СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока к литературному чтению Буква ы

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект к уроку азбуки по теме "Буква ы, звук Ы"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока к литературному чтению Буква ы»

Тема: Гласный звук [и], буквы И, и

Педагогическая цельСоздать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [и], буквами Ии; развития речи.

Тип урокаРешение учебной задачи.

Планируемые результаты (предметные): Знают особенности произношения звука [и], его характеристику; осуществляют наблюдение над значением слов; умеют включать слова в предложения.

Личностные результаты: Выстраивают добропорядочные отношения в учебном коллективе.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

  • Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения.

  • Познавательные: общеучебные – овладевают методом познания – наблюдением; логические – характеризуют изучаемый звук.

  • Коммуникативные: строить логическое и последовательное высказывание (сказка).

Материально – техническое обеспечение: компьютер, электронное приложение учебнику, диск, учебник «Азбука».


Ход урока.


I. Организация начала урока.

(Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок)

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать.

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнём

И сами до всего дойдём.– Проверим готовность к уроку.

(Дети приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.)


II. Речевая разминка.


на – на – на – во дворе растет сосна;

но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

ан – ан – ан – собери свой чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?


III. Постановка учебной задачи.

– Отгадайте загадку:


Маленького роста я

Тонкая и острая. 
Носом путь себе ищу, 
За собою хвост тащу…(Иголка)

В узкий глазок вдета тонкая нитка,

И поплыла за корабликом прытко.
Шьёт, зашивает и колется колко,
А называют кораблик…(Иголка)

Шагает мастерица

По шёлку да по ситцу.
Как мал её шажок!
Зовётся он — стежок…(Иголка) 


– С какого звука начинается отгадка?

– Как вы думаете, какая задача сегодня стоит перед нами? (Обучающиеся вместе с учителем формулируют учебную задачу)

( Познакомиться со звуком [и] и буквой, его обозначающей.)

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

  1. Слого-звуковой анализ слова иголка (учебник, с. 29)

– Рассмотрите схему слова иголка.

– Сколько слогов в слове?

– Какой слог ударный?

– Сколько звуков в первом слоге?

– Что вы можете сказать о втором слоге?

– Что вы можете сказать о третьем слоге?


  1. Знакомство со звуком [и] и буквой И

– Еще раз произнесите первый слог.

– Сколько в нем звуков?

– Какой это звук?

– Почему?

(Учащиеся объясняют.)

–Особенность произнесения гласного звука [и] – рот открыт нешироко, губы растянуты.

Гласный звук [и] можно записать буквой, которая так и называется: гласная буква И.

(Учитель показывает карточку с буквами И, и.)

– Найдите букву И на «ленте букв». На что она похожа?

(Учащиеся находят букву и на «ленте букв». Высказывают свои предположения.)


Раз – брусок и два – брусок,

Плюс один наискосок,

Снизу, сверху – уголки,

А всё вместе – буква И.


И похожа на гармошку

И на испуганную кошку.

И — меж двух прямых дорог

Одна легла наискосок.

– Выложите букву И из цветных карандашей.

(Учащиеся слушают учителя. Моделируют букву из цветных карандашей.)


3. Чтение стихотворения Б. Берестова «Ивы». Дифференцированное задание

Учебник стр 29

– Прочитайте стихотворение. Найдите слова с буквой И. В каких словах буква И заглавная, в каких – строчная?

(Учащиеся читают стихотворение, находят букву И в словах, называют)


Физкультминутка


Ходит по двору индюк.

Словно перьевой сундук.

Он шагает не спеша

С боку на бок, чуть дыша.

Важно крыльями трясёт,

Индюшат к себе зовёт.

А они гуськом бегут

От отца не отстают.

  1. Работа над схемами слов вишня и ива в электронном приложении к учебнику.

  2. Дидактическая игра «Кто больше?»

– Кто назовет больше всех слов со звуком [и]?

(Учащиеся называют слова со звуком [и] в начале, середине, конце слова.)

– Определите место звука [и] в слове.

(Учащиеся слышат звук [и] в произносимых словах, определяют место нового звука в слове. Наблюдают за особенностями произнесения звука [и])

– Как звучат согласные звуки, если после них стоит гласный звук [и]?


  1. Введение понятия о многозначности слова иголка

Учебник, с. 30

– Соотнесите рисунки со схемой. Что вы заметили?

(Учащиеся называют предметы, изображённые на картинках, и делают вывод: одно слово (иголки) может называть разные предметы)


  1. Составление предложения со словом ёжик

– Работа в паре. Придумайте предложение про ёжика.

(Учащиеся предлагают свои варианты предложений о ёжике)


  1. Развитие связной речи. Составление предложений по рисункам

Работа в паре.

Рассмотрите рисунки стр 30. Мы будем читать предложения. При «чтении» надо называть слова по рисунку.

(Учащиеся отвечают по очереди в паре, произносят слова отчетливо, внимательно слушают ответы друг друга, контролируют и оценивают правильность ответов. Распознают звук [и])


Физкультминутка

(Учащиеся ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке)

Маленький ежик четверо ножек

по лесу идет
И песенку поет

(шагаем на месте)
Фуф-ты фуф-ты фуф-ты фу

(руки на поясе, по очереди выставляем вперед и опять на пояс)
Сладко яблочко несу

(ладони вверх, руки вперед)
Фуф ты фуф ты фуф ты фу
Ребятишек угощу

(ладони вверх, руки вперед, приседаем)

V. Закрепление знаний и способов действий.


1. Работа с пословицами (учебник, с. 28)

– Какой смысл заложен в пословице «Нет друга – ищи, а нашел – береги»?

– Расскажите о своем лучшем друге.

– Как вы понимаете значение слов «взаимопомощь», «дружба»?

(Учащиеся слушают пословицу и раскрывают смысл пословицы. Составляют рассказ о своём самом лучшем друге. В рассказе выражают своё отношении к другу. Используют в высказывании слово «взаимопомощь». Объясняют значение слова «дружба»)

– Почему так говорят: «Дело учит, дело мучит, дело кормит?»

– Сколько букв И в пословице?

(Учащиеся отвечают на вопрос учителя. Объясняют смысл пословицы, высказывают свое мнение, приводят подтверждение из жизненного опыта. Распознают и находят в пословице буквы И, считают их)

  1. Роль ударения в слове

– Вспомните, какую роль в слове играет ударение?

– Может ли измениться смысл слова, если изменится ударение?

3. Работа с рисунком (учебник с. 30)

– Назовите предметы, изображенные в нижней части страницы.

– Как назвать эти предметы, одним словом?

– Какой предмет можно назвать лишним? Докажите

(Учащиеся обобщают рисунки, классифицируют изображенные орудия труда.)

4 . Составление рассказа по иллюстрации к сказке (учебник, с. 28)

– Кого вы видите на рисунке?

– Опишите, как он одет.

– С кем беседует Иван-царевич?

– Как вы считаете, кто живет в избушке на курьих ножках?

– иван –царевич кого ищет?

– Придумайте предложение к схеме.

( обучающиеся составляют рассказ по картинке и предложение по схеме. Контролируют и оценивают правильность ответов друг друга)

5. Дидактическая игра «Восстанови последовательность событий» по сказке «Журавль и лисица»

– Рассмотрите рисунки.

– Кто на них изображен?

– Вспомните сказку. Восстановите последовательность событий.

– Озаглавьте каждую часть.

– Придумайте с другом конец сказки.

6. Работа с «лентой букв»

– На «ленте букв» найдите буквы А, О, И. Объясните такое расположение.

(Обучающиеся объясняют, что гласные буквы располагаются на красном фоне. А, О обозначают твердость предшествующих согласных звуков. И обозначает мягкость предшествующих согласных звуков.)

V I. Рефлексивно-оценочный.

– Какому звуку, какой букве был посвящен урок?

– Чему учились на уроке?

Поднимите зеленую карточку, кто все понял.

Поднимите желтую карточку кто понял , но не все.

Поднимите красную карточку те, кто ничего не понял.

– Какие знания, умения, навыки помогли на уроке?

– Спасибо за урок.