КОНСПЕКТ «ОТКРЫТОГО» УРОКА
|
Предмет: литературное чтение |
Класс: 1 |
Тема урока: Михаил Михайлович Пришвин рассказы о природе
Тип урока: Урок новых знаний
Цель: Развить познавательный интерес и любовь к чтению и природе в процессе ознакомления обучающихся с творчеством М. М. Пришвина, с его произведением «Предмайское утро».
Задачи:
воспитание интереса к теме урока литературного чтения, побуждение обучающихся к усвоению новых знаний,
воспитание уважительного отношение друг к другу, создание положительно-эмоционального настроя обучающихся на предстоящую деятельность.
знакомство обучающихся с творчеством М. М. Пришвина, умение называть героев рассказа, умение отвечать на вопросы по содержанию.
Планируемые результаты:
1. Личностные – формировать положительное отношение к природе;
-формировать представление о ценностях жизни.
2. Регулятивные - развивать умение разрешать внутренние разногласия;
- учиться высказывать предположение (версию);
- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
3. Коммуникативные – формировать представление о том, что важно понимать друг друга;
- уметь договариваться и разрешать конфликты;
- уметь работать в группах.
4. Познавательные – получать незнакомую информацию;
- делать выводы в результате совместной работы.
Оборудование: презентация, ватманы для работы в группах, клей, фломастеры, вырезки, презентация.
Ход урока
Психологический настрой.
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу улыбки.
Организационный момент.
-Ребята, сегодня мы отправимся в интереснейшее путешествие. А куда мы отправимся, вы догадаетесь отгадав загадку.
Белки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченны – до небес!
Называют его … (лес)
-Правильно, мы отправимся в лес.
-Готовы? Тогда в путь! (Видео фрагмент: путешествие в лес)
-Ребята, посмотрите, сколько разных деревьев вокруг. Какая красивая природа нас окружает. Вместе с нами будет путешествовать человек, влюблённый в свою землю, в Родину, в её луга и леса, в её птиц и зверей. Этот человек Михаил Михайлович Пришвин. Слышали про такого писателя? (Вывешивается портрет)
Постановка задач урока.
- Итак, с кем же мы сегодня отправляемся в путешествие?
-Правильно, с М. М. Пришвиным.
Сегодня на уроке мы с вами узнаем о биографии Пришвина, узнаем о его жизни и познакомимся с его произведением.
- Как вы думаете, если Михаил Михайлович очень любил природу, о чем он писал свои произведения? (правильно, он писал рассказы о природе)
-Итак, ребята, какова же тема сегодняшнего урока? С чем мы должны познакомиться на уроке? (рассказы о природе, биография Пришвина )
- Правильно. Да, это и будет темой нашего урока.
- А какую цель мы перед собой поставим? Узнать о жизни Пришвина, познакомиться с его рассказом.
Неутомимый путешественник, Михаил Михайлович Пришвин исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.
Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
– Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей)
– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. Он настолько любил природу, что мог разговаривать с деревьями, говоря им приятные слова.
-Где же побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?
– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М. М. Пришвина.
Знакомство с новым произведением.
- Откройте страницу 102 вашего учебника? Рассмотрите иллюстрацию.
- Что вы видите?
- Прочитайте заглавие рассказа.
- Как вы думаете о чем будет этот рассказ?
- давай прочитаем рассказ и убедимся, верны ли ваши предположения?
Чтение рассказа учителем
- О каком времени года идет речь в рассказе? Докажите словами из текста.
- Как Михаил Михайлович описывает лес? (Слова из текста)
- Как автор описывает березы? (Слова из текста)
- Как М.М. называет каждый месяц весны? Почему?
- Над чем заставил задуматься каждого из вас этот рассказ? (о красоте нашей природы)
Закрепление изученного материала
- Ребята, в начале урока мы с вами говорили, что М. М. Пришвин очень заботился о природе. Как вы думаете, все ли люди так же любят и охраняют нашу природу? (ответы детей)
- Вы правы, к сожалению, сейчас многие люди не задумываются об этой проблеме. Давайте посмотрим на экран, что вы видите? (картинка загрязненного леса). (ответы детей).
- Каждый человек должен оберегать нашу природу и заботиться о ней.
- А как вы думаете, что любят маленькие дети больше всего? (играть) (Когда вы приходите домой, что вы делаете?)
-конечно, играть. Я очень хотела, чтобы наш урок прошел интересно и я очень старалась, но не успела доделать для вас игру. Я прошу вас помочь мне закончить дело.
Эту игру я подарю вам. Вы поможете мне?
-У вас на столах лежат заготовки для игры, но они не цветные и совсем неинтересные. Вы должны с помощью картинок, рисунков, фантиков украсить игровое поле. (Выполнение задание)
- Теперь давайте соединим части нашего игрового поля. (Учитель склеивает игровое поле).
- Спасибо, что вы мне помогли. В нашей игре нам потребуется кубик и колода карточек. Играть мы будем командами. Кидаем кубик, передвигаем фишку, попадая на определенный цвет, вы должны вытащить карточку соответствующего цвета и ответить на вопрос. Играя в нашу игру, мы сможем с вами повторить то, что узнали сегодня на уроке и понять на сколько мы были внимательны. Попробуем?
- Молодцы. Вы внимательно слушали во время урока. Эту игру вы сможете дополнять вопросами о других авторах и произведениях и играть в нее на переменах.
Подведение итогов
- с каким автором мы сегодня знакомились?
- Чему учит рассказ М.М. Пришвина?
Ребята, какую цель мы с вами ставили в начале урока? (Познакомиться с автором, узнать о его жизни, познакомиться с его произведением)
-Достигли мы этой цели?
Рефлексия
- В начале уроке мы с вам обсуждали, что М. М. Пришвин мог разговаривать с деревьями, говорил им приятные слова.
Ребята, посмотрите на доску, на ней висит волшебное дерево, но оно совсем без листиков, они все опали из-за того, что люди перестали заботиться о природе. Давайте каждый из вас наклеит большой красивый листик, чтобы наше дерево было красивым и здоровым. И давайте каждый из вас скажет добрые слова нашему дереву, чтобы оно скорее поправлялось.
- У вас на столах лежат листики разных цветов, возьмите тот который вам больше всего нравится и украсьте наше дерево.
-В заключении нашего урока, я бы хотела сказать, что каждый из вас всегда должен помнить, что он несет ответственность за нашу природу и каждый из нас должно относиться к ней бережно и с любовью, как это делал М. М. Пришвин. Спасибо, ребята, за работу. Вы большие молодцы.