СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Масштаб

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Масштаб»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 6 им. А.С. Макаренко»













Конспект урока математики





Тема:

«Масштаб»

(6 класс)









Разработала: Никонова Т.И.,

учитель математики





















г. Арзамас

Пояснительная записка

Данный урок является уроком изучения нового материала и первичного закрепления знаний по теме «Масштаб».

Основное назначение заключается в усвоении учащимися связей и отношений между понятиями, в формировании целостного представления об изучаемом материале, его значимости и применении в конкретных условиях.

Данный урок был проведен в 6 классе и рассчитан на 45 минут.

Базовый учебник: Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс. Бунимович Е.А., Кузнецова Л.В., Минаева С.С. и др. 3-е изд. - М.: 2014. - 240 с.

Цели урока:

Обеспечить усвоение знаний о понятии «масштаб»;

Формировать умения использовать понятие «масштаб» при решении практических задач;

Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление; воспитывать ответственность, любознательность, организованность.

Задачи урока:

  • Создать условия для совершенствования умения сравнивать, делать выводы.

  • Воспитывать аккуратность, ответственность к своей учебной деятельности.

  • Развивать мышление, память.

Планируемые результаты:

Предметные:

Ученик научится применять свои знания в самостоятельной деятельности

Личностные: проявление положительного мотива к учебной деятельности; развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;

Метапредметные: Регулятивные УУД: принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей.

Познавательные УУД: понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму.

Основные понятия: масштаб, карта, местность, чертеж, расстояние.

Тип урока: комбинированный.

Применяемые технологии: игровая, частично-поисковая, здоровьесберегающая.



Ход урока:

  1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Наведение дисциплины в классе.

  1. Проверка домашнего задания

Прием «Взаимопроверка»

Учащиеся, сидящие за одной партой, проверяют выполненное домашнее задание и заполняют таблицу.

Вопросы

Да

Нет

Выполнены ли все задания?



Есть ли ошибки?



Аккуратно ли выполнена работа?





  1. Актуализация опорных знаний

Прием «Логическая цепочка»

Учащимся необходимо найти логическую связь между предложенными словами и расположить их в определенной логической последовательности:

Карта – размер – масштаб – расстояние – путешествие – урок технологии – чертеж – география.

Прием «Ассоциативный ряд»

Ученикам предлагается найти ассоциации к слову «масштаб». Полученные данные анализируются, обобщаются и делается вывод.

Прием «Интеллектуальная разминка»

Записать, какую часть составляет:

  1. 1 см от 1 м;

  2. 1 см от 1 км;

  3. 1 мм от 1 км

  4. 1 см от 10 км.

  1. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока

Задачи урока:

  • Усвоить суть понятия «масштаб»;

  • Научиться решать практические задания с использованием понятия «масштаб».

Мотивационные вопросы:

  • Какая моя личная цель на данном уроке?

  • Каких результатов я ожидаю на данном уроке?

  • Где я смогу применить полученные знания?

  1. Изучение нового материала

  1. Сущность понятия «масштаб»

Понятие «масштаб» для нас не новое. Подумайте, где вы ранее встречались с эти понятием? (Ответы учащихся)

Мы знаем, что участки поверхности земли, детали, объекты архитектуры изображаются на бумаге в уменьшенном виде. Часто можно услышать, что изображение объекта выполнено в определенном масштабе. Это означает, что размеры изображения или макета уменьшены по сравнению с самим объектов в одном и том же отношении.

Определение: Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называется масштабом.

Слово «масштаб» происходит от немецких слов: масс – «мера» и штаб – «палка».

При выполнении чертежа большого объекта используют масштаб для того, чтобы изображение поместилось на определенном формате бумаги.

  1. Совместное решение задания учителя с учениками

Задание. Длина отрезка на карте 5 см. Найдите длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты 1 : 1 000 000.

Наводящие вопросы:

  • Что означает запись 1 : 1 000 000?

  • С чего начнем решение задания?

Решим задание, оформив краткую запись в виде таблицы. Пусть Х (м) – расстоние на местности.




Расстояние

Масштаб

На карте

5

1

На местности

Х

1 000 000

Значит, 5 : Х = 1 : 1 000 000

Решив уравнение, получим Х = 5 000 000 см = 50 км

Ответ: Длина отрезка на местности 50 км.

  1. Усвоение полученных знаний

Прием «Блиц - опрос»

  • Что называется «Масштабом»?

  • Для чего нужен «масштаб»?

  • Где в практической деятельности человек пользуется этим понятием?

  • Как понять запись 1: 1000?

  • Как по карте определить реальное расстояние между объектами?

Прием «Минутка фантастики»

Учащимся предлагается представить и рассказать, что было бы, если человечество не знало и не применяло понятие «масштаб».

  1. Физкультминутка

«Истинно – ложно»

Если согласны с утверждением – руки вперед, если нет то вверх.

76·5·2=760 5·87·2=164

8·941·125=9410 46·25·4=460

69·125·8=6900 45·40·40·25=80

25·372·4=3720 2·5·4·8=320



  1. Решение заданий

Задание 1. Найдите масштаб карты, на которой расстояние 60 км изображено отрезком 6 см.

Задание 2. Длина железной дороги Москва – Санкт-Петербург приближенно равна 650 км. Изобразите отрезком эту дорогу, применив масштаб 1 : 10 000 000.

Задание 3. Расстояние от Москвы до Нижнего Новгорода 400 км. Каким должен быть масштаб карты, чтобы на ней от Москвы до Нижнего Новгорода было:

  1. 10 см;

  2. 20 см;

  3. 40 см;

  4. 100 см.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

  • Достиг ли я ожидаемых результатов на уроке?

  • Что на уроке мне запомнилось больше всего?

  • Какие трудности возникли у меня на уроке?

  • Достиг ли я поставленной цели?

  • Какую оценку я могу поставить себе за работу на уроке?

  • Какую оценку я могу поставить учителю за проведение урока?



  1. Домашнее задание.

  • Выполнение заданий из учебника;

  • Составить план своей комнаты, выбрав необходимый масштаб.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!