СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы 8 класс "Ревизор"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы 8 класс "Ревизор"»



  1. ОБРАЗ ХЛЕСТАКОВА

  2. Вступление. Н. В. Гоголь – многогранный писатель. Герои несут смысловую нагрузку.

II. Основная часть. Хлестаков – центральный образ комедии.

а. Что нам известно о прошлом Хлестакова?

б. Какие обстоятельства привели его в дом городничего?

в. Каковы жизненные идеалы Хлестакова и чем они определяются?

г. Что побуждает Хлестакова рассказывать о себе небылицы?

д. Как выманивает Хлестаков деньги у посетителей?

е. О чём Хлестаков беседует с визитёрами и как характеризуют его темы бесед?

ж. Почему Хлестакова нельзя назвать плутом или хитрым лгуном?

III. Заключение. Моё отношение к Хлестакову.


  1. УЕЗДНЫЙ ГОРОД В ИЗОБРАЖЕНИИ ГОГОЛЯ

  1. Вступление. Бессмертная комедия Н.В. Гоголя «Ревизор»

II. Когда и где происходят события «Ревизора»?

1. В каком состоянии находится городское хозяйство и благоустройство?

2. Какие в городе учреждения и ведомства? Какова их деятельность?

3. Как живётся обитателям города?

4. Какое значение имеет картина города, нарисованная Гоголем?

5. Что произойдёт в городе после приезда настоящего ревизора?

6. Кто из уездных чиновников смог бы в должности городничего восстановить справедливость и законность в городе?

III. Заключение. Восстановят ли, на ваш взгляд, справедливость и законность в городе чиновники высших учреждений?


  1. ЧИНОВНИКИ ГОРОДА И ИХ ОТНОШЕНИЕ К СЛУЖБЕ

  1. Вступление. Бессмертная комедия Н.В.Гоголя «Ревизор»

  2. Основная часть. Чиновники города.

  1. Какие чиновники представлены в комедии Гоголя?

2. Как чиновники относятся к вести о приезде ревизора?

3. Почему чиновники боятся ревизии:

а) в каком состоянии ведомственные дела у Ляпкина-Тяпкина;

б) - // - у Земляники;

в) - // - у Шпекина;

г) - // - у Хлопова?

4. Считают ли они себя действительно виновными в чём-либо?

5. Почему Хлестаков после рассказа о Петербурге становится в их глазах почти героем?

Искренне ли их почтение к нему?

6. Почему чиновники, представляясь Хлестакову, по очереди наедине вручают ему взятки? Как они ведут себя при этом?

7. Как чиновники относятся к неожиданному возвышению городничего и к его падению?

8. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор для раскрытия образов чиновников:

а) как оправдывают чиновники те фамилии, которыми наделил их автор;

б) как характеризуют их догадки о причинах приезда ревизора;

в) как характеризует их речь?

III. Заключение. Типичность образов чиновников.


  1. ГОРОДНИЧИЙ

  1. Вступление. Н. В. Гоголь – многогранный писатель. Герои несут смысловую нагрузку.

  2. Основная часть. Городничий – центральный персонаж комедии.

1. Кто такой городничий?

2. Что говорит Гоголь о внешности городничего?

3. Какова «главная забота» городничего и как она отразилась на его характере?

4. Как исполняет городничий свои служебные обязанности:

а) как он следит за городским хозяйством и благоустройством;

б) каковы его отношения с городским населением;

в) в каких он отношениях с чиновниками, купцами и подчинёнными?

5. Городничий и «ревизор» Хлестаков:

а) почему городничий так боялся приезда ревизора;

б) какие меры он принимал, чтобы обмануть ревизора;

в) за что казнит себя городничий, убедившись, что он обманулся?

6. Что означает для Сквозника-Дмухановского известие о приезде настоящего ревизора?

7. Речь городничего:

а) сравните речь городничего, обращённую к Хлестакову, со словами «про себя» и «в сторону»; чем объяснить различие?

б) сравните манеру речи городничего, беседующего с Анной Андреевной о жизни в Петербурге и расправляющегося с купцами;

в) проследите, как отражаются в речи городничего изменения его душевного состояния.

8. Изобразительно-выразительные средства, которые использовал Гоголь для раскрытия образа городничего.

III. Заключение. Типичность образа.