сценарий встречи с участниками Великой Отечественной войны и тружениками тыла / П.Е. Яковлева // Классный руководитель. – 2008. - №2. – С. 108.