Конспект урока
литературного чтения
в 4 «А» классе
М. Ю. Лермонтов
«Дары Терека»
Брыкина О. Ю.
учитель начальных классов
2019 г.
г. о. Балашиха
СТРУКТУРА УРОКА
Предмет: Литературное чтение
Класс: 4
Тема: Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Стихотворение «Дары Терека»
Тип урока: освоение новых знаний
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова, со стихотворением «Дары Терека».
Задачи урока:
Образовательные: отрабатывать навыки беглого, выразительного, осознанного чтения;
Развивающие: развивать память, речь, внимание, творческие возможности детей.
Воспитательные: воспитывать интерес к художественному произведению, любовь к чтению, к книге.
ПРЕДМЕТНЫЕ: прогнозировать содержание произведения, исправлять ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
УУД
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – Умение ориентироваться в учебной и художественной книге, умение работать с текстом.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ – формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
КОММУНИКАТИВНЫЕ - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре (распределение обязанностей, умение договариваться о совместных действиях).
ЛИЧНОСТНЫЕ: формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми учащиеся сталкиваются в жизненных ситуациях.
Средство обучения: учебник, презентация, аудиозапись
ХОД УРОКА:
1. Приветствие.
- Здравствуйте, ребята. Постарайтесь сегодня стать более образованными и грамотными.
Приветствуют учителя.
2. Актуализация знаний.
- Какой раздел вы закончили на прошлом уроке?
Анализируют деятельность на прошлом уроке.
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
- На доске выложены буквы: ИМХАЛИ ЧИВЬЮРЕ ВЛОЕТРМНО.
- Составьте из этих букв фамилию, имя и отчество писателя. (Михаил Юрьевич Лермонтов)
- Как выдумаете, почему именно это имя звучит у нас на уроке?
- Мы начнем знакомиться с жизнью и творчеством писателя.
- Поставьте задачи для себя на этот урок.
- Откройте учебник на с. 92-93. Рассмотрите фотографии и иллюстрации. Что вы можете рассказать о Михаиле Юрьевиче?
- В январе 1837г., в дни трагической гибели А.С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать преемником А.С. Пушкина в русской литературе. Это был 22-летний офицер Михаил Юрьевич Лермонтов, написавший стихотворение «Смерть Поэта» - скорбное, гневное и обличительное.
Погиб Поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой…
В этом стихотворении он сказал, что руку убийцы Пушкина направляли вельможи, окружавшие императорский трон, которых он назвал палачами Гения, Свободы и Славы России. Стихотворение переписывалось и ходило по рукам. Так началась всенародная слава М.И. Лермонтова.
Впервые М.И. Лермонтов решил вынести свое творчество на суд публики, когда ему было 20 лет. Он сочинил драму в стихах «Маскарад», в которой показал умного, независимого героя среди праздного, пустого, жестокого великосветского общества.
- Прочитайте в учебнике на с. 94-95 статью о детстве писателя. Чтение по одному предложению.
- Просмотрите еще раз текст и составьте вопросы для своих одноклассников.
Физкультминутка.
- Прочитайте на с.96 название стихотворение, которое мы будем изучать.
- Кто знает, что такое Терек?
- Терек – это река на Северном Кавказе, которая берет свое начало на склоне Кавказского хребта и впадает в Каспийское море. Название реки Терек в переводе с карачаево-балкарского языка означает «быстрая вода». В верхнем своем течении Терек прокладывает себе путь по горным ущельям и склонам. Здесь он очень стремительный и бурный. Но, приближаясь к морю, эта река течет уже по равнине, где становится спокойной и широкой.
- Как вы думаете, о чем это стихотворение?
- Сейчас вы будете слушать стихотворение и следить по тексту учебника во время прослушивания.
Синтезируют информацию, данную учителем.
Постановка цели урока.
Постановка задач урока.
Работа с учебником.
Внимательно слушают рассказ учителя.
Работают по учебнику. Чтение текста.
Анализ информации. Составление вопросов по тексту.
Размышление над вопросом учителя.
Рассуждают над содержанием стихотворения.
Внимательно следят по учебнику.
4.Первичное закрепление во внешней речи.
- Какие чувства вызвало у вас стихотворение?
- Какую картину вы представили, прослушав стихотворение М.Ю. Лермонтова?
- Что необычного в изображении Терека? Как меняется его образ в произведении?
- Объясните значение выражения «утесистые громады». (Горы, скалы)
- Какое средство выразительности использует поэт? (Метафору – скрытое сравнение)
- Что такое Каспий? (Каспийское море)
- Как вы понимаете выражение «буре плачь его подобен, слезы брызгами летят»? (Грохот падающей воды сравним с брей. Капли воды разлетаются в разные стороны, как слезы)
- Какие выразительные средства здесь использовал поэт? (Сравнение олицетворение – плакать может только человек)
- Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения? (Река очень быстрая, шумная, неуправляемая, опасная)
- Как меняется характер реки на равнине? (Река на равнине становится спокойной, ласковой)
- Что означает слово «лукавый»? (Хитрый. Он притворяется. Эта река еще покажет свой суровый нрав)
- Прочитайте последние восемь строк. С кем поэт сравнивает облака? (С женщиной, которая кормит ребенка грудью. Это олицетворение)
Анализируют свои чувства после прочтения.
Воображают картину стихотворения.
Отвечают на вопросы учителя.
Проводят анализ стихотворения.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
-Теперь прочитайте стихотворение про себя.
- Прочтем стихотворение по предложению.
- Сейчас попробуем прочитать стихотворение выразительно полностью. Кто хочет попробовать?
Выразительное прочтение стихотворения.
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Как называлось стихотворение, которое сделало Лермонтова знаменитым?
- Кому было посвящено?
- В чем заключался смысл стихотворения «Дары Терека»?
- Что мы нового узнали из стихотворения?
Размышляют над вопросами учителя.
7. Рефлексия учебной деятельности.
- С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
- За что бы вы себя похвалили сегодня?
- Как вы считаете, вы добились того, что планировали в начале урока?
- Спасибо за урок, до свидания!
Анализируют свою деятельность на уроке.