Цель: сформировать представление о компонентах арифметического действия деления.
Образовательные: знать название компонентов арифметического действия деления; знать порядок компонентов арифметического действия деления; уметь называть компоненты арифметического действия деления; уметь определять порядок компонентов арифметического действия деления.
Развивающие: развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение; психические познавательные процессы: восприятие, внимание, мышление; устную речь.
Воспитательные: формировать ценностное отношение к теме, к учебе и предмету Математика.
Регулятивные: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
Познавательные: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования).
Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение.
Личностные: познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Оборудование: презентация, учебник УМК «Школа России» Русский язык 2 класс 2 ч., маркерная доска, электронная доска, раздаточный материал (карточка с заданием)
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечания |
Организационно-мотивационный этап | - Здравствуйте, ребята. Проверьте готовность к уроку. На парте у каждого должны находиться учебник, рабочая тетрадь, пенал, карточки для самостоятельной работы. - Наш урок хотелось бы начать с одной мудрой пословицы: Учёба и труд к победам ведут. - Как вы понимаете её значение? - Почему так важно учиться и трудиться? - Вы правы! Действительно, если человек будет много трудиться и посвящать свою жизнь учению, то всегда сможет добиться своей цели, какой бы она не была, применяя знания, полученные во время учения, в своей практической деятельности, то есть в труде, таким образом, переводя свой результатов в победу и стать успешным. - Ребята, учеба и труд – это важные составляющие нашей с вами жизни. Цените и любите учиться и трудиться, ведь от этого зависит целое будущее! | Приветствуют, проверяют готовность к уроку. - Если человек будет трудиться и учиться, то сможет добиться поставленных целей в своей жизни. - Потому что благодаря этому человек сможет добиться успехов в своей жизни, стать профессионалом. | Слайд 1 (пословица) |
Актуализация и пробное учебное действие | - Давайте мы вспомним, с какими арифметическими действиями мы уже знакомы? - Правильно! Рассмотрим равенство: 12+8=20. Какое арифметическое действие в нём представлено? (узнавание). - Хорошо. Вспомните компоненты арифметического действия сложения, используя числа, данные в равенстве. - Молодцы! Как мы можем с вами назвать часть 12+8? - Отлично! Теперь рассмотрим такое равенство: 14-5=9. Какое здесь арифметическое действие? - Вспомним компоненты данного арифметического действия по аналогии с первым равенством. - Какую часть данного выражения мы назовём разностью? - Молодцы! Я предлагаю вам самим составить равенство с арифметическим действием умножения. - Хорошо! Назовите компоненты арифметического действия умножения. - Да, верно. Как мы назовём часть 3*4? | - Сложение, вычитание, умножение, деление. - Сложение. - 12 – первое слагаемое, 8 – второе слагаемое, 20 – результат сложения или сумма. - Сумма. - Вычитание. - 14 – уменьшаемое, 5 – вычитаемое, 9 – результат вычитания или разность. - 14-5. - 3*4=12. - 3- первый множитель, 4 – второй множитель, 12 – результат действия умножения произведение. - Произведение. | |
Выявление места и причины затруднения | - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на это равенство: 12:3=4. Какое арифметическое действие представлено? - Правильно! Знаете ли вы название компонентов данного арифметического действия? - Вижу, что у вас возникло затруднение. Как вы считаете, чего вам не хватает для ответа на данный вопрос? - Так давайте сегодня на уроке мы получим эти знания для того, чтобы ответить на интересующие нас вопросы! | - Деление. Затрудняются ответить. - Знаний по теме урока. | |
Построение проекта выхода из затруднения | - О чём мы с вами сегодня поговорим? Так, как называется тема нашего сегодняшнего урока? - Как будет звучать цель? - Ребята, как вы считаете, что мы с вами сегодня ещё узнаем? - А чему научиться? | - Компоненты деления. - Познакомиться с компонентами действия деления. -Узнаем названия компонентов действия деления, их последовательность… - Мы научимся называть компоненты, выполнять задания, связанные с темой урока… | Слайд 2 (тема) Слайд 3 (цель) |
Реализация построенного проекта | - Приступим к изучению нового материала. Чтобы узнать, как же называются компоненты арифметического действия деления, я предлагаю вам поработать самостоятельно в учебнике и найти соответствующую информацию. Откройте с. 62, найдите и проанализируйте информацию из учебника о компонентах действия деления. - Итак, вы прочитали информацию. Давайте заполним вот такую схему с равенством на доске и определим компоненты действия деления. Вы будете заполнять такую же схему только у себя в тетради, поэтому открываем их. Записываем сегодняшнее число и слова «Классная работа». (воспроизведение). - Скажите, что такое число 12, которые мы делим? - Верно! Запомните, что делимое – это число, которое мы делим. - Как называется число, на которое делят? - В данном равенстве какое число мы назовём делителем? - Хорошо! Молодцы! - Как называется результат арифметического действия сложения? - Какой результат действия деления в данном равенстве? - Верно! Что ещё мы обозначим под частным? - Да, вы правы, числа, соединённые знаком арифметического действия – тоже частное, так как при вычислении они дают определённый результат, который мы с вами так и называем. - Запишите данную схему у себя в тетради. - Я предлагаю сыграть в небольшую игру. У меня в руках вы видите мячик. Я буду подходить и подкидывать его одному из вас, называть определённые числовые равенства и задавать вопросы, а вам необходимо будет ответить на этот вопрос. Например, (Подкидывает), 6:2=3 – назови, какой компонент обозначает в данном равенстве число 6. - Отлично! Всем понятно задание? - Тогда приступим к игре! 1. Назови делитель в равенстве 63:9=7 2. Какой компонент обозначает в равенстве 25:5=5 число 25? 3. Назови частное и результат деления в выражении 18:2. 4. Назови все компоненты равенства 20:4=5. 5. Какой компонент обозначает в равенстве 48:8=6 число 8? - Молодцы! Ребята а теперь давайте встанем из-за своих мест и немого отдохнём! | Находят и прочитывают. - Делимое. - Делитель. - Число 3. - Частное. - 4. - Само выражение – 12:3. Записывают. - Делимое. - Да. | Учебник с. 62 |
Физкультминутка | Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.) Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.) Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.) Руки за спину положим, (Руки за спину.) Голову поднимем выше (Подняли голову выше.) И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.) Подтянитесь на носочках — Столько раз, Ровно сколько, сколько пальцев (Показали, сколько пальцев на руках.) На руке у вас. (Поднимаемся на носочках 10раз.) Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши.) Топаем ногами. (Топаем ногами.) Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.) Хлопаем руками. (Хлопаем в ладоши.) | | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Сейчас мы с вами выполним одно задание на карточках. Положите их перед собой. Вам необходимо будет найти значения выражений, называя и подписывая компоненты арифметического действия деления. Понятно ли вам задание? - Отлично! Вы записываете в тетради №1 и работаете самостоятельно, а один человек у доски. Кто желает? - Итак, приготовились к выполнению задания. Следим за тем, что пишут на доске, увидели ошибку – подняли рук и исправили человека. - Объясняешь, как находил значение выражения, называешь и подписываешь его компоненты. - Первое выражение – 30:6. Называй компоненты и находи значение выражения. - Молодец! Второе. Аналогичная работа проводится с остальными выражениями. | - Да. Выходит обучающийся к доске. - 30 – делимое, 6 – делитель. 30:6 – частное, результатом деления или частное равно 5, так как 30:6=5. - 12:6. 12 – делимое, 6 – делитель, 12:6 – частное, результатом деления или частным является число 2, так как 12:6=2. | Карточки: 1. 30:6= 2. 12:6= 3. 72:8= 4. 2:1= 5. 56:7= 6. 32:4= 7. 16:4= 8. 45:5= |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Итак, теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. Положите перед собой карточки. Прочитайте задание. Что необходимо сделать? - Работаем на карточке ручкой. Будьте внимательны, потому что не в каждом примере допущены ошибки! Приступайте к выполнению! - Закончили работу. Проверьте по эталону. Кто справился с заданием без ошибок? - У кого есть ошибки? - Какие трудности у вас возникли? (обсуждает возникшие трудности) | - Прочитать выражения и сравни их примерами. Найди ошибки и исправь. Проверяют. Отвечают. Называют трудности. | Карточки 1. Частное чисел 36 и 4 равно 9 36:4=9 2. Делимое 4, делитель 2, частное равно 2 4*2=2 3. Делимое 14, делитель 7, частное равно 3 14:3=7 4. Частное чисел 81 и 9 равно 9 81:9=9 5. Частное чисел 28 и 4 равно 7 28-4=7 6. Делимое 2, делитель 2, частное равно 1 2*2=1 7. Частное чисел 54 и 9 равно 6 54:6=9 |
Включение в систему знаний и повторений | - Ребята, скажите, чем мы сегодня занимали на уроке? - Вспомните и назовите компоненты действия деления. - Молодцы! Я предлагаю вам выполнить ещё одно задание, представленное на карточке. Прочитайте его про себя. - Да, вам необходимо будет прочитать задачи и найти решение к ним, соединив с соответствующей буквой. Но будьте внимательно, одно из решений здесь лишнее! - Давайте рассмотрим первую задачу. …, прочитай, пожалуйста. - О чём она? - Что нам известно? - Молодцы! Что значит поровну? - Да, то есть в каждой тарелке их равное количество. - Верно! Что нужно найти? - Как решим задачу? - Что получим? - Отлично! Под какой буквой представлено решение к данной задаче? - Молодцы! Давайте перейдём ко второй задаче. Прочитывает. - О чём эта задача? - Верно! Какой длины отрезок? - На сколько частей его разделили? - Какова длина одной части? - Верно! Как найдём количество частей, на которое разделили отрезок? - Что получится? - Под какой буквой представлено решение к данной задаче? - Хорошо! | - Мы изучали компоненты арифметического действия деления. - Делимое, делитель, результат деления или частное. - Соедини задачи с их решением. Прочитывает. - О грушах, которые разложили в тарелки. - 6 груш разложили в 3 тарелки поровну. - Груши разложили на равные части. - Сколько груш в каждой тарелке. - Количество груш поделим на количество тарелок: 6:3. - Мы получим ответ, что в каждой тарелке по 2 груши. - Под буквой В. - Об отрезке, который разделили на части. - 16 см - Нам неизвестно, но мы знаем, что длина каждой части равна 8 см - 8 см - Нам необходимо длину всего отрезка разделить на длину одной части, то есть 16:8. - Получится 2 части. - Под буквой А. | Карточки 1. 6 груш разложили на 3 тарелки поровну. Сколько груш на каждой тарелке? 2. Отрезок длиной 16 см разделили на части, по 8 см каждая. Сколько частей получилось? Варианты решений: а) 16:8=2 (ч) Ответ: 2 части получилось. б) 6:3=2 (ч) Ответ: 2 части получились. в) 6:3=2 (г) Ответ: 2 груши в каждой тарелке. |
Рефлексия учебной деятельности | - Итак, урок подходит к концу. Назовите тему урока. - Какую цель вы поставили на урок? - Цель урока достигнута? - Ребята, кто узнал что-то новое, у кого все получилось, поднимите две руки. - У кого возникли трудности, поднимите одну руку. (Обсуждают, какие трудности возникли) - Домашнее задание – с. 62 №2 письменно в тетради, внимательно читайте задание и выполняйте! - На этом урок подошел к концу. Я была рада с вами работать. Урок окончен. | - Тема нашего урока «Компоненты деления» - Познакомиться с компонентами действия деления. - Да. Поднимают руки. | |