СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока математики по теме "Число 8, цифра 8"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока математики по теме "Число 8, цифра 8"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме "Число 8, цифра 8"»


«Число 8, цифра 8»,

Математика 1 класс. М.И. Моро 2011


Тема урока: «Число 8, цифра 8».

Цели: Сформировать представление о числе 8, способность к его записи, изображению на числовом отрезке, сложению и вычитанию с числом 7;

использовать математические представления в количественном и пространственном отношении;

производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;

читать и записывать свойства сложения и вычитания с числом 7 на языке математики;

формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;

работать в соответствии с заданными алгоритмами;

вести поиск информации преобразовать её в удобные для изучения и применения формы.

учиться самостоятельно, определять цели своей деятельности

учится самостоятельно оценивать свою работу

Оборудование урока: учебник «Математика» 1 класс М.И.Моро

компьютер,

мультимедийный проектор,

индивидуальные карточки.

План урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в

пробном действии.

3. Выявление причины затруднения.

4.Проектирование нового знания.

5.Реализация построенного проекта.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

7. Включение в систему знаний и повторение.

8. Рефлексия учебной деятельности.


1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цели:

- организация актуализации требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

- организация деятельности учащихся по установке тематических рамок («могу»);

- создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

Перечень УУД, формируемых у учащихся

Самоопределение, смыслообразование, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Добрый день!

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

- Начинаем урок математики.

-Чтобы настроиться на урок из букв соберите слово.



Как вы понимаете смысл слова ДОБРОТА? (Ответы детей).

Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдет стороной,

Озарится душа красотой…

В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «Доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – все положительное, хорошее, полезное.

-Ребята, как вы думаете, где живет доброта? (Ответы детей).

-Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах, в вашем классном коллективе.

Добрые сердца – это вы мои ученики,

Добрые слова – это ваша доброжелательность,

Добрые мысли – это ваша исследовательская деятельность, добывание новых знаний, активность, внимательность на уроке,

Добрые дела – это достижение планируемых результатов.

- Так заботьтесь о своем классном коллективе, не позволяйте ему засоряться, пополняйте его добрыми словами и добрыми делами.

- Мы с вами открыли новые знания, а хотите, пополнить свои знания, новыми открытиями?

- Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты в нашей классной комнате. Но для этого нам потребуется ваша доброта и математические знания. Вместе, сообща, дерево за деревцем мы создадим этот сад.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Цели:

-актуализации

изученных способов действий, достаточных для построения нового знания;

- фиксирован ие актуализированных способов действий в речи;

- обобщение актуализированных способов действий;

- актуализация мыслительных операций, достаточных для построения нового знания;

мотивирование к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»);

На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация,

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

– подведение под понятие;

– выполнение пробного учебного действия;

– фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

– выражение своих мыслей;

– учет разных мнений,

– использование критериев для обоснования своего суждения

- И так, дерево первое будет посажено, если ответим на вопросы:

- Ребята, какие мы с вами изучали числа? (1,2,3,4,5,6,7)

- Какое самое большое из них? (7)

-назовите число на 1 больше 3. (4)

- назовите число на 1 меньше 6. (5)

- какое число следует за числом 6? (7)

- какое число предшествует числу3? (2)

- какое число больше 5 или 6? (6)

- какое число меньше 2или 1? (1)

- какое число стоит между 2 и 4? (3)

– Ребята, выполнив следующее задание, у нас появиться в саду еще одно дерево.



Дети работают в тетрадях, записывают самостоятельно только ответы. Двое детей работают у доски.

– Ребята, мы с вами выполнили задание, что нужно теперь сделать? (Проверить).

Дети проговаривают, как решали. На слайде постепенно появляются ответы. Двое ребят у доски проверяют, с помощью учителя.

– Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено?

-Я предлагаю вам его оценить, посмотрев на правильный вариант. Ниже выполненного задания нарисуйте кружок, кто правильно, без ошибок выполнил задание. Если есть, кто выполнил с одной ошибкой нарисуйте квадратик, ну а кто не справился с заданием -треугольник..

3.Выявление причины затруднения

Цели:

восстановление выполненных операций;

- фиксация места, где возникло затруднение;

- фиксация во внешней речи причины затруднения.

На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения.

- В нашем саду добавиться дерево, выполнив математический диктант.

Дети показывают ответы на разрезных карточках, учитель – демонстрирует на экране.

-назовите число на 1 больше 3. (4)

- назовите число на 1 меньше 6. (5)

- какое число следует за числом 5? (6)

- какое число предшествует числу3? (2)

- какое число больше 5 или 6? (6)

- какое число меньше 2или 1? (1)

- какое число стоит между 2 и 4? (3)

4.Проектирование нового знания.

Цели:

- постановка учащимися цели проекта;

- уточнение и согласование темы урока;

- определение средства (алгоритм);

формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий.

Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских

методов.

самоопределение;

смыслообразование;

–анализ, синтез, сравнение, обобщение,

аналогия;

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

– поиск и выделение необходимой информации;

– выбор наиболее эффективных способов решения задач;

прогнозирование;

структурирование знаний;

–осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

–волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

– учет разных мнений;

– использование критериев для обоснования своего суждения.

- Посадим дерево еще одно.

3


4

5


7


- Какое число идет при счете перед числом 7?(6), перед числом 6? (5)

- Какое число следует за числом 6? (7), за числом 7? (8).

-Что мы не знаем? (Не имеем представление о числе 8).

-Ребята, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Число 8 и цифра 8)

- Верно, ребята, сегодня наша тема прозвучит так:

«Число 8, цифра 8».

- Мы не имеем представление о числе 8, не умеем записывать это число, не знаем его место на числовом отрезке, не умеем складывать и вычислять с числом 8.

-Какую цель мы перед собой поставим?

-Сформировать:

1. Представление о числе 8,

2.Способность к его записи,

3.Изображение на числовом отрезке,

4.Сложение и вычитание с числом 8.

- Как вы это узнали, что за числом 7 идет число8? Докажите. (За числом 7 при счете идет следующее число 8)

- А что значит назвать следующее число? (Прибавить к числу 1 – значит назвать следующее за ним при счете число).



- Давайте найдем место для числа 8 в числовом ряду.

– Какое выражение составим? (7 + 1 = 8)- Значит, чтобы найти место числу 8 в числовом ряду, надо к 7 прибавить 1.

- Как можно получить число 8? (7 + 1=8)

Следовательно, за числом 7 идет число 8, значит, мы определили его место в числовом ряду.

- Видите, ребята, мы с вами открыли новое знание, это число- 8.

- Мы исследовали число 8 и определили его место в числовом ряду.


5.Реализация построенного проекта.

Цели:

- реализация построенного проекта в соответствии с планом;

- фиксация нового способа действия в речи;

- фиксация нового способа действия в знаках (с помощью эталона);

-фиксация преодоления затруднения;

-уточнение общего характера нового знания.

На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации.

Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждается и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения



Смыслообразование;

– анализ, синтез, сравнение, обобщение,

аналогия, классификация;

– волевая саморегуляция;

–познавательная инициатива;

– выдвижение гипотез и их обоснование;

– поиск необходимой информации;

– моделирование и преобразование

моделей разных типов (предметы,

схемы);

– установление причинно-следственных связей;

самостоятельное создание спосо-

бов решения проблем творческого и

поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

– построение логической цепи рассуждений, доказательство;

– нравственно-этическое оценивание

усваиваемого содержания;

– осознание ответственности за общее дело;

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

– адекватное использование речевых

средств для решения коммуникацион-

ных задач;

формулирование и аргументация

своего мнения и позиции коммуникации;

– учет разных мнений, координирова-

ние разных позиций;

– использование критериев для обоснования своего суждения.

– достижение договоренностей и согласование общего решения.

- Следующим общим делом, мы еще посадим дерево.

- Ребята, а кто знает, как пишется цифра?

-Кто из вас раньше видел цифру 8? Где? (номер дома, монета, страница учебника, на линейке).

– Давайте научимся писать эту цифру.

- Я предлагаю вам всем вместе прописать цифру ( в воздухе), глядя на монитор. А потом самому смелому объяснить на доске и прописать в тетрадях.

Цифра 8 состоит из верхнего и нижнего малых овалов. Верхний овал немного меньше нижнего. Начинают писать её немного ниже и правее середины верхней стороны. Ведут линию вправо и вверх, закругляют в правом верхнем углу клетки, затем справа налево к середине нижней стороны клетки, закругляют и поднимаются вверх к начальной точке. Дети показывают и объясняют, как пишется цифра 8, а потом работают в тетрадях. Сравнивают свои написанные цифры с образцом и отмечают самые правильные.

– Если вы правильно написали все цифры, то нарисуйте кружок.

Цифра 8 так вкусна

Из двух бубликов она.

Работа по учебнику стр. 52-53.

1.Прочитайте стихотворение про матрешек.

2. Мальчик красит забор.

- Сколько дощечек покрасил мальчик? (7)

  • Сколько дощечек будет выкрашено, если мальчик докрасит дощечку? (8)

  • Как получили 8? (7 да 1 - это 8.)

  • Найдите и прочитайте соответствующую запись. (7+1=8)

  • Одна из восьми дощечек не докрашена. Сколько дощечек забора покрашено? (7)

  • Как получили 7? (8 без 1 - это 7.)

  • Прочитайте запись. (8-1 = 7)

  • Сколько дощечек не покрашено? (1)

  • Сколько дощечек покрашено? (8)

2. Сравнение выражений. (Два ученика работают у доски)

- Посмотрите на фигуры. Сколько здесь треугольников? (7)

-Сколько квадратов? (8)

  • Чего больше? Насколько больше?

- Чего меньше? Насколько меньше?
Далее дети сравнивают выражения.

- На какие две группы можно разделить все эти записи?

(Равенства и неравенства.)

- После выполнения работы коллективная проверка.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Цели:

самостоятельное выполнение задания на новый способ действия;

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы:

учащиеся самостоятельно выполняют

задания нового типа, осуществляют их

взаимопроверку, сравнивая с эталоном, выявляют

возможные ошибки. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации

построенного проекта учебных действий.

–анализ, синтез, сравнение, обобщение,

аналогия, классификация;

– подведение под понятие;

– выполнение действий по алгоритму;

доказательство;

– контроль;

– коррекция;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

– использование критериев для обоснования своего суждения

- Следующим общим делом, мы еще посадим дерево.

- Ребята, а кто знает, как пишется цифра?

-Кто из вас раньше видел цифру 8? Где? (номер дома, монета, страница учебника, на линейке).

– Давайте научимся писать эту цифру.

- Я предлагаю вам всем вместе прописать цифру ( в воздухе), глядя на монитор. А потом самому смелому объяснить на доске и прописать в тетрадях.

Цифра 8 состоит из верхнего и нижнего малых овалов. Верхний овал немного меньше нижнего. Начинают писать её немного ниже и правее середины верхней стороны. Ведут линию вправо и вверх, закругляют в правом верхнем углу клетки, затем справа налево к середине нижней стороны клетки, закругляют и поднимаются вверх к начальной точке. Дети показывают и объясняют, как пишется цифра 8, а потом работают в тетрадях. Сравнивают свои написанные цифры с образцом и отмечают самые правильные.

– Если вы правильно написали все цифры, то нарисуйте кружок.

Цифра 8 так вкусна

Из двух бубликов она.

Работа по учебнику стр. 52-53.

1.Прочитайте стихотворение про матрешек.

2. Мальчик красит забор.

- Сколько дощечек покрасил мальчик? (7)

  • Сколько дощечек будет выкрашено, если мальчик докрасит дощечку? (8)

  • Как получили 8? (7 да 1 - это 8.)

  • Найдите и прочитайте соответствующую запись. (7+1=8)

  • Одна из восьми дощечек не докрашена. Сколько дощечек забора покрашено? (7)

  • Как получили 7? (8 без 1 - это 7.)

  • Прочитайте запись. (8-1 = 7)

  • Сколько дощечек не покрашено? (1)

  • Сколько дощечек покрашено? (8)

2. Сравнение выражений. (Два ученика работают у доски)

- Посмотрите на фигуры. Сколько здесь треугольников? (7)

-Сколько квадратов? (8)

  • Чего больше? Насколько больше?

- Чего меньше? Насколько меньше?
Далее дети сравнивают выражения.

- На какие две группы можно разделить все эти записи?

(Равенства и неравенства.)



- После выполнения работы коллективная проверка.


- Посадим еще дерево, выполнив самостоятельную работу.

- Теперь обменяйтесь с другом по парте тетрадями и сделайте взаимопроверку. Оцените работу друга: если все верно выполнено, то нарисуйте кружок, если есть одна ошибка – нарисуйте квадратик, если две ошибки – треугольник.

- Физкультминутка.

- А сейчас, работать будите в парах, можно совещаться.


7.Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

- повторение учебного содержания, необходимого для содержательной непрерывности.

Организуя этот этап, учитель подбирает

задания, в которых тренируется использование изученного материала,

имеющего методическую ценность для

введения в последующихновых спосо-

бов действий.

Таким образом, происходит

автоматизация умственных

действий по изученным нормам, ведется

подготовка к введению в будущем новых норм.

– нравственно-этическое оценивание

усваиваемого содержания;

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия,

самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

– выполнение действий по алгоритму;

– построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

формулирование и аргументация

своего мнения в коммуникации;

– использование критериев для обоснования своего суждения.

– адекватное использование речевых средств для решения

задач;

- работая индивидуально, появляется еще одно дерево. После проходит самопроверка, и оценивают себя, рисуя кружок, квадрат и треугольник.



- Какую закономерность вы увидели в числовом ряду?

8 88 888…. (Сначала одна цифра 8,потом две, три, писать будем четыре цифры 8)

87 86 85 …

- А во второй строчке, какая закономерность? (Первая цифра не меняется, а вторая уменьшается на один. Писать дальше будем 84 83 82…)

- Что можно сказать о числе 8 по сравнению с ранее изученными числами? (Оно больше всех изученных чисел.)

8.Рефлексия учебной деятельности.

Цель:

-фиксация нового содержания, изученного на уроке;

- оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

В завершении, соотносятся цель учебной

деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

-оценка процесса и

результатов деятельности;

– самооценка на основе критерия

успешности;

– адекватное понимание причин

успеха / неуспеха в учебной деятельности;

формулирование и аргументация

своего мнения, учет разных мнений;

– использование критериев для обоснования своего суждения;

– планирование учебного сотрудничества;

– следование в поведении моральным

нормам и этическим требованиям.

- Вот наш сад и наполнился «добрыми деревьями». (На доске деревья).

- Как думаете, достигли, поставленные цели урока?

- Каких результатов вы добились? (Ответы детей).

- Вы можете судить о своем вкладе в этот труд по своему оцениванию, то есть у кого, сколько кружков, квадратиков и треугольников.

- Вы хорошо поработали, многие добились успеха. Если удаётся добиться успеха в школе, вы добьётесь успеха в жизни, ведь посмотрите, какой красивый и большой сад вырос в нашей классной комнате.

Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.