ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.
Этап урока, цель | Методы, приёмы работы | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, оборудование | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Орг. момент Цель: подготовка учащихся к работе на уроке | Метод словесный Прием приветствие | Ф. | | Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь, урок хочу начать со стихотворения. Есть храм науки, А есть еще природный храм – С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, Будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь. | - Приветствуют учителя, присаживаются. |
Актуализация знаний Цель: повторение ранее изученного материала, фиксация затруднения. | Метод словесный Прием Беседа. | Ф. | | Итак, ребята, мы с вами отправляемся в очередное путешествие в природу. Сегодня попадем в удивительный мир и посетим неизведанный нами уголок природы. Но для начала, напомните мне, пожалуйста, тему вашего прошлого урока! Верно, ребята. Проверим, как вы читали тему урока в учебнике. Ребята, о каких растениях и животных леса вы узнали? Есть ли в Забайкальском крае лес? Это тайга, смешенный лес или лиственный лес? Верно. Вы хорошо приготовили домашнее задание. | Лес и его обитатели. Лес невозможно представить без кустарников, травянистых растений, папоротников, мхов, лишайников и грибов, так же светолюбивые деревья, например: дуб, липа, береза, клен, осина, сосна, ель. Низкорослые деревья – рябина, черемуха, ива и др. Например, в корне дуба живут майские жуки, жук-олень, дубовая листовертка, и др. Птицы: ястреб, сокол, сова, филин, красный коршун, дрозд, снегирь, синица. Звери: белка, бурундук, лось, косуля, кабан, заяц и др. В лесной подстилке обитают черви, улитки, клещи, насекомые. Ими питаются пауки, хищные жуки – жужелицы. На насекомых охотятся змеи, ящерицы. В почве живут кроты и землеройки. Да Есть тайга и смешенный лес. |
Постановка темы и цели урока Цель: формирование умения формулировать тему, цель урока, составлять план по решению поставленной цели урока. | Метод словесный Прием беседа. | Ф. | | Для того чтобы продолжить путешествие по природе, предлагаю прослушать стихотворение. (Слайд 1) Сижу на лугу я. Повсюду - ромашки, Стрекозы порхают, Щекочут букашки. Затеяли бабочки свой хоровод - Резвится, ликует веселый народ! Все солнцу весеннему теплому рады, Поют и танцуют, Меняют наряды. Предположите тему нашего урока, исходя из прослушанного стихотворения. Верно, подумайте, какую цель, ребята, вы поставите перед собой на сегодняшний урок. | Внимательно слушают учителя. Луг и его обитатели. Ознакомление с лугом и его обитателями. |
Усвоение новых знаний и способ действий Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способ действий. | Метод словесный Прием постановка темы и формулировка цели урока | Ф. П. Г | | Сегодня мы побываем на лугу, узнаем, какие растения и животные там обитают, как они связаны между собой. - Ребята, приходилось ли вам побывать на лугу? - Что интересного вы видели? - Что вам запомнилось больше всего? - Что такое луг в вашем представлении? Продолжим наш урок. Ребята, закройте глаза. Представьте, что сейчас лето. Светит солнце. Мы выходим на пёстрый луг. Дует лёгкий, приятный ветерок. Он перемешал ароматы множества цветов. Прислушайтесь и присмотритесь. Здесь вы увидите целый мир. В каждом крае есть немало мест, где растут только одни травянистые растения. Эти растения любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности. Что же такое луг? Как вы думаете, где располагаются луга? Подумайте, чем отличается луг от леса? Почему деревья и кустарники редко встречаются на лугу? Для подтверждения наших высказываний, предлагаю разделится на 5 группы и поработать с учебником. Для выполнения задания каждая группа получает. Задания для групп №1. Задание №1: откройте учебник на стр. 50. Внимательно прочитайте материал о растениях луга (стр. 50 – 51) Задание №2: далее, опираясь на текст, вам необходимо ответить на вопросы. (приложение 1). Задание №3: представьте приготовленный материал у доски. Задания для группы №2. Задание №1: откройте учебник на стр. 50. Внимательно прочитайте материал о растениях луга (стр. 50 – 51) Задание №2: далее, опираясь на текст, вам необходимо ответить на вопросы. (приложение 2). Задание №3: представьте приготовленный материал у доски. Задания для группы №3. Задание №1: откройте учебник на стр. 50. Внимательно прочитайте материал о растениях луга (стр. 53 – 54) Задание №2: далее, опираясь на текст, вам необходимо ответить на вопросы. (приложение 3). Задание №3: представьте приготовленный материал у доски. Задания для группы №4. Задание №1: откройте учебник на стр. 50. Внимательно прочитайте материал о растениях луга (стр. 53 – 54) Задание №2: далее, опираясь на текст, вам необходимо ответить на вопросы. (приложение 4). Задание №3: представьте приготовленный материал у доски. Задания для группы №5. Задание №1: откройте учебник на стр. 50. Внимательно прочитайте материал о растениях луга (стр. 53 – 54) Задание №2: далее, опираясь на текст, вам необходимо ответить на вопросы. (приложение 1). Задание №3: представьте приготовленный материал у доски. | Дети рассказывают о луге, исходя из жизненного опыта. |
Физминутка | Метод здоровозберегающий. | | | Все движения разминки Повторяем без запинки! Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе - хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Эге – ге! Нагнулись ниже Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка. Что, понравилось, дружок? Сейчас будет вновь урок! | Повторяют движения за учителем. |
Первичная проверка понимания Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала | Метод словесный Прием беседа, выполнение заданий по карточкам | Ф. Г. | | Попрошу капитанов групп или всю группу представить выполненное задание. На этом наше путешествие заканчивается. Что вам понравилось больше всего? | Внимательно слушают. |
Самостоятельная работа с самопроверкой Цель: применение нового способа действия, рефлексия достижения цели. | Метод словесный. | Ф. И | | На следующем этапе нашего урока предстоит работа в учебнике, откройте стр. 54 упр. 3. Внимательно прочитайте задание. Как будете готовы, поднимите руку. Давайте проверим, что вы записали, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, и обратите внимание на доску. (слайд) | Составьте две цепи питания, которые образуются на лугу. - Трава, луговые цветы - кузнечики, саранча - лягушки – змеи - хищные птицы (ястребы, соколы) Зерно с колосков - мыши - змеи - хищные птицы |
Включение в систему знаний и повторение Цель: включение нового в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | Методы словесный. Прием работа по карточкам. | Ф. | | Продолжим нашу работу. На стр. 54 рассмотрите рисунок животных луга. Подумайте, как они приспособились к жизни на лугу. Верно, как еще приспособились животные на лугу? Совершенно, верно. | -На этом рисунке мы видим разнообразных животных, которые являются типичными обитателями луга. Одни питаются растениями, которые на этом лугу произрастают, а другие питаются первыми животными. Например, бабочки питаются цветочным нектаром, они порхают с цветка на цветок и в этом им помогают крылья. Гусеницы бабочке питаются листвой и им не требуется перелетать с одного растения на другое, поэтому они просто ползают по стеблю. Жуки могут питаться как листвой, так и другими насекомыми. Например, божья коровка питается тлей. Ящерица также ловит насекомых и в этой ей помогает язык и быстрые лапы. пауки плетут сети и ловят насекомых в них. Они имеют покровительственную или предупреждающую окраску. Тля зеленого цвета стремится спрятаться среди листвы, а божья коровка яркой окраски предупреждает птиц о том, что ее есть нельзя. |
Итог урока Цель: анализ и оценка успешности достижения цели урока, рефлексия деятельности | Метод словесный. Прием подведение итогов. | Ф. | Работа с интерактивной доской. | -Ребята наш урок подходит к концу, на ваших столах лежат бабочки: Красная бабочка – вам не понравился урок, вы ничего не поняли. Желтая бабочка– вы все выполнили, но что-то вам не понятно. Зеленая бабочка – вы все поняли, вам понравился урок. Спасибо за урок! | Показывают только зеленые бабочки. |
2) Опишите верхний ярус, второй ярус, третий ярус.
2) Какой мир очень разнообразен на лугах? Привести пример.
3) Перечислите хищных птиц и чем они питаются.