СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока математики "Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики "Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц"»

Республика Дагестан

Хасавюртовский район

МКОУ «Ст. Карланюртовская СОШ»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Джалалодинова З.С.

Цель: закрепить понятие о задаче, её частях и способах решения;

Ознакомить с новым видом задач;

Планируемые результаты:

Предметные: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с принципом решения задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц; продолжить закрепление вычислительного навыка для случаев прибавить и вычесть 2;

Метапредметные: формировать универсальные учебные действия:

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем на разных этапах обучения; осуществлять под руководством учителя пошаговый контроль своих действий.

Познавательные: ориентироваться в материале учебника и находить нужную информацию по заданию учителя; строить несложные цепочки логических рассуждений; понимать и строить простые модели при решении текстовых задач; находить и читать информацию, представленную различными способами.

Коммуникативные: принимать участие в работе в паре с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы; применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действия.

Личностные: способствовать развитию интереса к математике; формированию мотивационной основы учебной деятельности; понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап).

Оборудование

  • Моро М.И. Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений

  • Моро М.И. Математика. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций –М.: Просвещение, 2014.

  • Памятка «Структура задачи: условие, вопрос, решение, ответ»

  • Цифры от 0 до 10 для учащихся.

  • Демонстрационный счетный материал.

  • Конверты для учащихся с разрезными монетами достоинством 5, 2 и 1 р.

  • Презентация










1. Мотивация к учебной деятельности 1-3 минуты

Цели:

актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
– создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

1. Проверка рабочих мест.

2. Психологический настрой:

Быть должны у нас в порядке.

Книжки, ручки и тетрадки.

А девиз у нас такой:

Всё, что нужно – под рукой

Думай, считай, отгадывай,

Задачки трудные решай
Постарайся всё понять,
Учись тайны открывать.
Ответы полные давай,
И на уроке не зевай.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии 5-7 минут

Цели:

организовать актуализацию учебного содержания, необходимого для восприятия нового материала;
– организует выполнение учащимися пробного учебного действия организовать фиксирование индивидуального затруднения учащихся.

А знаете ли вы что такое КАЛЕЙДОСКОП?

Калейдоско́п (от греч. καλός — красивый, εἶδος — вид, σκοπέω — смотрю, наблюдаю) — оптический прибор-игрушка, чаще всего в виде трубки, содержащей внутри три (иногда два или более трёх) продольных, сложенных под углом зеркальных стеклышек; при поворачивании трубки вокруг продольной оси цветные элементы, находящиеся в освещённой полости за зеркалами, многократно отражаются и создают меняющиеся симметричные узоры. Различное взаимное расположение зеркал позволяет получить разное количество дублированных изображений. В переносном смысле — быстрая смена явлений, лиц, событий. Нам предстоит нелёгкое путешествие по сказкам. Но если мы преодолеем трудности, то доберёмся до клада.

Итак, давайте отправимся в путь.(слайд2)

  1. А дорогу нам укажет волшебный клубочек расставь цифры по порядку

2) Куда же завёл нас клубочек – болото воспоминаний(Слайд3) (что такое болото? Воспоминания?) Как вы думаете чем мы будем заниматься? А живёт на этом болоте Кикимора.

(слайд 4) На болоте есть кочки и они пронумерованы по порядку. Давайте найдем соседей числа 3,5,8

3)(слайд 5) На болоте живет не только кикимора, но и Водяной, который приготовил для вас задания на листочках

2+2 8+2 10-2, 8-2, 7-2, 5-2, 6+2 4-2 лучики

4) (слайд 6 -7) Кикимора и Водяной очень одиноки, потому что на болото никто не любит ходить. Чтобы им не было скучно я предлагаю подарить им книги. Монеты набрать 8 р, 9р, 10 р

Физминутка для глаз

3) (Слайд8) Вот мы и попали с вами в сказочный лес «Логика», полный тайн и чудес. ЛО́ГИКА

Наука о законах мышления и его формах.

Ход рассуждений, умозаключений.

А хозяин в сказочном лесу Старичок-лесовичок. Он приготовил для вас задания. (Каким кусочком продолжить узор?

(Если мы его присоединим, то нарушим ритм, фрагмент начинается с жёлтого ромба, а должен начинаться с зелёного квадрата)

обсудите в паре как вы продолжите числовой ряд?(слайд9)

9,7,5,…, …

2,4, 6, …, … . лучики лучики

Чистописание 5(Слайд10) лучики

Давайте повторим Что же такое задача и из чего она состоит?(слайд11)

Белка приготовила для нас задания на внимание

Как определим среди записей задачу? (В задаче должны быть условие, вопрос, решение, ответ)(слайд 12)

  1. В коробке было 7 мелков. Из коробки взяли 3 мелка. В коробке осталось 4 мелка.

  2. В коробке были мелки. Из коробки взяли 3 мелка. Сколько мелков осталось в коробке?

  3. В коробке было 7 мелков. Из коробки взяли 3 мелка. Сколько мелков осталось в коробке?

  4. В коробке 7 мелков. Из коробки взяли 2 мелка. Сколько карандашей осталось в коробке?

3. Постановка учебной задачи. Формулирование темы и цели урока (1-2 минут)

Цели:

выявить место затруднения;
– зафиксировать во внешней речи причину затруднения

Молодцы! Предположите, чем будем заниматься на уроке ?(слайд 13)

А какие задачи будем решать – на этот вопрос вам поможет ответить ещё одно задание.

Увеличьте

Уменьшите

5 на 1 (6)

2 на 3 (5)

5 на 2 (3)

8 на 1 (7)


Какой вывод сделаем?

Так какие задачи будем решать на уроке?

Давайте прочтём в учебнике, правильно ли вы предположили тему урока?

Учащиеся открывают учебник на с. 96 и читают:

Физминутка активная

4. Реализация учебной задачи урока (10 мин).

На данном этапе под руководством учителя осуществляется реализация построенного проекта, что предполагает:

совместное построение нового знания (способа действия);

фиксацию нового знания в речи и знаками (с помощью схемы, формулы);

решение исходной задачи (преодоление возникшего затруднения);

уточнение общего характера нового знания.

(слайд 14) Итак, давайте попробуем подняться вместе на Скалы Познания

Попробуйте предположить, как решить задачу, в которой происходит увеличение предметов?

Ученики:(Сложением, так как было меньше, а стало больше)

Этап «громкой социализированной речи»

Цель: организовать усвоение учениками способа действий с проговариванием во внешней речи.

(слайд 15)

У Люси было 4 тетради. Стало на 2 больше. Сколько тетрадей стало у Люси?

-Сколько тетрадей было?(4)

-На сколько больше стало?(на 2)

-Что надо узнать?

-Как решить?

В математике это записывают так: 4 +2 = 6; 6 4. Когда число предметов увеличивается, то есть предметов становится больше используется сложение.

Давайте предположим, как решить задачу, в которой происходит уменьшение предметов?

( Слайд 16) У Лиды было 5 карандашей. Стало на 2 меньше. Сколько карандашей стало у Лиды?

-Сколько карандашей было?(5)

-На сколько меньшее стало?(на 2)

-Что надо узнать?

-Как решить? (5-2=3(к.)

В математике это записывают так 5-2=3; 3

-Вот мы и добрались до замка, в котором живёт прекрасная царица Знаника. Но что-то она печальна. (слайд 17)

Она сомневается в том, что вы внимательно слушали и хочет вас проверить.

Самостоятельная работа

Стр. 96 задачи 3 (слайд 18-19)-лучики

Она очень рада

  1. Включение в систему знаний и повторение (5 мин).

1. Было 6 бегемотиков. Как сделать, чтобы их стало на 1 больше? Каким действием найти сколько стало бегемотиков? (Сложением).

2. Было 7 бегемотиков. Как сделать, чтобы их стало на 3 меньше? Каким действием найти сколько осталось бегемотиков? (Вычитанием).

2. Было 4 груши, а стало – на 2 больше. Сколько стало груш? 

1. Было 7 грибочков, а стало – на 2 меньше.  Сколько стало грибочков? 

Вывод: «больше на» +, «меньше на»  – (вывешивается табличка на доску).

Физминутка

Геометрический материал

Ребята, вспомните, кроме решения задач, что мы ещё должны сделать на уроке?

(Находить на рисунке геометрические фигуры)

(3 минуты)

Загадка:

Она красива и мила,

Имя ее от слова "зола".

Кто автор сказки?:(Шарль Перро)

Ребята. Почему я вам загадала эту загадку?

Вам необходимо найти на этом рисунке знакомые на геометрические фигуры.

Ученики: ( Круги: солнце, окна в доме и карете, колёса – отмечают их различие по форме и цвету; многоугольники; лучи; отрезки, треугольники, ломаные)

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Настало время оценить свою работу на уроке

А теперь давайте посмотрим на наши солнышки. Какие у нас лучики? У кого все лучики большие? У кого не все?

- Ребята, подумайте и скажите, какое задание вам понравилось больше других?

- Какое задание для вас было самым трудным?

VII Итог урока (2 минуты)

Учитель: Какие новые знания получили сегодня на уроке?

(Учились решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.

Учитель: Как же решать такие задачи?

(Если предметов стало больше, чем было, то решать задачу надо сложением.

А если предметов стало меньше, чем было, то задачу надо решать вычитанием.)

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились

Учитель: А где в жизни нам могут пригодиться эти знания?