Класс: 1
Урок окружающего мира
Тема: Дикие и домашние животные. Цель урока: сформировать первоначальные знания о диких и домашних животных, их сходстве и различиях; показать разнообразие домашних животных, их значение для человека. Цель урока: сформировать понятия "дикие" и "домашние" животные и расширить представлений о разнообразии домашних животных, их значении для человека.
Планируемые результаты урока:
Предметные:
• находить связи в природе, между природой и человеком;
• сравнивать объекты природы, делить их на группы, различать диких и домашних животных, выделять характерные особенности диких и домашних животных;
Метапредметные:
Регулятивные:
• контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;
• принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
Познавательные:
• выполнять действия по образцу;
• задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них;
• развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;
• строить сообщения в устной форме.
Коммуникативные:
• развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе и в паре;.
Личностные:
• учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;
• учиться выражать свое мнение.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Организация класса. Приветствие, проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний учащихся и создание проблемной ситуации. Формулирование цели и темы урока.
1. Сама пёстрая
Ест зелёное
Даёт белое (корова)
2. Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (ёж)
3. У этих спор упрямый,
Но очень интересный -
И кто кудрявый самый,
И кто богаче шерстью. (овца)
4. Обежала уж весь лес.
Хвост мелькает там и здесь
То не девица - краса
Это – рыжая …. . (лиса)
5. Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)
6. Спереди – пятачок,
Сзади – крючок,
Посередине – спинка,
На спинке – щетинка. (свинья)
7. Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)
8. Не мой бы труд, не мой бы бег,
Ты плохо жил бы, человек,
Но в век машины и мотора
Боюсь, в отставке буду скоро. (конь)
9. У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (заяц)
10. Слышу часто я в лесу
Очень громкое у-у-у.
Громко на луну поёт,
Спать спокойно не даёт (волк)
11. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит,
Дом сторожит. (собака)
12. То мурлычет, то играет
То куда-то удирает
Убегает далеко
А когда придет обратно
То мяукает и с блюдца
Пьет парное молоко (кошка)
Учитель: Как их всех назвать одним словом?
Ученики: Животные, звери.
В это время учителем по мере отгадывания загадок выставляются картинки с изображением диких и домашних животных.
Учитель: Ребята, посмотрите на доску и скажите, как назовём одним словом лису, белку, свинью, корову, собаку? (животные). Значит, о ком мы сегодня будем говорить? (о животных)
Совершенно верно, тема нашего урока – животные.
III. Физкультминутка
IV. Введение в новую тему.
А какие бывают животные мы сейчас узнаем. Предлагаю поиграть.
На доске у нас изображения леса и дома с различными постройками. Сейчас вы будете по очереди выходить к доске и брать карточку с названием животного и при помощи магнитика прикреплять ее туда, где это животное живет.
На сколько групп вы разделили животных? (на две – живущие в лесу и рядом с человеком)
Как называются те животные, которые живут рядом с человеком, его домом? (домашние)
А те, которые живут в лесу, в степи, в горах? (дикие)
Где берут пищу дикие животные? (добывают сами, едят растения или ловят добычу)
А домашние животные? Может быть вы помогали бабушке кормить кур, или давали траву кроликам, кормили кошку или собаку? (домашних животных кормит человек)
Запомним: дикие животные добывают пищу сами, а домашних животных кормят люди.
Давайте вспомним, как называются домики для животных. Начнем с диких животных.
У лисы – нора.
У волка – логово.
У муравьев – муравейник
У медведя – берлога.
У бобров – хатки.
У птиц – гнездо.
У белки – дупло.
А есть ли домик у зайца? Он не строит домик, постоянно перемещается, так ему безопаснее.
Кто строит домики для диких животных? (они сами)
А теперь выясним, где живут домашние животные.
Корова – в коровнике.
Конь – в конюшне.
Свинка – в свинарнике.
Куры – в курятнике.
Собака – в будке.
Кошка – в доме рядом с человеком.
Кто построил для этих животных коровник, курятник и другие домики? (Человек)
Давайте запомним: домашние животные живут в жилищах, построенных человеком.
Дикие строят или находят себе жилье сами.
Ребята, а если животное заболеет, кто его лечит, если рождаются малыши, кто ухаживает за ними? (За домашними – человек, дикие ухаживают за потомством и лечатся сами, при помощи лекарственных растений, грибов, ягод.)
Сделаем вывод – в чем же отличие диких животных от домашних?
Домашние животные нуждаются в пище, жилище, уходе, который им может дать только человек. Дикие строят жилища, находят пищу, ухаживают за детенышами сами.
V. Первичное закрепление новых знаний
1. Игра «Найди лишнее животное»
Кошка – собака – мышь – корова.
Белый медведь – крокодил – курица – заяц.
Коза – петух – черепаха – кролик.
Волк – лиса – попугай – петух.
2. Значение животных в жизни человека. Почему человек ухаживает за домашними животными?
Чем полезны человеку коровы, овцы, куры, свиньи и другие животные.
- Продукты питания: мясо, молоко, яйца.
- Материал: шерсть, пух, кожа.
- Рабочие функции.
- Домашние животные – друзья человека.
VI. Обобщение и систематизация знаний.
1. Просмотр презентации об истории возникновении и пользе домашних животных
domashnie_i_dikie_zhivotnye.ppt
VII. Рефлексия учебной деятельности
- Какой была тема нашего урока?
- Чему мы должны были научиться? Научились…
- Поднимите руку, кто узнал много нового для себя?
- Кому на уроке было интересно?
- За что вы могли бы похвалить себя и других?
- Скажите, а где можно найти интересующую вас информацию по какому - либо вопросу? (библиотека, интернет)
- Спасибо за активную работу! Урок окончен.