Тема урока: «Клеточная теория. Методы изучения клетки».
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
1.сформировать знания об истории создания клеточной теории, ее современных положениях, методах изучения клетки и ее органелл.
2.Развить понятие о клеточном уровне жизни.
Задачи урока:
Обучающие: сформировать у обучающихся знание основных положений клеточной теории, а также умение объяснять их с позиции истории науки и важнейших методов цитологических исследований;
Развивающие: показать основные положения клеточной теории в целостности и взаимосвязи как отражение современной научной картины мира;
Воспитательные: сформировать воспитательное отношение обучающихся к труду ученых.
Личностные:
-развитие ценностного отношения к науке труду ученых;
-развитие интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы);
-развитие взглядов мировоззренческого характера;
Метапредметные:
-овладение умениями работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал, составлять план ответа, проводить наблюдения, анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы;
-умение выстраивать логику доказательства, применять знания при решении теоретических задач;
-овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, умениями корректного ведения диалога и дискуссии.
Предметные:
-представление о цитологии как науке и об истории её становления и развития;
-умение объяснять сущность важнейших методов цитологических исследований;
-умение выявлять сходства и различия растительных и животных клеток, сравнивать строение клеток прокариот и эукариот;
-представление о клеточной теории как об одном из крупнейших теоретических обобщений в биологии;
-умение формулировать основные положения клеточной теории.
Основные понятия урока: клетка, эукариотная клетка, прокариотная клетка, цитология, микроскопия, хроматография, электрофорез, метод меченных атомов, центрифугирование, метод культуры клеток и тканей, метод рекомбинантых ДНК.
Оборудование: портреты ученых.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Постановка проблемы.
- На предыдущем уроке мы с вами познакомились с определением живого и выделили основные уровни его организации. Клетка занимает довольно высокий уровень в иерархии живых систем, потому что без изучения клеточного уровня , без учета биологического поведения клетки и ее взаимодействия нельзя понять живое.
3.Актуализация знаний:
Я предлагаю в начале нашего урока ответить вам на несколько вопросов:
Что такое «клетка»?
Как называется наука, изучающая клетку?
Какие органоиды входят в состав клетки?
Чем отличаются по своему строению растительные и животные клетки?
Все ли живые организмы состоят из клеток?
4.Изучение новой темы.
Представление о том, что клетка – это структурная и функциональная единица всех живых организмов, известное как клеточная теория, сложилось постепенно в XIX веке. Но на основании каких данных ученые утверждают, что клетка – своего рода знаменатель всех живых систем?
Ответить на этот вопрос мы сможем в ходе сегодняшнего урока, заполняя таблицу «Основные этапы развития клеточной теории».
Год | Ученый | Вклад в развитие теории |
| | |
| | |
| | |
Сегодня на уроке мы познакомимся с:
Историей изучения клеточной теории.
С современными положениями клеточной теории.
С современными методами исследования клеток.
Клетка – это удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме. Но в тайны клеточного строения человек проникнуть смог только в 1590 г. благодаря изобретению первого микроскопа голландским ученым Хансем Янсеном.
В 1665г. английский естествоиспытатель Роберт Гук опубликовал книгу «Микрография, или некоторые физиологические описания, сделанные посредством увеличительных стекол». В их числе был срез древесной коры, при увеличении напоминающий пчелиные соты. Гук называл их «ячейками», «камерами». Этот термин закрепился в науке, а на русский язык был переведен как «клетка».
Сообщение учащегося о Р. Гуке.
1680г. голландец Антонии ванн Левенгук, прославившийся созданием линз, дававших увеличение в 100-300 раз, открыл мир одноклеточных форм. Описание этих «анималькусов» («зверушек») пробудили интерес к изучению живого мира.
Сообщение учащегося об А.Левенгуке.
Благодаря дальнейшему усовершенствованию микроскопа к середине XIX века было собрано и опубликовано много новых описаний и рисунков различных тканей.
1825г. Я.Пуркинье открыл ядро яйцеклетки
1827г. К. Бер открыл яйцеклетку, доказав, что клетка- единица развития всего живого.
1831-1833г. шотландским ботаником Робертом Броуном было впервые описано ядро в растительных клетках, как постоянная клеточная структура и ввел в науку термин «ядро»
1837г. Я. Пуркинье установил сходство в строениии растительной и животной клеток.
1838г. немецкий ботаник Маттиас Шлейден пришел к выводу, что ткани растений состоят из клеток.
1839г. немецкий физиолог Теодор Шванн опубликовал ставшее впоследствии знаменитым сочинение «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений», в котором сформулировал вывод о том, что клетка является структурной и функциональной единицей живых организмов. Подобное представление, известное как клеточная теория , получило название теории Шванна – Шлейдена.
Клеточная теория Шванна –Шлейдена:
Все организмы состоят из одинаковых частей – клеток; они образуются и растут по одним и тем же законам.
Общий принцип развития для элементарных частей организма – клеткообразование.
Каждая клетка в определенных границах – некое самостоятельное целое. Но эти индивидуумы действуют совместно так, что возникает гармоничное целое. Все ткани состоят из клеток.
Процессы, происходящие в клетках растений, могут быть сведены к следующему:
возникновение новых клеток;
увеличение размеров клеток;
превращение клеточного содержимого и утолщение клеточной стенки.
Ошибка теории:
Т. Шванн и М. Шлейден ошибочно полагали, что клетки в организме возникают путем новообразования из первичного неклеточного вещества.
1840 г. – Ян Пуркинье предложил термин «протоплазма» для обозначения живого содержимого клетки.
1858-1859 г. – Рудольф Вирхов сформулировал положение о том, что «всякая клетка происходит из другой клетки…» «Там, где возникает клетка, ей должна предшествовать клетка…»
1876 г. – Александр Флемминг был открыт клеточный центр.
1898 г. – Камилло Гольджи был открыт аппарат Гольджи.
1933 г. – Р. Руденберг изобретен электронный микроскоп. Были изучены все органоиды клетки.
Проверка заполнения таблицы.
Клеточная теория к середине XIX века стала общепризнанной и послужила возникновению цитологии. Благодаря клеточной теории к началу XX века сформировалось представление об общности происхождения и единства всего живого.
Клеточная теория сохранила свое значение и в настоящее время. Она дополнена многочисленными материалами о строении, функциях, химическом составе и развитии клеток живых организмов различных царств.
Основные положения современной клеточной теории.
Клетка – это структурно-функциональная единица живого, представляющая собой элементарную живую систему. Для неё характерны все свойства живых систем: осуществляет обмен веществ и энергии, размножается, растет, для неё характерны раздражимость, подвижность.
Если выделить из клетки отдельные компоненты, многие из них смогут выполнять свои специфические функции и вне клетки. Например, при определенных условиях можно наблюдать сокращение миофибрилл (особые сократительные нити), выделенных из мышечного волокна, а в рибосомах-синтез белка. Однако эти выделенные из клетки компоненты обладают не всеми свойствами живого, лишь частью их . Клетка же есть наименьшая единица, в которой можно обнаружить в совокупности все признаки живых организмов.
Клетки разных организмов имеют сходный химический состав и план строения.
Новая клетка возникает в результате деления исходной клетки. Этому делению обязательно предшествует удвоение клеточных структур, в которых содержится генетическая информация
В сложных многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемой ими функции и образуют ткани; из тканей состоят органы, которые тесно связаны между собой и подчинены нервным и гуморальным системам регуляции.
Сходство клеточного строения организмов свидетельствует о единстве их происхождения.
Методы изучения клетки(цитологические).
Прижизненное изучение клеток проводят с помощью светового и электронного микроскопа (микроскопия). Объектами такого изучения могут служить свободноживущие простейшие, которых в лаборатории содержат в специальных средах;
Метод клеточных культур используют для изучения клеток тканей животного организма.
Метод микрохирургии позволяет экспериментаторам пересаживать и удалять из клетки, ядро, ядрышки, части мембраны и др..
Физико –химические методы хроматография, электрофорез позволяют разделить смеси веществ, выделенные из клетки, определить их качественный и количественный состав. Метод меченых атомов основан на использовании радиоактивных и стабильных изотопов в качестве метки какого либо элемента, что позволяет последить за движением и превращением этого элемента в растениях (для изучения биохимических и физиологических процессов)
Метод дифференциального центрифугирования используется для расслоения содержимого клетки на фракции в зависимости от удельного веса различных органоидов и клеточных включений
При изучении живых клеток используют различные красители, в том числе способные светиться (флуоресцировать) при поглощении световой энергии. Многие красители избирательно связываются с некоторыми структурами клетки, вызывая их свечение.
Метод рекомбинантных ДНК. Для изучения тонких механизмов процессов, протекающих в клетке, в том числе функций генов, ДНК «вырезают» из клетки. Далее её встраивают в генетический аппарат бактерии или вируса и изучают его структуру, синтезируют новые гены, переносят их из эукариотных клеток в бактериальные и стимулируют их работу. Этот метод применяют в генной инженерии для изучения механизма наследственности, мутагенеза.
Значение изучения клетки:
В медицине – для разгадки причин заболеваний.
Для классификации живых организмов.
5.Типы клеток
Подавляющее большинство известных на сегодняшний день живых организмов (растения, животные, грибы и бактерии) имеет клеточное строение. Форма клеток может быть округлой, цилиндрической, кубической, призматической, дисковидной, веретеновидной, звездчатой и др
Несмотря на все разнообразие клеток, общий план строения для них един: все они содержат наследственную информацию, погруженную в цитоплазму, и окружающую клетку плазматическую мембрану. Снаружи от мембраны у клетки может быть еще клеточная стенка, состоящая из различных веществ, которая служит для защиты клетки и является своего рода ее внешним скелетом.
Прокариоты и эукариоты
В настоящее время различают два основных типа организации клеток: прокариотические и эукариотические.
Прокариотическая клетка не имеет ядра, ее наследственная информация не отделена от цитоплазмы мембранами. Область цитоплазмы, в которой хранится наследственная информация в прокариотической клетке, называют нуклеоидом. Прокариотами являются бактерии.
Размеры прокариотических клеток, как правило, на порядок меньше, чем размеры эукариотических. Большинство прокариот является одноклеточными организмами, а эукариоты — многоклеточными.
Сравнительная характеристика прокариот и эукариот Приложение 1
Признаки | Прокариоты | Эукариоты |
Ядерная оболочка | | |
ДНК | | |
Хромосомы | | |
Митоз | | |
Мейоз | | |
Гаметы | | |
Митохондрии | | |
Пластиды у автотрофов | | |
Способ поглощения пищи | | |
Пищеварительные вакуоли | | |
Жгутики | | |
-Используя справочный материал (Приложение 2)заполните таблицу (Приложение1)
Сравнительная характеристика строения клеток растений, животных, бактерий и грибов (Приложение 2)
Кроме характерных для прокариот и эукариот особенностей, клетки растений, животных, грибов и бактерий обладают еще целым рядом особенностей. Так, клетки растений содержат специфические органоиды — хлоропласты, которые обусловливают их способность к фотосинтезу, тогда как у остальных организмов эти органоиды не встречаются.
Растительные клетки, как правило, содержат крупные вакуоли, наполненные клеточным соком. В клетках животных, грибов и бактерий они также встречаются, но имеют совершенно иное происхождение и выполняют другие функции. Основным запасным веществом, встречающимся в виде твердых включений, у растений является крахмал, у животных и грибов — гликоген, а у бактерий — волютин.
Еще одним отличительным признаком этих групп организмов является организация поверхностного аппарата: у клеток животных организмов клеточная стенка отсутствует, их плазматическая мембрана покрыта лишь тонким гликокаликсом, тогда как у всех остальных она есть. Это целиком объяснимо, поскольку способ питания животных связан с захватом пищевых частиц в процессе фагоцитоза, а наличие клеточной стенки лишило бы их данной возможности. Химическая природа вещества, входящего в состав клеточной стенки, неодинакова у различных групп живых организмов: если у растений это целлюлоза, то у грибов — хитин, а у бактерий — муреин.
Бактериальные клетки имеют следующие характерные для них структуры — плотную клеточную стенку, клеточную мембрану, одну кольцевую хромосому, расположенную в нуклеотиде, рибосомы, мезосомы (внутренние клеточные мембраны), жгутики и клеточные включения в виде жировых капель и гранул полисахаридов. В этих клетках нет многих органоидов, характерных для эукариотических растительных, животных и грибных клеток. По способу питания бактерии делятся на автотрофов, хемотрофов и гетеротрофов.
Эукариотическая клетка — клетка, в которой хотя бы на одной из стадий развития имеется ядро — специальная структура, в которой находится ДНК. К эукариотическим организмам относят растения, животные и грибы.
Клетки растений содержат характерные только для них пластиды — хлоропласты, лейкопласты и хромопласты; они окружены плотной клеточной стенкой из целлюлозы, а также имеют вакуоли с клеточным соком. Все зеленые растения относятся к автотрофным организмам.
У клеток животных нет плотных клеточных стенок. Они окружены клеточной мембраной, через которую происходит обмен веществ с окружающей средой.
Клетки грибов покрыты клеточной стенкой, отличающейся по химическому составу от клеточных стенок растений. Она содержит в качестве основных компонентов хитин, полисахариды, белки и жиры. Запасным веществом клеток грибов и животных является гликоген.
6. Проверка заполнения таблицы.(Сверяют с эталоном)
Признаки | Прокариоты | Эукариоты |
Ядерная оболочка | Нет | Есть |
ДНК | Замкнута в кольцо( условно называется бактериальная хромосома | Ядерная ДНК представляет собой линейную структуру и находится в хромосомах |
Хромосомы | Нет | Есть |
Митоз | Нет | Есть |
Мейоз | Нет | Есть |
Гаметы | Нет | Есть |
Митохондрии | Нет | Есть |
Пластиды у автотрофов | Нет | Есть |
Способ поглощения пищи | Адсорбция через клеточную мембрану | Фагоцитоз и пиноцитоз |
Пищеварительные вакуоли | Нет | Есть |
Жгутики | Есть | Есть |
7.Закрепление изученного материала.
1. В состав клеток всех живых организмов входят одни и те же органические вещества, что служит доказательством:
1) единства живой и неживой природы;
2) единства органического мира;
3) эволюции органического мира;
4) приспособленности организмов.
2. Обмен веществ и превращение энергии в клетках живых организмов свидетельствуют о том, что клетка – единица:
1) строения организма;
2) жизнедеятельности организма;
3) размножения организма;
4) генетической информации.
3. Сходство клеток живых организмов разных царств доказывает теория:
1) эволюционная;
2) хромосомная;
3) клеточная;
4) генетическая.
4. Изучить структуру органоидов клетки позволил метод:
1) светового микроскопирования;
2) электронного микроскопирования;
3) центрифугирования;
4) культуры тканей.
5. Положение о структурно-функциональной единице живого обосновала теория:
1) филогенеза;
2) эмбриогенеза;
3) эволюции;
4) клеточная.
6. Процессы жизнедеятельности у всех живых организмов протекают в клетке, поэтому ее рассматривают как единицу:
1) размножения;
2) строения;
3) функциональную;
4) генетическую.
7. О единстве органического мира свидетельствует:
1) наличие ядра в клетках живых организмов;
2) клеточное строение организмов всех царств;
3) объединение организмов в систематические группы;
4) разнообразие организмов, населяющих Землю.
8. Укажите ученого, который опроверг положение первой клеточной теории о том, что клетка происходит из неклеточного вещества:
1) К. Бэр;
2) Т. Шванн;
3) Р. Вирхов;
4) К. Гольджи.
9. Назовите ученого, который впервые увидел клетки:
1) А. Левенгук;
2) Р. Гук;
3) Р. Вирхов;
4) К. Бэр.
10. Сходство в строении растительных и животных клеток обнаружили:
1) Р. Гук и А. Левенгук;
2) Р. Броун и А. Левенгук;
3) Т. Шлейден и М. Шванн;
4) Р. Вирхов и К. Гольджи.
11. Значение клеточной теории в науке заключается в том, что она:
1) обобщила все имеющиеся к 19 в. знания о строении организмов;
2) выявила элементарную структурную и функциональную единицу жизни;
3) создала базу для развития цитологии;
4) все ответы верны.
8. Рефлексия.
9.Домашнее задание:
10.Итог урока.