Урок математики во 2 классе.
Тема: «Умножение и деление на 10».
Тема для детей: «Космическое путешествие десятка»
Тип урока: Освоение новых знаний.
Цель: Познакомить с приемами умножения и деления на 10, совершенствовать вычислительные навыки, навыки устного счёта, умение решать задачи; развивать внимание и логическое мышление.
Образовательные результаты:
Предметные
1.Безошибочно решать примеры и задачи на умножение и деление на 10
2.Называть название компонентов при сложении, вычитании, умножении и делении.
3. Сравнивать выражения.
Метапредметные
1.Формулировать правила умножения и деления на 10.
2.Строить математические высказывания.
3.Сотрудничать в паре.
4.Организовывать взаимопроверку выполненной работы.
5.Высказывать свое мнение при обсуждении задания.
Личностные
1.Участвовать в диалоге
2.Высказывать свою точку зрения
Оборудование:
Компьютер, презентация
Конверты с заданиями для работы в парах и группах
Учебник математики
Ход урока:
1.Организационный этап.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять
И внимательно считать!
- Если вам нравится учиться в школе - хлопните в ладоши!
- Если у вас хорошее настроение - улыбнитесь друг другу и мне!
- Если вы хотите получать удовольствие от урока - сядьте правильно, будьте активны, слушайте и дополняйте друга!
-Объяснение, как работать на карточках самооценки.
-Какое сегодня число? Что можно сказать об этом числе? (однозначное, соседи, можно разложить на сумму…)
- Какое сегодня число? (6 мая)
-Какой день недели? (Понедельник)
-Запишите число, классная работа. Пишите красиво и акууратно.
- Какой праздник ждут все люди нашей страны? (День победы)
-Какого числа отмечают этот праздник? (9 мая)
-Чем особенный этот праздник? (Тем, что в этот день 9 мая 1945 года наша страна одержала победу над фашистами)
- А как вы думаете летчики участвовали в войне? (Да)
2. Актуализация знаний. (Работа в парах)
Ребята, к нам в гости прилетел друг всех космонавтов и лётчиков Десяток
Он летел на Марс, у него закончилось топливо знаний и он приземлился у нас с вами.
Давайте поможем ему заправиться топливом знаний, чтобы он мог улететь на свою планету
- Десяток привез с собой багаж заданий, каждое из которых нам с вами необходимо решить. И первое задание: выполнить работу на карточках в группах
Математический диктант и работа над задачей (запишите только ответы в таблицу и решите задачу)
- число 11 уменьшить на 9 (2)
- найти сумму 14 и 6 (20)
- найти разность 73 и 70 (3),
- уменьшаемое 38, вычитаемое 8. Найти разность. (30)
- найти произведение 4 и 1 (4)
- первое слагаемое 25, второе 15. Найти сумму. (40)
- делимое 10, делитель 2. Найти частное. (5)
- число 42 увеличить на 8 (50)
- от разности чисел 20 и 10 отнять 4 (6)
- сколько сантиметров в 6 дециметрах? (60)
-Оцените свою работу в карточках.
Задачи: 1. Во дворе гуляют куры. Всего у них 12 ног. Сколько кур гуляет во дворе?
В ателье на один халат пришивают по 6 пуговиц. Сколько пуговиц потребуется для 4 таких же халатов?
На клумбе посадили 18 роз в два ряда поровну. Сколько роз было в каждом ряду?
- Проверим. (Пары меняются табличками)
-Оцените свою работу в своих карточках.
- Есть ли закономерность? Озвучьте.
Какие вы молодцы, бак уже заполнен на 2 из 10 (картинка на доске)
Постановка цели и задач урока.Мотивация учебной деятельности учащихся (самоопределение к деятельности)
-Как называются компоненты при умножении? При сложении? При делении?
На доске записаны выражения
5*4 … 5+5+5
8*3 … 4*8
148*10…10*148
60:10...50:10
Прочитайте выражения… (дети называют компоненты умножения и сложения) Сравните выражения.
- Какое математическое свойство вы использовали для сравнения выражений в последней строке? (от перестановки множителей результат умножения не изменяется)
- Какие выражения мы умеем решать? Почему? (знаем правило)
- При решении каких выражений у нас могут возникнуть трудности? Какие трудности? (не умеем умножать и делить на 10)
- Сегодня на уроке мы продолжим учиться выполнять умножение и деление чисел и познакомимся с новым вычислительным приемом. А кто-нибудь уже догадался, что это за прием? (прием умножения и деления на число 10)
-Какова цель сегодняшнего урока? ( научиться умножать и делить на 10 и применять правило при решении задач, познакомиться с приемом умножения и деления на 10)
-Оцените свою работу на данном этапе.
-Проверьте свои предположения. Откройте свои учебники на стр. 74
Поиск решения. Первичное закрепление во внешней речи.
Первичное усвоение новых знаний.
Наш десяток снова подготовил задание и очень просит вас помочь ему еще немного добавить топлива в бак.
- Сначала научимся умножать на 10.
- Поработаем в парах. Задание №1
Р
абота в парах (карточки):
Задание 1.
Замените умножение сложением и решите:
4 * 10 = __________________________________________________=____
6*10=____________________________________________________=____
7*10=____________________________________________________=____
10*6=____________________________________________________=____
10*7=____________________________________________________=____
10*4=____________________________________________________=____
3*10=____________________________________________________=____
10*3=____________________________________________________=____
Подчеркните первый множитель и произведение. Как изменилось число?
Опишите свои рассуждения:
- у нас было выражение_____________________
- заменив умножение сложением, мы получили_______
- мы заметили, что____________________________________________________
- вывод: чтобы число умножить на 10, надо_______________________________
-Сформулируйте правило, как умножить число на 10?
-Наш общий вывод хором
Чтобы число умножить на 10, надо к нему приписать справа один ноль.
-Оцените свою работу на своих личных карточках.
Инопланетянин Десяток в благодарность за нашу помощь ему предлагает отдохнуть и сделать зарядку.
-Оцените свои старания на отдыхе на карточках.
- Прочитаем стихотворение по ролям. Слайд
Бак заполнен на 5 из 10 (картинка)
5. Закрепление изученного материала.
Слайд – А теперь понаблюдаем. Как из 2 получили 20?
- Запишите выражение.Проверьте.
- Составьте другой пример на умножение с этими числами и решите. Проверьте.
- Как называются компоненты действия умножения? Как они связаны между собой?
- Какое действие обратно умножению?
- Составьте и запишите 2 примера на деление с этими числами. Проверьте.
- Как называются компоненты действия деления?
- Подчеркните выражение, в котором делили на 10.
Что интересного заметили… Озвучьте вывод…
Слайд Хором вывод.
Чтобы число разделить на 10, надо отбросить справа один ноль.
Первичное закрепление
Слайд - Самостоятельно выберите любую пару чисел и составьте все возможные примеры на умножение и деление…
- Кто выбрал пару 6, 60? Проверка. (Аналогично 3,30 7,70 9,90)
Слайд
-Десяток выбрал такую же пару чисел 9 и 90 и составил такие примеры…
9*10=90
90:9=1
Проанализируйте…Правильно ли составлены и решены выражения? (нет)
-Оцените свою работу на карточках.
-Давайте повторим, как умножать и делить на 10? Повторим:
Чтобы число умножить на 10, надо к нему приписать справа один ноль.
Чтобы число разделить на 10, надо отбросить справа один ноль.
- Сравним наши выводы с тем, что предлагают авторы учебника…Стр.
- Какие выводы вам более понятны: Те, которые в учебнике, или те, которые мы вывели? (Правильные и те, и те)
Мы все «открыли» правильно.
-Уточните тему/цель урока.
-Что вы можете теперь делать? (Умножать и делить на 10.)
-Какой следующий шаг на уроке? После того как мы узнали новое правило, нам нужно (Потренироваться, использовать в примерах, задача)
Десяток вами очень доволен! И бак заполняется на 10 из 10!!! Он может лететь дальше.Ураааааа!!!!
2)Работа по учебнику стр. 74 №1-4 (выполняют задание с комментированием: Умножаю 7 на 10. При умножении на 10 нужно справа от числа приписать один ноль. Приписываю к 7 один ноль. Получаю число 70. Далее самостоятельно, проверка)
Исправьте ошибки.
Оцените свою работу на данном этапе.
7.Рефлексия.
(«Проверь себя стр. 74 самостоятельное выполнение, проверка в парах, один ученик читает ответы)
8. Подведение итогов урока
Наш урок подходит к концу.
Вернёмся к выражениям, которые считали новыми (трудными).
-Сейчас трудно их решить? Решите.
- Давайте вспомним: над какой темой мы работали?
- Какие новые правила узнали:
Чтобы число умножить на 10, надо к нему приписать справа один ноль.
Чтобы число разделить на 10, надо отбросить справа один ноль.
-Кто понял новую тему? У кого не было ошибок?
-Сдайте мне карточки с самооценкой
9. Домашнее задание
1. Уч. стр.74 №6 (на 3)
2. РТ стр. 65 №70 (на 4)
3. Карточка с задачами (на 5)