СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения "Н.Н. Носов "На горке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения "Н.Н. Носов "На горке"»

Муниципальное образовательное учреждение

«Павловская средняя школа»







Конспект урока литературного чтения

На тему «Н.Н. Носов «На горке»

2 класс











Автор – Скоричева Марина Анатольевна

Учитель начальных классов

I квалификационной категории

МОУ «Павловская СШ»



















г. Каргополь





Цель урока:

Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к героям художественного произведения, желание читать художественные произведения о дружбе, научить составлять план текста, пересказывать текст, используя план и иллюстрации.

Задачи урока:

образовательные:

  • способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;

  • содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;

  • создать условия для выразительного чтения;

  • способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;

развивающие:

  • формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;

воспитательные:

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;

  • воспитание трудолюбия: уважение к труду и творчеству, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей, осознание ценности совместной деятельности; отрицательное отношение к лени, небережливому отношению к результатам труда людей.

Планируемые результаты

Предметные умения:

- читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;

- читать текст по ролям;

- составлять план текста, пересказывать, используя план и иллюстрации;

-формулировать правила дружеских отношений.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

- проявлять желание читать произведения о дружбе;

- проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание по алгоритму;

- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Познавательные:

- определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение;

- подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.

Коммуникативные:

адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.





Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор,  мультимедийное сопровождение урока, конверты с карточками-названиями частей плана, «Толковый словарь русского языка» под ред. Ожегова С. И.

ХОД УРОКА

Начало урока

1) Эмоциональный настрой

Веселый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.

– У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Признак доброжелательности – это улыбка. Улыбнитесь мне, улыбнитесь соседу по парте. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Начинаем наш урок. Садитесь.


– Кто хочет стать настоящим читателем?
– А что для этого надо делать?
– Уметь грамотно читать! Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат.

Слайд 2: Упражнения для развития артикуляционного аппарата.

(Чем глубже дышим, тем сильнее воздействие упражнения): вдох носом, выдох через рот; вдох, задержали дыхание, выдох; встать, расправить плечи, голову держать прямо, 1,2 – глубокий вдох (про себя), 3 – задержали дыхание, выдох – плавный счёт от 1 до 10 (или пока хватает дыхания);

Прочитать слитно:

А О У Ы И Э
А Ы О У Э И
О У А Э И Ы
З С Ж

Слайд 3:

Ок-ок-ок – падает снежок.
Ип-ип-ип – слышу снега скрип.
Ре-ре-ре – горы в снежном серебре.

– Прочитайте конец 1-го предложения с вопросительной интонацией.
– Конец второго предложения прочитайте с восклицательной интонацией.
– В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове снежном.
– Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно.
– А теперь прочтите ее громко и быстро.

Слайд 4:

  • Целый день ребята строили снежную горку.

- Прочитайте предложение.

- Кто строил снежную горку? (Ребята).

-Прочитаем, выделяя это слово голосом.

- Что строили ребята? (Горку).

-Прочитаем, выделяя это слово голосом.

Какую горку строили ребята? (Снежную).

-Прочитаем, выделяя это слово голосом.



2) Сообщение темы урока, его целей

Слайд 5:

Выполнив следующее задание, вы узнаете, с творчеством какого писателя мы сегодня встретимся. Знакомы вам фамилии этих писателей, какие их произведения мы уже изучили?
Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию замечательного детского писателя



Аг*ния Барт*


Чуков*кий К*рней


Михалко* Сергей 

-Кто догадался? Молодцы! Это Носов Николай Николаевич. Слайд 6.

- Какие  произведения этого автора вы знаете?  («Находчивость» и др.)Слайд 7.

- Как выдумаете, что нового вы сегодня узнаете на уроке? (Познакомимся с жизнью писателя)

Биография писателя. Сообщения учащихся.


- Сегодня мы прочитаем еще один рассказ этого писателя и будем учиться его пересказывать. А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться, разгадав шифр…Даю подсказку: название состоит из двух слов.





Дети разгадывают анаграмму:

Слайд 8:   А Н        К Е Г О Р             Слайд 8.     



3) Подготовка к первичному восприятию текста.

– Мы уже знаем, как много в мире книг, но есть одна, из серии особых, которая знает про слово всё. Книга эта у нас в гостях: «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА».   Составил его ученый Ожегов Сергей Иванович. Кристина поработала со словарем дома. Ей было дано задние: найти значение слова «горка».

Выступление Кристины.

(ГОРКА, -и, род. мн. -рок, ж. 1. см. гора. 2. Стеклянный шкаф для посуды, фарфора. 3.Сужающаяся кверху кучка, кипка чего-н. Г. книг. Ссыпать семена горкой. 4.Система железнодорожных путей с уклоном для сортировки вагонов (спец.).Сортировочная г. 5. Фигура пилотажа - полет по восходящей траектории без крена (спец.). * Красная горка (устар.) - первая неделя после пасхальной, время свадеб в старину. Сыграть свадьбу на Красную горку)
– «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь».
– А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды.
– Существует понятие «Красная горка», оно очень старое. Так называют первую неделю после пасхальной. 


– Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д.
– Про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку)Слайд 10.

- Помните, ребята, мы с вами читали стихотворение Александра Прокофьева «Как на горке, на горе…»? Вспомнить нам его поможет Захар (чтение стихотворения наизусть)



Как на горке, на горе,

На широком на дворе:

Кто на санках,

Кто на лыжах,

Кто повыше,

Кто пониже,

Кто потише,

Кто с разбегу,

Кто на льду,

А кто по снегу.

С горки – ух,

На горку – ух!

Бух!

Захватывает дух!



-Кто из вас оценил бы чтение Захара на 5? на 4?

- Есть ли такие, кому не понравилось чтение?)



- Для чего делают снежные горки? (Для забавы, для веселья)
– Скажите, что нужно для строительства снежной горки? (ответы детей)
– Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения.
– Ребята, а вы любите бывать на горке?

– Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

Словарная работа. Слайд 11.

– Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению  трудных слов, которые встретятся в тексте.

– Читаем по слогам, а затем целыми словами: 

СГРЕ-БА-ЛИ       –    СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению, синоним: «собирали»)
СВА-ЛИ-ВА-ЛИ  –   СВАЛИВАЛИ
ТРУ-ДЯТ-СЯ       –    ТРУДЯТСЯ  (Подберите антоним: «ленятся»)
СКОЛЬЗ- КА-Я   –    СКОЛЬЗКАЯ
ВЗОБ-РАЛ- СЯ    –    ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом :«залез»)
ДВОР-НИЦ-КА-Я  – ДВОРНИЦКАЯ (Найдите толкование этого слова в словарике на странице  учебника)
ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ  – ОТТОЛКНУЛСЯ
ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ –  ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово?)
НА-ПОР-ТИЛ      –     НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкое по значению: «сломал»)



4) Первичное восприятие текста

– Будем читать текст «по цепочке», до моего сигнала.
– Чьё чтение вам понравилось больше всего?



5) Проверка первичного восприятия текста

Эмоционально-оценочная беседа

– Кому понравился рассказ?
– Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему?

Физкультминутка: 

Мы немножечко устали,

А теперь все дружно встали.

Раз – поднялись, потянулись,

Два – согнулись, разогнулись,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

- Покажите движениями, как Котька посыпал горку песком.

- Покажите мимикой, как удивились ребята, увидев испорченную горку.









6) Анализ произведения, выборочное чтение

– Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья)
– Что делали ребята?
– Прочитайте, как они строили горку.
– А что делал Котька, когда ребята трудились? 
– Почему же он не вышел? (Не хотел трудиться, но хотел кататься)
– Какой он? (Хитрый)
– Что произошло, когда ребята ушли обедать?
– Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.
– А зачем он посыпал горку песком? (Он не мог на нее взобраться)
– Что из этого вышло? Прочитайте.
– Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? (Поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).
– Котька сразу согласился это сделать? (Нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)
– Понравилось ли Котьке работать?
– Подтвердите словами из текста…
– Как вы думаете, изменился ли Котька? (Да, он стал лучше).
– Кто помог ему стать лучше? (Его товарищи)
– Закройте глаза и представьте, что прошел год. Каким стал Котька?


7) Работа с пословицами.

Прочитайте пословицы: Слайд 12:

  • Ум хорошо, а два лучше.

  • Поспешишь – людей насмешишь.

  • Умел ошибиться, умей и исправиться.

- В парах обсудите, к какому эпизоду рассказа можно отнести каждую пословицу.

-Если ваша пара готова, поднимите руку.

Проверка выполнения задания. Ответы детей.

«Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!.. Засыпай песок снегом!» (Ум хорошо, а два лучше.)

«Оттолкнулся ногой и снова – бух носом! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит:

- Как же теперь по песку кататься?

И полез вниз на четвереньках». (Поспешишь – людей насмешишь).

«Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.…А Котьке так работать понравилось, что он еще сбоку лопатой ступеньки проделал». (Умел ошибиться, умей и исправиться).

- А теперь подумайте, какая пословица выражает главную мысль рассказа.

- Почему вы выбрали третью пословицу?

(Котька допустил ошибку, когда испортил работу ребят, но с помощью друзей исправил свою ошибку – отремонтировал горку и даже ступеньки сделал).



- Как вы думаете, исправлять ошибки легче самому или вместе с друзьями? Обоснуйте свое мнение.

- Подумайте, что должен сделать Котька, чтобы подружиться с ребятами своего двора.

Физкультминутка (Релаксация) Слайд 13.

Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем…
(пауза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Глазки дружно открываем,
И к работе приступаем.

7) Деление текста на части, составление плана, пересказ. Слайд 14.

– Посмотрите на экран. Художник нарисовал к этому рассказу иллюстрации.. Рассмотрите их.     
– Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)
– Давайте расставим картинки по порядку. (Перемещение картинок.)
– Все ли части рассказа проиллюстрированы? Какой картинки не хватает?
– У нас получился картинный план. Слайд 15. Давайте озаглавим каждую картинку.

Составление плана рассказа (по группам).
– Ребята, у вас на столе есть конверты. Попробуйте составить план к данному рассказу. На карточках необходимо поставить номер по порядку, а в тексте найти начало и конец каждой части, отметив их карандашом.

План

  • Строительство горки ребятами.

  • Хитрец на скользкой горке.

  • Котька посыпает горку песком.

  • Ребята заставили товарища работать.

  • Котьке понравилось трудиться.

– Я думаю, многие из вас готовы уже сейчас пересказать текст. Но я хочу усложнить задачу. Может быть, кто-то попробует пересказать текст от лица Котьки?



8) Обобщение материала

– Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу: Слайд 16.

ДРУЖБА
ЗЛО
ТРУДОЛЮБИЕ
РАДОСТЬ
ЛЕНЬ
ЗАВИСТЬ

– С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»? Слайд 17.Чтобы:

  • Развеселить читателя.

  • Подшутить над кем-нибудь.

  • Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.

  • Разбудить фантазию.

  • Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?

– Итак, все 5 выводов верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

9) Итог урока. Рефлексия.

–  У каждого на парте лежит звёздочка. Возьмите ее. Напишите на ней свое имя, оцените свою работу на уроке и поставьте себе отметку.

– Все свои снежинки вы прикрепите на доску.

10) Выставление и комментирование оценок

11) Дифференцированное домашнее задание

  • Перечитать рассказ и подготовить его пересказ по плану в учебнике.

  • По желанию усложнить себе задачу: пересказ от лица главного героя Котьки.

Спасибо за работу!