Актуализация опорных знаний | - Сегодня с нами на уроке будут три сказочных персонажа: белый мишка, гепард и зайка из леса. А вот, кто они такие и откуда к нам пришли, мы узнаем в конце урока, если успешно справимся со всеми заданиями, которые они нам принесли и сумеем понять новую тему урока. - Первое задание от самого быстрого на свете зверя – гепарда, который хочет проверить, насколько правильно и быстро ребята умеют решать примеры из таблицы умножения и деления. Устный счёт Вычислите, сколько получится, если - 3умножить на 5; (15) - 3 умножить на 6; (18) - 2 умножить на 4; (8) - 8 умножить на 2; (16) - 5 умножить на 3; (15) - 2 умножить на 7 (14) Вычислите, сколько получится, если - 21 разделить на 3; (7) - 27 разделить на 3; (9) - 12 разделить на 2; (6) - 14 разделить на 2; (7) - 16 разделить на 2; (8) - 18 разделить на 9; (2). - Молодцы, ребята вы быстро справились с заданием, который приготовил для вас гепард. - Откройте, пожалуйста, ваши зелёные тетради. Какое сегодня число? Что вы можете сказать о числе 16? Назовите соседей числа 16. - Ниже записываем классная работа. - Чтобы убедить гепарда в том, что мы с вами хорошо усвоили таблицу умножения на 2 и 3 и компоненты действий, проведём математический диктант. делимое -18, делитель – 6, запишите, чему равно частное; - делимое – 8, делитель – 2, запишите, чему равно частное. - - первый множитель - 2, второй множитель – 6, запишите, чему равно произведение; - первый множитель – 4, второй множитель – 3, запишите, чему равно произведение. - Следующее задание. Посмотрите внимательно на записанные числа, подумайте, чем они отличаются друг от друга и постарайтесь продолжить последовательность этих чисел: 3, 6, 9, …, …, …. (На слайде) - Следующее задание звучит так: Догадайтесь, какое число «лишнее» в следующей последовательности чисел. 20, 12, 32, 30, 24, 16, 8. - Какие знания вы использовали для решения заданий математического диктанта? - В конце урока вы сдадите тетради и я думаю, порадуете меня и гепарда хорошими отметками. - Посмотрите, какие конверты принесли для вас сегодня на урок гепард, белый мишка и зайка. В конвертах лежат геометрические фигуры: круги и треугольники. Они помогут нам вспомнить уже изученный материал для того, чтобы легче понять новый. - Максим выйди, пожалуйста к доске. - Положит в верхний ряд 2 кружка. А в нижний ряд столько треугольников, чтобы их было в 3 раза больше, чем кружков. - Что значит «в 3 раза больше, чем 2»? - Итак, сколько мы должны выложить треугольников? Итак, мы должны положить 6 треугольников. - Максим, прикрепи к доске 6 треугольников. - Каких фигур больше? - Следовательно, кругов будет по сравнению с треугольниками - Во сколько раз треугольников больше, чем кругов? -Следовательно, кругов меньше, чем треугольников …(во сколько раз? - Сейчас, я положу в верхний ряд 8 кругов. А в нижний ряд мне нужно прикрепить треугольники. Их должно быть в 2 раза меньше, чем кругов. - Как мне узнать, сколько мне нужно прикрепить треугольников? - Делали ли вы задания «на уменьшение в несколько раз»? | Отвечает ученик, просит ответить учитель. Оценивают правильность ответов товарищей. 16 октября. Число 16- двузначное, чётное. 13 и 15 Самостоятельно записывают в тетради. 3 9 12 12 12, 15 (увеличивается на 3) 8- однозначное число Знание таблицы умножения на 2 и 3, знание компонентов действий умножения и деления. это значит «по «2» 3 раза. 6 Треугольников. Меньше В 3 раза тоже в 3 раза Затрудняются в ответе. Нет | |
Работа над новым материалом | - Вернёмся к заданию от лесного зайца. - Если треугольников в 2 раза меньше, чем кружков, то кружков будет … (во сколько раз больше чем треугольников?) А что значит выражение «кругов в 2 раза больше, чем треугольников»? - Так что же нужно сделать, чтобы узнать, сколько должно быть треугольников? Выполняется действие практически и выясняется, что в одной части - 4 круга, значит, нужно положить 4 треугольника. - Итак, мы нашли с вами число, которое в 2 раза меньше, чем 8. Это число 4. - Что мы для этого сделали? - Попробуем теперь сами выполнить похожее задание и объяснить правильность своих действий. - Нина, выйди, пожалуйста, к доске. - Положи в первый ряд 8 кружков а во второй ряд в 4 раза меньше кружков. - Как мы будем рассуждать? Оказание помощи в рассуждении. - Давайте откроем учебник на странице 38 и посмотрим, правильно ли мы справились с этим заданием. – Саша, прочитай, пожалуйста, вывод. - Сошелся ли наш ответ в ответом учебника? Какой мы можем сделать вывод. - Мы с вами достаточно потрудились, встанем со своих мест для выполнения физ минутки. | в 2 раза больше, чем треугольников. Это значит кругов 2 раза по столько, сколько должно быть треугольников Надо количество кругов, т.е., 8, разделить на 2 равные части и взять столько треугольников, сколько кругов в одной части. Мы 8 разделили на 2. Идёт рассуждение: Если во втором ряду кружков в 4 раза меньше, чем в 1, то в 1 кружков в 4 раза больше, чем во 2, значит, в 1 ряду кружков 4 раза по столько, сколько должно быть во 2. Разделим 8 на 4 равные части. Во 2 ряду кружков должно быть столько, сколько в 1 ряду кружков в одной части. 8 : 4 = 2, значит, во втором кружков будет – 2. Чтение вывода на с.38. Да. Мы решили задание верно. | Коммуникативные: -Умение вступать в диалог(отвечать на вопросы, уточнять непонятное) |
| - Белый мишка хочет посмотреть, как же мы старательно будем учиться решать задачи на уменьшение числа в несколько раз. - Прочитайте самостоятельно первую задачу в номере 1 на 38 странице учебника. - Лида, прочитай условие задачи для всех. - О чём говорится в задаче? - Сколько было кругов - Известно ли сколько было треугольников? Что о них сказано. - Что нужно сделать с фигурами? -Сможем ли мы сразу нарисовать круги? - Сможем ли мы сразу нарисовать треугольники? треугольники? - Значит, сначала мы должны решить нашу задачу. - Давайте сделаем к ней краткую запись. - Какие слова выберем для краткой записи? - Что сказано у треугольниках? Т. - 12 шт. - Что сказано о кругах. К. - ? шт., в 3 раза меньше - Как узнать число, которое в 3 раза меньше, чем данное? - Как записать ответ? - Нарисуйте фигуры. - Лида, сколько ты нарисуешь кругов? - Данил, сколько ты нарисуешь треугольников? - Василина, прочитай, пожалуйста, 2 задачу номера 1. - О чем говорится в этой задаче? - Что обозначает число 12? - Известно ли сколько синих кругов? Что о них сказано? - Что нужно сделать с фигурами? - Сможем ли мы сразу выполнить задание? - Решим задачу. - Кирилл, выходи к доске. - Какие слова выберем для краткой записи? - Сколько красных кругов? - Известно ли сколько синих кругов? Но что о них сказано? Красных к. - 12 шт. Синих к. - ? шт., на 3 меньше - Как мы понимаем на 3 меньше? Запишите решение задачи: Появляется запись: 12 – 3 = 9 (шт.) – синих кругов. - Как записать ответ? - Можем ли мы теперь нарисовать фигуры? - Тимур, сколько ты изобразишь красных кругов? - Влад, сколько синих кругов ты изобразишь? - Посмотрите и скажите, чем похожи решённые нами задача? - Чем они отличаются? - Давайте сделаем вывод о том, каким действием решаем задача, в которых находим число, которое в несколько раз меньше данного? А каким действием решаем задачи, в которых находим число на несколько единиц меньше данного? Давайте ещё раз повторим, как же мы находим число, которое в несколько раз меньше данного и число, которое на несколько единиц меньше данного? - Прочитаем для гепарда хором на слайде: - Число, которое в несколько раз меньше данного мы находим действием деления; - Число, которое на несколько единиц меньше данного находим действием вычитания. | О кругах и треугольниках. 12 Неизвестно, но знаем, что в 3 раза меньше. Нарисовать их. Да Нет. Треугольники, круги. (Т, К.) 12 Неизвестно, но знаем, что в 3 раза меньше. Надо данное число разделить на 3 равные части, то есть, 12 : 3 Дети записывают решение: 12 : 3 = 4 (шт.) – треугольников. Ответ: 4 треугольника. 12 4 - О красных и синих кругах. - Количество красных кругов. - Нет. На 3 меньше чем красных. - Нарисовать. -Нет. Нужно узнать сколько синих кругов. - Красные, синие круги. 12 Нет, на 3 меньше На 3 меньше, чем данное число – столько же, но без трёх, значит, чтобы найти количество синих кругов, надо из 12 вычесть 3 Ответ: 9 синих кругов. 12 9 Дети рисуют фигуры. Одни т те же фигуры – круги , кругов всегда – 12, а количество треугольников и синих кругов неизвестно, но их всегда меньше, чем кругов. В первой задаче треугольников в 3 раза меньше, чем кругов, а во второй задаче – на 3 треугольника меньше, чем кругов. У задач разные решения и разные ответы. Первая задача решается делением, а вторая вычитанием. Делением. Вычитанием Ответы детей | |
Закрепление изученного материала | - Прочитайте самостоятельно условие задачи под вопросом на стр. 38 учебника. - Алина, прочитай условие задачи для всех. - О чем говорится в задаче? - Что обозначает число 15? - Известно ли сколько утят? Что о них сказано? - что нам нужно найти? - Какие слова выберем для краткой записи? - Какого вида данная задача? - С помощью какого действия мы находим число, которое в несколько раз меньше данного? - Решите данную задачу самостоятельно в тетради. - Кто уже справился с данным заданием, придумайте такой вопрос к задаче, чтобы она решалась двумя действиями. | - О цыплятах и утятах. Количество цыплят. - Нет, в 3 раза меньше, чем цыплят. Сколько утят у хозяйки. Цыплята, утята. На уменьшение числа в несколько раз Деления (Сколько всего было утят и цыплят?) Запись решения: 2)15 + 5 = 20 (шт.) – всего. | Коммуникативные УУД: |
Итог урока. Рефлексия | Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на уроке? - Задачи, каких видов, мы учились решать? - Как найти число, которое в несколько раз меньше данного? - Поднимите руки те дети, которые считают, что научились решать задачи данного вида. - Какие ещё задачи на уменьшение мы сегодня решали? - А как найти число, которое на несколько единиц меньше данного? - Кирилл, отметь, пожалуйста, кто из твоих товарищей был наиболее активен на уроке. - Поднимите руки те, кто не совсем разобрался с новыми видами задач и хотел бы дополнительно изучить материал урока? Гости нашего урока: гепард, мишка и зайка очень довольны, что вы научились решать задачи на уменьшение числа в несколько единиц и домашним заданием для вас приготовили выполнение номера 2 и 5 на стр. 38 учебника. - Спасибо вам ребята за урок. | Решали задачи, вычисляли примеры, повторили таблицу умножения. На уменьшение числа в несколько раз. С помощью деления. На уменьшение числа на несколько единиц. С помощью вычитания. | |