СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. Кто такие птицы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира построен в игровой форме, с элементами практической исследовательской работы.Задачи урока обобщить и конкретизировать знания детей о птицах, как животных, тело которых покрыто перьями, различать птиц перелетных и зимующих. Познакомить с правилами изготовления и размещения скворечников, традициями русского народа, связанные с птицами.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Кто такие птицы.»

Конспект урока Окружающего мира. 1 класс. УМК «Школа России»

Тип урока: Изучение нового

Тема: Кто такие птицы.

Цель: обобщить и конкретизировать знания детей о птицах.

Задачи:

  • обобщить знания детей о птицах, как животных, тело которых покрыто перьями;

  • различать птиц перелетных и зимующих;

  • познакомить с правилами изготовления и размещения скворечников, традициями русского народа, связанные с птицами.

Планируемые результаты:

Предметные:

Понимать, что птицы-это животные, тело которых покрыто перьями, бывают птицы перелетные и зимующие, у русского народа существует множество традиций, связанных с птицами.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, понять эмоционально-ценностное отношение к природе как дома для всего живого.


Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; учиться практическому исследованию предметов природы

проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).


Оборудование: фонограмма с записью птичьих голосов, рисунки яйца и птенца, картинки с изображением птиц, набор перьев, ножницы, кормушка, скворечник, декорация уголка русской избы, булочки в виде птиц.

Ход урока.

  1. Организационный момент. (На столе лежат ножницы. Как правильно с ними обращаться, чтобы не навредить ни себе, ни соседу по парте.)

  2. Введение в тему урока.

Какое замечательное название урока – «Окружающий мир»! А как красив и удивителен мир с высоты птичьего полета! Вы хотите посмотреть? Давайте попробуем взлететь!

Давайте мы с вами руками помашем.

И что-нибудь птичье давайте мы скажем.

А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим?

Давайте попробуем! Что не летим?

Почему у нас не получилось взлететь? Каких животных называют «дети воздуха»? Вы догадались, о ком мы будем говорить сегодня на уроке?

  1. Сообщение темы урока.

Сегодня мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц, чтобы лучше их узнать и понять.

  1. Актуализация новых знаний.

В руках учителя «яйцо», оно раскрывается, из него появляется «птенец».

- Ой! Ой! Ой! Где я! Кто я! Кто моя мама?

- Ребята, наш маленький птенец потерялся. Поможем найти ему маму! Как птенцу узнать, кто его мама? Как выглядят птицы?

- Что умеют делать птицы?

а) Птицы умеют летать. (Но летать умеют еще и бабочки, стрекозы и даже летучие мыши, но они ведь не птицы!) - это не главная особенность птиц.

б) Птицы умеют петь.( Но поют и дельфины и мы с вами.) – это не главная особенность птиц.

в) Птицы вьют гнезда. ( Некоторые птицы кладут яйца прямо на камни, а осы тоже делают гнездо) – это не главная особенность птиц.

г) Птицы несут яйца.( но яйца откладывают еще и крокодилы, черепахи) - это не главная особенность птиц.

Какой же главный отличительный признак птиц?

- Тело птиц покрыто перьями.

5. Самоопределение к деятельности

Практическая работа по изучению птичьих перьев.

- Хотелось бы вам узнать, как устроено перо?

Сейчас мы превратимся в ученых, и будем исследовать перья.

- Что общего у всех перьев? (Есть стержень, волоски – бородки.)

Возьмите самое крупное перо и рассмотрите бородки. Попробуете раздвинуть бородки. (Это трудно т.к. они цепляются друг за друга маленькими крючками, как молния – застежка)

Положите на ладонь самое маленькое перо, и слегка подуйте.

Почему перо взлетело? (Оно легкое)

Отрежьте кончик, рассмотрите срез. На что он похож? (На трубочку.) Значит внутри пера воздух, вот почему оно такое легкое.

Подержите перо около щеки. Что вы почувствовали? (Щеке стало тепло).

Итоги исследования: тело птицы сложный аппарат, и важную роль в нем играют перья. Большие перья на крыльях помогают птице летать, пух согревает тело, перья хвоста позволяют держать равновесие, делать повороты.

Теперь вы уже специалисты и сможете объяснить птенцу кто такие птицы!

( Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями).

Ну что же отпустим птенца на поиски мамы, а сами продолжим урок.

6.Слушание фонограммы.

Закройте глаза и постарайтесь представить себе то место, где можно услышать эти звуки. Что вы представили? (Летний лес, а в нем поют птицы).

7. Этап отработки умений и навыков изученного.

Если сейчас оказаться в лесу, можно ли услышать такие звуки? (Нет. Это звуки летнего леса.) С наступлением осени некоторые птицы покидают нас, чтобы отправиться зимовать в теплые страны, где нет зимы. Весной они снова вернуться на свою землю. Но часть остаётся с нами зимовать.

- Как называю птиц, отправляющихся в дальний перелет?

- Как называют птиц остающихся с нами?

Как вы думаете , легко ли птицам приходится зимой? Большинство из них погибает от холода и голода. Можем ли мы помочь птицам перезимовать?

Ребята, перед вами рисунок кормушки с птицами. Но всех ли птиц можно увидеть зимой у кормушки. Давайте исправим ошибки. (Найти птиц перелетных и прикрепить их в ту часть доски, где изображено солнышко.)

8. Физкультминутка.

Руки подняли и помахали –

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер роняет росу

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылышки сложим назад.

9. Знакомство с правилами изготовления и размещения скворечников.

Настоящие любители природы заботятся о птицах зимой, подкармливая их в кормушках.

Но и весной люди встречают прилет птиц, изготавливая и развешивая скворечники. Еще их называют гнездовья или дуплянки.

Очень давно, еще наши предки развешивали домики для птиц рядом со своим жильем. Как вы думаете, зачем люди хотели, чтобы рядом с ними жили птицы?(Птицы поедают насекомых-вредителей полей и садов).

Самые первые гнездовья делали из глины, из коры деревьев. А так выглядят современные скворечники. Давайте рассмотрим скворечник.

- Почему он так называется?

- На что похож скворечник?

- Из чего он сделан?

- Для чего нужна крыша?

- При изготовлении скворечника внутренние стенки не стругают. Кто знает почему? (Птенцы не смогут выбраться из дуплянки).

- А как правильно повесить домик? (Дуплянку нужно повесить повыше, чтобы уберечь от излишнего внимания людей и от хищников). Ни в коем случае не используйте гвозди. Дерево сильно пострадает и может погибнуть. Лучше всего домики прочно привязать к развилке ветвей, используя проволоку.

- Оказывается, гнездовые домики нужны не только скворцам. С радостью займут искусственные гнездовья такие птицы как поползни, синицы, пищухи, мухоловки, трясогузки. Их гнездовья немного отличаются от скворечников, но все равно подчиняются единым правилам? (Показ других гнездовий).

- А зачем развешивать искусственные гнездовья?

В результате деятельности человека число мест, где могут загнездиться дикие птицы, становится с каждым годом все меньше. Построив и повесив дуплянку, вы помогаете хотя бы одной паре птиц найти новый «дом» и вывести потомство!

10. Ролевая игра. «Жаворонки».

Человек издавна заботился о птицах. Подкармливал их зимой. Строил и развешивал для них домики. Обряды и традиции русского народа, связанные с птицами дошли и до наших дней.

Давайте перенесемся в прошлое и посмотрим, как готовились к прилету птиц наши предки.

Бабка: смотрит в окно).

- Ах! Какое нынче солнце яркое, да капель звонкая! Знать и

зиме – конец ! Сашенька! Егорка!

- Вы не забыли какой нынче праздник?

Сашенька: Помним, бабушка, сегодня 40 святых.

Егорка: - Мы и палочки приготовили.


Бабка: - А я вам «жаворонков» напекла. ( Достает из печки сковороду).

Глядите, какие румяные! С пылу с жару!

Этих птичек сами съедите, а эти на улицу

отнесите.

Егорка: Я свою палочку на чердак занесу.

Сашенька: А я свою на горе прилажу, я и место присмотрела.

Бабка: Вот молодцы пострелята. А песенку не забыли ?

Сашенька и Егорка: Жаворонки прилетите!

К нам весну принесите!

Нам зима надоела

Весь хлеб у нас поела.



И в наши дни 22марта на православный праздник 40-ка севастийских мучеников пекут постные булочки в форме птичек. Так отмечают прилет первых птиц и начало весны. А вы запомнили песенку про жаворонков?

11. Рефлексия, итог урока.

Что нового вы узнали на уроке, чему научились, кто из вас захотел, чтобы рядом с домом висел скворечник? Я надеюсь, что в этом году вы будете встречать прилет птиц не только булочками и песней, но домиком для птиц.

А птицы не останутся в долгу. Они будут будить вас по утрам звонкой песней, а самое главное – вы получите возможность наблюдать за жизнью птиц.

Благодарю вас за урок. Вы молодцы. Скажите себе: «Я – молодец, я думал, я старался, я делал открытия».


«Жаворонки»


На Руси по традиции, на день памяти 40 севастийских мучеников пекли постные булочки в форме птичек. Так отмечали начало прилета первых весенних птиц.

Испечь их несложно. На 3 стакана муки взять 1 стакан теплой воды, разведенные дрожжи, 2ст. ложки сахара, соль, немного меда, 3ст. ложки растительного масла.

Вымесить тесто, дать подойти. Разделить тесто на полоски, раскатать их в валики. Валик завязать узлом. Одному концу придать форму головки с клювиком, другой конец надрезать ножом, чтобы получился хвост. Вместо глаз вставить изюминки. Посыпать сахаром и выпечь в духовке.