СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Кто такие звери?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Кто такие звери?"»

Катцина Раиса Александровна

Учитель начальных классов

МБОУ «Троицкая СОШ»

1 класс

Тема урока: «Кто такие звери?»

Предмет Окружающий мир

Класс 1

УМК Окружающий мир. А.А. Плешаков. Издательство «Просвещение», 2023

От земли до неба: Атлас-определитель: пособие для учащихся/А.А.Плешаков. Просвещение, 2019

Окружающий мир. Тесты.1 класс. Пособие для учащихся/А.А. Плешаков. Москва «Просвещение», 2019

Методическая информация

Тема Мир животных: звери (узнавание, называние, сравнение, краткое описание)

Количество уроков по теме 1

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цели: Формировать у учащихся представление о зверях как животных, тело которых покрыто шерстью; познакомить с особенностями их строения;

Задачи:

  1. Изучить внешнее строение и отличительные признаки зверей.

  2. Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи.

  3. Развивать интерес к предмету через использование ИКТ.

  4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Планируемые результаты:

Предметные: Сформировать у детей понятие о зверях, уметь  их определять, знать внешнее строе­ние зверей, учить бережному отношению к природе.

Метапредметные:

Познавательные: Находить нужную  информацию,  анализировать ее,

находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

сравнивать и группировать предметы по заданному признаку;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: Выработать на личностно-значимом уровне ,внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Работать по предложенному учителем плану,

формулировать вопрос  (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся,

давать оценку своим действиям.

Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, сотрудничать в парах, группе,  выслушивать мнение одноклассников .

















Конспект урока.

Этапы урока

Цели и методы

Описание действий участников образовательного процесса

Примечание

  1. Этап мотивации к учебной деятельности


Мотивировать учащихся к учебной деятельности, на эмоциональное восприятие материала. Дети организуют свое рабочее место. Настроить на работу, умение слушать.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Можно за партой тихонько сидеть,
А можно отправиться в лес –
Чудеса посмотреть.



  1. Этап актуализации и фиксировании индивидуального затруднения в пробном действии


Отгадывание загадок и закрепление собственных знаний. Выделение и осознание того, что уже пройдено. Умение отвечать на вопросы учителя. 
Формирование позиции положительного отношения к учению. Повторить тему прошлого урока (Кто такие птицы?), Мотивация к изучению нового материала 

Учитель: Сегодня мы с вами отправляемся в лес. Лесные жители отправили нам послания, давайте угадаем, от кого они? Учитель читает:

  1. Наше тело покрыто перьями, у нас одна пара ног, есть клюв и крылья (Птицы)

  2. У нас шесть ног, некоторые из нас высоко прыгают, некоторые летают. Мы самая многочисленная группа животных. Многие из нас питаются растениями, но есть и хищники.( Насекомые)

  3. Мы живём в воде, управляют нашими движениями плавники и хвост, а кожа покрыта чешуёй. (Рыбы)

Войдя в лес, мы сразу попадаем на лесную поляну и встречаем муравьишку, который предлагает отгадать кроссворд. Отгадав его мы узнаем с какой группой животных мы будем знакомится сегодня.


  1. Колыбель для деточек 

Из травы и веточек. (гнездо)

  1. Угадайте, что за птица
    Света яркого боится,
    Клюв крючком, глаз пятачком? (сова)

  2. В серой шубке перовой
    И в морозы он герой,
    Скачет, на лету резвится,
    Не орёл, а всё же птица. (воробей)

  3. По лесу летало, 
    В воду упало, 
    В воде болталось 
    И сухим осталось. (перо)

  4. Квохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло собирает. (курица)

Учитель: Назовите тему сегодняшнего урока.

Дети: Кто такие звери?


На доску вывешивается слово животные на изображении поляны, по мере угадывания видов животных крепятся листы с изображениями насекомых, птиц, рыб, лист с изображением зверей пока перевёрнут


Кроссворд

Фронтальная работа

По вертикали дети прочитывают слово ЗВЕРИ и на доске переворачивается лист с изображением зверей


  1. Этап выявления места и причины затруднения


Учитель подводит детей к выявлению места и причины затруднения Целеполагание, выдвижение гипотез.

Учитель: Дальше мы путешествуем к озеру. К каким группам принадлежат эти животные, докажите!

Дети: Жук – насекомое, т.к. у него 6 ног, орёл – птица, т.к. его тело покрыто перьями, щука – рыба, т.к. тело покрыто чешуёй. Учитель: У Муравьишки возник вопрос: к какой группе относится мышь?



  1. Этап построения проекта выхода из затруднения


Учащиеся составляют план работы на уроке

Учитель: Что мы должны узнать сегодня на уроке, чтобы ответить на этот вопрос?

Дети: 1. Узнать какие животные называются зверями;2. Приводить примеры зверей;3. Изучить строение тела зверей; 4.Чем звери выкармливают своих детёнышей;



  1. Этап реализации построенного проекта

Дети самостоятельно добывают информацию с помощью исследований. 
Умение работать в группах, слушать других, не перебивать, отвечать точно. Уметь анализировать, проводить операции синтеза и классификации. 

Каждая группа рассматривает одного животного, используя картинку и называет части тела. После выступления каждой группы ребята делают вывод, что у каждого животного разный размер, разная форма, но части тела одинаковые.

Учитель: Ребята отгадав загадку, вы узнаете к кому в гости мы отправимся.

Он животных многих выше, Безопаснее и тише. Глазки черные, как плошки, Очень маленькие рожки. Шея как высокий шкаф, А зовут его… (жираф) Назовите части его тела. Дети: Голова, шея, туловище, хвост, ноги

Учитель: Муравьишка принес нам вопрос: Чем покрыто тело зверей?


Дети: шерстью

На столах у детей кусочки шерсти и лупы. Дети рассматривают.

Работа в группах

Картинки с изображением животных

(мышь, лиса, заяц, олен


  1. Физминутка

Реализация двигательной активности.

Утром белочка проснулась, повернулась, улыбнулась

Раз- росой умылась,

Два- изящно покрутилась,

Три- в ладоши три хлопка, головою три кивка

На четыре-руки шире,

Пять- руками помахать

Шесть- всем сесть,

Семь, восемь- лень отбросим.



  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи


Формирование новых знаний расширение знаний учащихся о животных.


Учитель: Ребята, как вы думаете чем мама-лосиха кормит лосёнка, мама-лисица кормит лисенка, мама-ежиха кормит ежонка, мама-медведица – медвежонка, мама-зайчиха зайчонка, а волчица – волчонка. Дети: молоком

Мудрая черепаха: звери выкармливают детенышей молоком.

Учитель: Сделайте вывод. Кто такие звери? Дети: Звери – животные, тело которых покрыто шерстью, выкармливают своих детенышей молоком.

Вернемся к нашему вопросу, который задал нам муравьишка. (К какой группе относится мышь?)

Дети: мышь – зверь, т.к. тело покрыто шерст


  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону


Организация работы с учебником с целью получения новой информации. 

Умение работать в паре, слушать друг друга, высказывать свое мнение.

Учитель: Мы направляемся в лесную чащу. В лесной чаще нам встретились самые разные звери, а какие вы узнаете открыв учебник с.39. С помощью аталаса-определителя узнайте этих зверей, назовите их.

Учитель: Обратите внимание на лапы крота. Что в них особенного?

Дети: передние лапы большие.

Учитель: Почему?

Крот роет подземные ходы, для этого ему нужно иметь такие лапы, лапы крота превратились в лопатки.

Учитель: Что необычного в строении летучей мыши.

Дети: У нее вместо лап крылья

Мудрая черепаха хочет познакомить нас с интересными животными, которые тоже являются зверями, но имеют необычное для этой группы строение тела.Муравьед Муравьев он  кушать любит,
Ест их сотни на обед,
Триста тысяч в день их губит,
Неизвестный муравьед.
Не медведь, и не собака,
В шерсть короткую одет,
Даже пальцы есть на лапах,
С длинной мордой, муравьед.

верблюд

У верблюда два горба, -
Всё равно красивый.
Гордый, сильный, как всегда,
И неторопливый.
По пустыне он идёт
на высоких ножках,
Груз старается, несёт
и устал немножк

Кит

Как корабль в океане,
Показался кит в тумане,
Кит фонтанчики пускает,
Себе спинку поливае

Работа в парах

Работа с ррабочим листом

  1. Этап включения в систему знания и повторения


Повторение ПДД, Воспитывать бережное отношение к природе, сформулировать правила по охране природы.

Учитель: А сейчас мы отправимся в гости к мудрой сове. Посмотрите, у нее необычная книга. Цвет переплета у этой книги красный.
– Где вы встречаетесь с красным цветом? (Красный цвет светофора)
– Вспомните, что показывает красный цвет у светофора? (Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Связь с ПДД)
– Правильно, красный сигнал светофора, предупреждает: “Осторожно! Может случиться беда”. Вот и Красная книга предупреждает об опасности, но о какой? 


Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеет защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете  мы останемся одни

Многие животные стали истребляться людьми(мех, мясо, кости, бивни). Чтобы они не исчезли с планеты эти животные занесены в Красную книгу (Приводятся примеры животных, которые занесены в Красную книгу). Мы не можем охранять всю природу сразу, но мы можем бережно относится ко всему живому, делать все, чтобы спасать, защищать нашу природу. (Здесь заканчивается слайд № 17)

Подумайте какие правила надо соблюдать.

Ответы детей сравниваются с эталоном.





  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке


Обобщение и систематизации знаний, полученных на уроке. Обобщают полученную информацию. Делятся результатами деятельности. Проверяют свои знания о зверях и оценивают свою деятельность на уроке. 

Наше путешествие подходит к концу. Возвращаемся на нашу поляну. Нас встречает мудрая черепаха. Давайте расскажем что мы узнали о зверях в нашем путешествии.

Мудрая черепаха просит открыть вас выполнить задания на карточках

Проверь себя.( правильные ответы на слайде)


Оцените свою работу по шкале самооценки на вашей работе.

(Все ответы правильные – высокий уровень, допущены 1-2 ошибки – средний уровень, 3 ошибки – низкий уровень)

– Что вы для себя открыли нового, интересного сегодня на уроке? 

- Как мы находили ответы на свои вопросы? 

    Украсим поляну цветами. Для этого нужно оценить свое настроение на уроке: если вам было интересно возьмите красный цветок. Если вам было что-то непонятно - оранжевый цветок. А если на уроке вам было неинтересно скучно, то синий. 







Картинка с полянкой, цветы разных цветов (красный, оранжевый, синий)

  1. Рекомендации для занятий дома

Закрепление знаний полученных на уроке, развитие речи, памяти, умение находить информацию, возможность выбора задания по интересам, по сложности.

задание: Нарисуй животное