СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока математики по теме «Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме «Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз»»

Конспект урока математики по теме «Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз» (3 класс, «Школа России»)


Тема: Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз

Цели: учить увеличивать и уменьшать числа в 10, 100 раз; развивать умение устанавливать связь между компонентами и результатами действий; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, закреплять умение решать уравнения, геометрические задачи.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

(Четыре ученика у доски решают уравнения.)

400 • х=1 х • 20 = 80 1 + Х = 500 40 : х = 2

2. Устный счет Игра «Кто быстрее»

— Запишите числа в порядке убывания и расшифруйте слово.

(Работа в группах. Выигрывает группа, первой расшифровав­шая слово.)

374

599

800

347

970

709

907

Е

Д

Л

ц

М

О

О

Ответ: молодец.

3. Минутка для любознательных

— Решите логические задачи.

• Яйцо нужно опустить в кипящую воду ровно на 4 мин. Как это сделать с помощью песочных часов на 3 мин и на 7 мин? (Поставить сначала вместе часы на 3 мин и на 7мин. Когда З мин истекут, опустить яйцо.)

• Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько углов осталось? (5.)

• У животного 2 передние ноги, 2 задние, 2 левые, 2 правые. Сколько ног у животного? (4.)

(Проверка индивидуальной работы у доски.)

III. Самоопределение к деятельности

— Запишите число 5.

— 5 единиц какого разряда вы записали? (Первого.)

— Как этот разряд называется? (Разряд единиц.)

— Припишите справа цифру 0. Какое получилось число? (50.)

— Что сейчас обозначает цифра 5? (Десятки.)

— Теперь это единица какого разряда? (Второго.)

— Во сколько раз число 50 больше числа 5? (В 10раз.)

— Допишите еще один ноль справа. Какое получилось число? (500.)

— Что сейчас обозначает цифра 5? (Сотни.)

— Сотня — это единица какого разряда? (Третьего.)

— Во сколько раз число 500 больше числа 5? (В 100раз.)

— Запишите выполненные нами действия на математическом языке.

(Учитель записывает выражения на доске.)

5 • 10 = 50 5 • 100 = 500

— Сколько нулей приписали в первом случае? (Один.)

— Сколько нулей приписали во втором примере? (Два.)

— А сейчас выполним обратные действия. Запишите число 500.

— Единицу какого разряда обозначает цифра 5? (Третьего.)

— Зачеркните один ноль карандашом.

— Единицей какого разряда стала цифра 5? (Второго.)

— Мы зачеркнули, т. е. отбросили, ноль. Какое арифметиче­ское действие мы выполнили? (Деление.)

— На сколько разделили число 500? (На 10.)

— Какое число получилось? (50.) (Учитель записывает на доске выражение.)

500 : 10 = 50

— Зачеркните еще один ноль карандашом.

— Единицей какого разряда стала цифра 5? (Первого.)

— Сколько нулей мы зачеркнули, отбросили? (Два.)

— На сколько разделили число 500? (На 100.)

— Какое число получилось? (5.) (Учитель записывает на доске выражение.)

500:100 = 5

— Сделайте вывод: как изменится число, если к нему припи­сать ноль, два нуля? (Увеличится в 10раз, в 100раз.)

— Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Увеличивать и уменьшать числа в 10 и 100раз.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

1 (с. 47). (Первые две строки — устно с объяснением, последняя — са­мостоятельно. Взаимопроверка.)


Решение

8 • 10 = 80

700 : 100 = 7

12 • 10 = 120

400 : 100 = 4

35 • 10 = 350

100 : 100 = 1

840 : 10 = 84

900 : 10 = 90

360 : 10 = 36

Пояснение

Чтобы умножить число на 10, надо приписать к нему справа ноль.

Чтобы разделить круглое число на 10, надо удалить у него справа ноль.

Чтобы разделить круглое число на 100, надо удалить у него справа 2 нуля.

2 (с. 47). (Один ученик записывает числа на доске с комментировани­ем, остальные — в тетрадях.) Мы знаем, что последняя квартира на 7 этаже имеет номер 129. Значит, чтобы узнать номер следующей квартиры, нужно к 129 прибавить 1.

129 + 1 = 130

Но на восьмом этаже 3 квартиры. Рассуждаем аналогично.

130 + 1 = 131; 131 + 1 = 132.

Мы знаем, что первая квартира на 7 этаже имеет номер 127. Чтобы узнать номер предыдущей квартиры, нужно из 127 вычесть 1.

127 - 1 = 126

Но на 6 этаже 3 квартиры. Рассуждаем аналогично.

126 - 1 = 125; 125 - 1 = 124.



V. Физкультминутка

Мы шагаем по дорожке. (Ходьба на месте.)

Раз, два! Раз, два!

Дружно хлопаем в ладоши. (Хлопки в ладоши.)

Раз, два! Раз, два!

Поднимаем ручки (Руки вверх.)

К солнышку, к тучке.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

3 (с. 47).

— Прочитайте задачу.

— О чем говорится в задаче? (О лыжных соревнованиях.)

— Какие ключевые слова выберем для краткой записи? Кто участвовал в соревнованиях? (Девочки и мальчики.)

— Сколько было мальчиков? (9команд по 8 человек.)

— Сколько было девочек? (24.)

— Что надо узнать в задаче? (Во сколько раз больше мальчиков, чем девочек, участвовало в эстафете.)

— Как узнать, во сколько раз одно число больше другого? (Большее число разделить на меньшее.)

— Запишите решение и ответ задачи самостоятельно. (Проверка.)

— Как нужно изменить вопрос, чтобы последним действием было вычитание? (На сколько больше мальчиков, чем девочек, участвовало в эстафете?)

— Как узнать, на сколько одно число больше или меньше дру­гого? (Из большего числа вычесть меньшее.)

— Решите новую задачу самостоятельно. (Проверка.)

5(с. 47).


х : 3 = 17

49 - х = 28

64 : х = 4

х = 17 • 3

х = 49 - 28

х = 64 : 4

х = 51

х = 21

х = 16

Проверка:

Проверка:

Проверка:

51 : 3 = 17

49 - 21 = 28

64 : 16 = 4

17 = 17

28 = 28

4 = 4

Пояснение

1) Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель.

17 • 3 = 51

2) Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.

49 - 28 = 21

3) Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное.

64 : 4 = 16


. Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 47). Самостоятельное выпол­нение. Взаимопроверка. Можно использовать тетрадь для само­стоятельных и контрольных работ (тест по теме «Нумерация», с. 64-65).)

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Какие примеры мы научились решать сегодня на уроке?

— Как выполнить деление на 10, 100?

— Как выполнить умножение на 10, 100?

Домашнее задание

Учебник: № 6 (с. 47). Рабочая тетрадь: № 14 (с. 43).