2 класс Математика | Учитель: Ефимова В. В. | 20/01/2020 |
Урок 71. Сложение вида 37 + 48
Цели: познакомить с письменным приемом сложения вида 37+ 48; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычищения вида 37 + 48; моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Тип: урок усвоения новых знаний
Оборудование: учебник, тетрадь, линейка, простой карандаш, фишки для обратной связи.
Ход урока
Организационный момент
Проверяй скорей, дружок:
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
(На доске таблица. Учитель показывает пустую клетку, учащиеся читают пример с использованием названий компонентов сложения и показывают карточку с ответом.)
Что неизвестно в первом столбике? Как находили?
Что неизвестно во втором столбике? Как находили? (Чтобы найти одно слагаемое, нужно из суммы вычесть другое слагаемое.)
2.Работа над задачами
Мама развела несколько кактусов. Когда трехлетняя Маша папиной бритвой старательно побрила половину маминых кактусов, осталось еще 12 колючих кактусов. Сколько небритых кактусов развела мама?
Саша свой дневник с двойками закопал на глубину 7 м, а Паша — на глубину 11 м. На сколько метров глубже закопал свой дневник с двойками Паша?
Если младенца Кузю взвесить вместе с бабушкой, получится 59 кг. Если взвесить бабушку без Кузи, получится 54 кг. Сколько весит Кузя без бабушки?
3.Логическая разминка
Решите задачу.
Имеется два замка и два ключа к ним. Взяли ключ и проверили, подходит ли он к одному из замков. Достаточно ли этой проверки, чтобы узнать, от какого замка каждый ключ? (Да, достаточно.)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны два ряда чисел и закрыты бумагой.)
14, 16, 18. 5, 7, 9.
(Учитель загадывает число, ученик, отгадавший число, выходит к доске и открывает его.)
Отгадайте первый ряд чисел.
-В этом числе 1 десяток и 4 единицы.
Это число на 2 единицы больше предыдущего.
Следующее число стоит между числами 17 и 19. Отгадайте второй ряд чисел, если эти числа равны сумме чисел, обозначающих десятки и единицы в числах первого ряда. Чем отличаются числа в первом и во втором ряду? (В первом ряду двузначные числа, во втором — однозначные.)
(5+7=12, 5 + 9 = 14, 7 + 9 = 16.)
Что общего в записанных равенствах? (При сложении двух однозначных чисел получается двузначное число.) Как вы выполняли сложение? (По частям. Сначала дополняли первое слагаемое до 10, а потом прибавляли оставшуюся часть.)
Решите пример 38 + 47 в строчку. Объясните решение. (38 + + 47=(30 + 8)+ (40 + 7)= (30 + 40) + (8 + 7) = 70+15 = 85.) А сейчас запишите этот пример столбиком. Попытаемся раскрыть секрет записи. (Учащиеся пытаются решить пример.)
Что вы заметили? (При сложении единиц получили двузначное число.)
Можно ли записать под единицами сразу две цифры? (Нет,
под единицами можно записать только единицы.)
Как вы предлагаете записать решение? (Ответы детей.)
Сформулируйте тему урока.
Откройте учебник на с". 12. Прочитайте задачи урока.
IV Работа по теме урока
1. Знакомство с вычислительным приемом
А сейчас посмотрите на мою запись.
Как вы думаете, что обозначает цифра 1 в этой записи? (При сложении единиц получилось двузначное число и десяток перешел в свой разряд.)
2.Работа по учебнику
Давайте посмотрим, что предлагают авторы учебника. Прочитайте алгоритм решения примера на с. 12. в чем секрет примера нового вида? (с. 12).
(Первые два примера решаются коллективно с объяснением, остальные — самостоятельно. Самопроверка. Один ученик читает ими ответы, остальные проверяют, ошибки исправляют карандашом.)
V.Физкультминутка
VI.Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№3(с. 12).
Прочитайте условие задачи. О чем говорится в задаче? (О лодках.)
Что о них говорится? (Стояли, ушли, остались.)
Запишите задачу кратко.
(Учитель выполняет краткую запись на доске.)
Стояло — ?, 18 л. и 7 л.
Ушло — 20 л.
Осталось — ?
Сколько вопросов в задаче?
Можно ли сразу узнать, сколько лодок осталось?
З
апишите решение задачи по действиям с пояснениями. (С учащимися, которые затрудняются в решении, задачу следует разобрать более подробно и сделать схематический чертеж.)
Что обозначает число 181 (Маленькие лодки.)
Как узнать, сколько всего лодок? (Сложением.)
Что обозначает число 20? (Лодки, которые ушли в море.)
Как находим остаток? (Вычитанием.)
Решение:
18 + 7 = 25 (л.)- стояло;
25 - 20 = 5 (л.).
Ответ: у пристани осталось 5 лодок.
№5 (с. 12).
(Коллективное выполнение с комментированием.)
(«Проверь себя» (учебник, с. 12). Самостоятельное выполнение. Проверка в парах по образцу на доске.)
VII.Подведение итогов урока
Чем интересен был сегодняшний урок?
Кто смог найти решение сложных задач?
Какие правила надо выполнять при решении таких задач?
Все ли вам было понятно?
Какое задание вам показалось особенно трудным?
О каком задании вы расскажете дома?
VIII.Домашнее задание Учебник: № 6 (с. 12). )