Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 6 им. А.С. Макаренко»
Конспект урока математики
Тема:
«Масштаб»
(6 класс)
Разработала: Никонова Т.И.,
учитель математики
г. Арзамас
Пояснительная записка
Данный урок является уроком изучения нового материала и первичного закрепления знаний по теме «Масштаб».
Основное назначение заключается в усвоении учащимися связей и отношений между понятиями, в формировании целостного представления об изучаемом материале, его значимости и применении в конкретных условиях.
Данный урок был проведен в 6 классе и рассчитан на 45 минут.
Базовый учебник: Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс.
Бунимович Е.А., Кузнецова Л.В., Минаева С.С. и др. 3-е изд. - М.: 2014. - 240 с. Цели урока:
Обеспечить усвоение знаний о понятии «масштаб»;
Формировать умения использовать понятие «масштаб» при решении практических задач;
Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление; воспитывать ответственность, любознательность, организованность.
Задачи урока:
Создать условия для совершенствования умения сравнивать, делать выводы.
Воспитывать аккуратность, ответственность к своей учебной деятельности.
Развивать мышление, память.
Планируемые результаты:
Предметные:
Ученик научится применять свои знания в самостоятельной деятельности
Личностные: проявление положительного мотива к учебной деятельности; развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
Метапредметные: Регулятивные УУД: принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей.
Познавательные УУД: понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму.
Основные понятия: масштаб, карта, местность, чертеж, расстояние.
Тип урока: комбинированный.
Применяемые технологии: игровая, частично-поисковая, здоровьесберегающая.
Ход урока:
Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Наведение дисциплины в классе.
Проверка домашнего задания
Прием «Взаимопроверка»
Учащиеся, сидящие за одной партой, проверяют выполненное домашнее задание и заполняют таблицу.
Вопросы | Да | Нет |
Выполнены ли все задания? | | |
Есть ли ошибки? | | |
Аккуратно ли выполнена работа? | | |
Актуализация опорных знаний
Прием «Логическая цепочка»
Учащимся необходимо найти логическую связь между предложенными словами и расположить их в определенной логической последовательности:
Карта – размер – масштаб – расстояние – путешествие – урок технологии – чертеж – география.
Прием «Ассоциативный ряд»
Ученикам предлагается найти ассоциации к слову «масштаб». Полученные данные анализируются, обобщаются и делается вывод.
Прием «Интеллектуальная разминка»
Записать, какую часть составляет:
1 см от 1 м;
1 см от 1 км;
1 мм от 1 км
1 см от 10 км.
Сообщение темы. Постановка цели и задач урока
Задачи урока:
Усвоить суть понятия «масштаб»;
Научиться решать практические задания с использованием понятия «масштаб».
Мотивационные вопросы:
Какая моя личная цель на данном уроке?
Каких результатов я ожидаю на данном уроке?
Где я смогу применить полученные знания?
Изучение нового материала
Сущность понятия «масштаб»
Понятие «масштаб» для нас не новое. Подумайте, где вы ранее встречались с эти понятием? (Ответы учащихся)
Мы знаем, что участки поверхности земли, детали, объекты архитектуры изображаются на бумаге в уменьшенном виде. Часто можно услышать, что изображение объекта выполнено в определенном масштабе. Это означает, что размеры изображения или макета уменьшены по сравнению с самим объектов в одном и том же отношении.
Определение: Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называется масштабом.
Слово «масштаб» происходит от немецких слов: масс – «мера» и штаб – «палка».
При выполнении чертежа большого объекта используют масштаб для того, чтобы изображение поместилось на определенном формате бумаги.
Совместное решение задания учителя с учениками
Задание. Длина отрезка на карте 5 см. Найдите длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты 1 : 1 000 000.
Наводящие вопросы:
Что означает запись 1 : 1 000 000?
С чего начнем решение задания?
Решим задание, оформив краткую запись в виде таблицы. Пусть Х (м) – расстоние на местности.
| Расстояние | Масштаб |
На карте | 5 | 1 |
На местности | Х | 1 000 000 |
Значит, 5 : Х = 1 : 1 000 000
Решив уравнение, получим Х = 5 000 000 см = 50 км
Ответ: Длина отрезка на местности 50 км.
Усвоение полученных знаний
Прием «Блиц - опрос»
Что называется «Масштабом»?
Для чего нужен «масштаб»?
Где в практической деятельности человек пользуется этим понятием?
Как понять запись 1: 1000?
Как по карте определить реальное расстояние между объектами?
Прием «Минутка фантастики»
Учащимся предлагается представить и рассказать, что было бы, если человечество не знало и не применяло понятие «масштаб».
Физкультминутка
«Истинно – ложно»
Если согласны с утверждением – руки вперед, если нет то вверх.
76·5·2=760 5·87·2=164
8·941·125=9410 46·25·4=460
69·125·8=6900 45·40·40·25=80
25·372·4=3720 2·5·4·8=320
Решение заданий
Задание 1. Найдите масштаб карты, на которой расстояние 60 км изображено отрезком 6 см.
Задание 2. Длина железной дороги Москва – Санкт-Петербург приближенно равна 650 км. Изобразите отрезком эту дорогу, применив масштаб 1 : 10 000 000.
Задание 3. Расстояние от Москвы до Нижнего Новгорода 400 км. Каким должен быть масштаб карты, чтобы на ней от Москвы до Нижнего Новгорода было:
10 см;
20 см;
40 см;
100 см.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Достиг ли я ожидаемых результатов на уроке?
Что на уроке мне запомнилось больше всего?
Какие трудности возникли у меня на уроке?
Достиг ли я поставленной цели?
Какую оценку я могу поставить себе за работу на уроке?
Какую оценку я могу поставить учителю за проведение урока?
Домашнее задание.
Выполнение заданий из учебника;
Составить план своей комнаты, выбрав необходимый масштаб.