Конспект урока математики по теме «Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз» (3 класс, «Школа России»)
Тема: Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз
Цели: учить увеличивать и уменьшать числа в 10, 100 раз; развивать умение устанавливать связь между компонентами и результатами действий; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, закреплять умение решать уравнения, геометрические задачи.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
(Четыре ученика у доски решают уравнения.)
400 • х=1 х • 20 = 80 1 + Х = 500 40 : х = 2
2. Устный счет Игра «Кто быстрее»
— Запишите числа в порядке убывания и расшифруйте слово.
(Работа в группах. Выигрывает группа, первой расшифровавшая слово.)
374 | 599 | 800 | 347 | 970 | 709 | 907 |
Е | Д | Л | ц | М | О | О |
Ответ: молодец.
3. Минутка для любознательных
— Решите логические задачи.
• Яйцо нужно опустить в кипящую воду ровно на 4 мин. Как это сделать с помощью песочных часов на 3 мин и на 7 мин? (Поставить сначала вместе часы на 3 мин и на 7мин. Когда З мин истекут, опустить яйцо.)
• Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько углов осталось? (5.)
• У животного 2 передние ноги, 2 задние, 2 левые, 2 правые. Сколько ног у животного? (4.)
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
III. Самоопределение к деятельности
— Запишите число 5.
— 5 единиц какого разряда вы записали? (Первого.)
— Как этот разряд называется? (Разряд единиц.)
— Припишите справа цифру 0. Какое получилось число? (50.)
— Что сейчас обозначает цифра 5? (Десятки.)
— Теперь это единица какого разряда? (Второго.)
— Во сколько раз число 50 больше числа 5? (В 10раз.)
— Допишите еще один ноль справа. Какое получилось число? (500.)
— Что сейчас обозначает цифра 5? (Сотни.)
— Сотня — это единица какого разряда? (Третьего.)
— Во сколько раз число 500 больше числа 5? (В 100раз.)
— Запишите выполненные нами действия на математическом языке.
(Учитель записывает выражения на доске.)
5 • 10 = 50 5 • 100 = 500
— Сколько нулей приписали в первом случае? (Один.)
— Сколько нулей приписали во втором примере? (Два.)
— А сейчас выполним обратные действия. Запишите число 500.
— Единицу какого разряда обозначает цифра 5? (Третьего.)
— Зачеркните один ноль карандашом.
— Единицей какого разряда стала цифра 5? (Второго.)
— Мы зачеркнули, т. е. отбросили, ноль. Какое арифметическое действие мы выполнили? (Деление.)
— На сколько разделили число 500? (На 10.)
— Какое число получилось? (50.) (Учитель записывает на доске выражение.)
500 : 10 = 50
— Зачеркните еще один ноль карандашом.
— Единицей какого разряда стала цифра 5? (Первого.)
— Сколько нулей мы зачеркнули, отбросили? (Два.)
— На сколько разделили число 500? (На 100.)
— Какое число получилось? (5.) (Учитель записывает на доске выражение.)
500:100 = 5
— Сделайте вывод: как изменится число, если к нему приписать ноль, два нуля? (Увеличится в 10раз, в 100раз.)
— Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Увеличивать и уменьшать числа в 10 и 100раз.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№ 1 (с. 47). (Первые две строки — устно с объяснением, последняя — самостоятельно. Взаимопроверка.)
Решение
8 • 10 = 80 | 700 : 100 = 7 |
12 • 10 = 120 | 400 : 100 = 4 |
35 • 10 = 350 | 100 : 100 = 1 |
840 : 10 = 84 |
900 : 10 = 90 |
360 : 10 = 36 |
Пояснение
Чтобы умножить число на 10, надо приписать к нему справа ноль.
Чтобы разделить круглое число на 10, надо удалить у него справа ноль.
Чтобы разделить круглое число на 100, надо удалить у него справа 2 нуля.
№2 (с. 47). (Один ученик записывает числа на доске с комментированием, остальные — в тетрадях.) Мы знаем, что последняя квартира на 7 этаже имеет номер 129. Значит, чтобы узнать номер следующей квартиры, нужно к 129 прибавить 1.
129 + 1 = 130
Но на восьмом этаже 3 квартиры. Рассуждаем аналогично.
130 + 1 = 131; 131 + 1 = 132.
Мы знаем, что первая квартира на 7 этаже имеет номер 127. Чтобы узнать номер предыдущей квартиры, нужно из 127 вычесть 1.
127 - 1 = 126
Но на 6 этаже 3 квартиры. Рассуждаем аналогично.
126 - 1 = 125; 125 - 1 = 124.
V. Физкультминутка
Мы шагаем по дорожке. (Ходьба на месте.)
Раз, два! Раз, два!
Дружно хлопаем в ладоши. (Хлопки в ладоши.)
Раз, два! Раз, два!
Поднимаем ручки (Руки вверх.)
К солнышку, к тучке.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 3 (с. 47).
— Прочитайте задачу.
— О чем говорится в задаче? (О лыжных соревнованиях.)
— Какие ключевые слова выберем для краткой записи? Кто участвовал в соревнованиях? (Девочки и мальчики.)
— Сколько было мальчиков? (9команд по 8 человек.)
— Сколько было девочек? (24.)
— Что надо узнать в задаче? (Во сколько раз больше мальчиков, чем девочек, участвовало в эстафете.)
— Как узнать, во сколько раз одно число больше другого? (Большее число разделить на меньшее.)
— Запишите решение и ответ задачи самостоятельно. (Проверка.)
— Как нужно изменить вопрос, чтобы последним действием было вычитание? (На сколько больше мальчиков, чем девочек, участвовало в эстафете?)
— Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (Из большего числа вычесть меньшее.)
— Решите новую задачу самостоятельно. (Проверка.)
№ 5(с. 47).
х : 3 = 17 | 49 - х = 28 | 64 : х = 4 |
х = 17 • 3 | х = 49 - 28 | х = 64 : 4 |
х = 51 | х = 21 | х = 16 |
Проверка: | Проверка: | Проверка: |
51 : 3 = 17 | 49 - 21 = 28 | 64 : 16 = 4 |
17 = 17 | 28 = 28 | 4 = 4 |
Пояснение
1) Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель.
17 • 3 = 51
2) Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.
49 - 28 = 21
3) Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное.
64 : 4 = 16
. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 47). Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Можно использовать тетрадь для самостоятельных и контрольных работ (тест по теме «Нумерация», с. 64-65).)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие примеры мы научились решать сегодня на уроке?
— Как выполнить деление на 10, 100?
— Как выполнить умножение на 10, 100?
Домашнее задание
Учебник: № 6 (с. 47). Рабочая тетрадь: № 14 (с. 43).