Муниципальное образовательное учреждение
«Павловская средняя школа»
Конспект урока литературного чтения
На тему «Н.Н. Носов «На горке»
2 класс
Автор – Скоричева Марина Анатольевна
Учитель начальных классов
I квалификационной категории
МОУ «Павловская СШ»
г. Каргополь
Цель урока:
Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к героям художественного произведения, желание читать художественные произведения о дружбе, научить составлять план текста, пересказывать текст, используя план и иллюстрации.
Задачи урока:
образовательные:
способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;
содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;
создать условия для выразительного чтения;
способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;
развивающие:
формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;
воспитательные:
воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;
воспитание трудолюбия: уважение к труду и творчеству, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей, осознание ценности совместной деятельности; отрицательное отношение к лени, небережливому отношению к результатам труда людей.
Планируемые результаты
Предметные умения:
- читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;
- читать текст по ролям;
- составлять план текста, пересказывать, используя план и иллюстрации;
-формулировать правила дружеских отношений.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
- проявлять желание читать произведения о дружбе;
- проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.
Регулятивные:
- выполнять учебное задание по алгоритму;
- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
Познавательные:
- определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение;
- подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.
Коммуникативные:
адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное сопровождение урока, конверты с карточками-названиями частей плана, «Толковый словарь русского языка» под ред. Ожегова С. И.
ХОД УРОКА
Начало урока
1) Эмоциональный настрой
Веселый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.
– У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Признак доброжелательности – это улыбка. Улыбнитесь мне, улыбнитесь соседу по парте. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Начинаем наш урок. Садитесь.
– Кто хочет стать настоящим читателем?
– А что для этого надо делать?
– Уметь грамотно читать! Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат.
Слайд 2: Упражнения для развития артикуляционного аппарата.
(Чем глубже дышим, тем сильнее воздействие упражнения): вдох носом, выдох через рот; вдох, задержали дыхание, выдох; встать, расправить плечи, голову держать прямо, 1,2 – глубокий вдох (про себя), 3 – задержали дыхание, выдох – плавный счёт от 1 до 10 (или пока хватает дыхания);
Прочитать слитно:
А О У Ы И Э
А Ы О У Э И
О У А Э И Ы
З С Ж
Слайд 3:
Ок-ок-ок – падает снежок.
Ип-ип-ип – слышу снега скрип.
Ре-ре-ре – горы в снежном серебре.
– Прочитайте конец 1-го предложения с вопросительной интонацией.
– Конец второго предложения прочитайте с восклицательной интонацией.
– В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове снежном.
– Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно.
– А теперь прочтите ее громко и быстро.
Слайд 4:
- Прочитайте предложение.
- Кто строил снежную горку? (Ребята).
-Прочитаем, выделяя это слово голосом.
- Что строили ребята? (Горку).
-Прочитаем, выделяя это слово голосом.
Какую горку строили ребята? (Снежную).
-Прочитаем, выделяя это слово голосом.
2) Сообщение темы урока, его целей
Слайд 5:
Выполнив следующее задание, вы узнаете, с творчеством какого писателя мы сегодня встретимся. Знакомы вам фамилии этих писателей, какие их произведения мы уже изучили?
Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию замечательного детского писателя
Аг*ния Барт*
Чуков*кий К*рней
Михалко* Сергей
-Кто догадался? Молодцы! Это Носов Николай Николаевич. Слайд 6.
- Какие произведения этого автора вы знаете? («Находчивость» и др.)Слайд 7.
- Как выдумаете, что нового вы сегодня узнаете на уроке? (Познакомимся с жизнью писателя)
Биография писателя. Сообщения учащихся.
- Сегодня мы прочитаем еще один рассказ этого писателя и будем учиться его пересказывать. А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться, разгадав шифр…Даю подсказку: название состоит из двух слов.
–Дети разгадывают анаграмму:
Слайд 8: А Н К Е Г О Р Слайд 8.
3) Подготовка к первичному восприятию текста.
– Мы уже знаем, как много в мире книг, но есть одна, из серии особых, которая знает про слово всё. Книга эта у нас в гостях: «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА». Составил его ученый Ожегов Сергей Иванович. Кристина поработала со словарем дома. Ей было дано задние: найти значение слова «горка».
Выступление Кристины.
(ГОРКА, -и, род. мн. -рок, ж. 1. см. гора. 2. Стеклянный шкаф для посуды, фарфора. 3.Сужающаяся кверху кучка, кипка чего-н. Г. книг. Ссыпать семена горкой. 4.Система железнодорожных путей с уклоном для сортировки вагонов (спец.).Сортировочная г. 5. Фигура пилотажа - полет по восходящей траектории без крена (спец.). * Красная горка (устар.) - первая неделя после пасхальной, время свадеб в старину. Сыграть свадьбу на Красную горку)
– «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь».
– А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды.
– Существует понятие «Красная горка», оно очень старое. Так называют первую неделю после пасхальной.
– Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д.
– Про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку)Слайд 10.
- Помните, ребята, мы с вами читали стихотворение Александра Прокофьева «Как на горке, на горе…»? Вспомнить нам его поможет Захар (чтение стихотворения наизусть)
Как на горке, на горе,
На широком на дворе:
Кто на санках,
Кто на лыжах,
Кто повыше,
Кто пониже,
Кто потише,
Кто с разбегу,
Кто на льду,
А кто по снегу.
С горки – ух,
На горку – ух!
Бух!
Захватывает дух!
-Кто из вас оценил бы чтение Захара на 5? на 4?
- Есть ли такие, кому не понравилось чтение?)
- Для чего делают снежные горки? (Для забавы, для веселья)
– Скажите, что нужно для строительства снежной горки? (ответы детей)
– Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения.
– Ребята, а вы любите бывать на горке?
– Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?
Словарная работа. Слайд 11.
– Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению трудных слов, которые встретятся в тексте.
– Читаем по слогам, а затем целыми словами:
СГРЕ-БА-ЛИ – СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению, синоним: «собирали»)
СВА-ЛИ-ВА-ЛИ – СВАЛИВАЛИ
ТРУ-ДЯТ-СЯ – ТРУДЯТСЯ (Подберите антоним: «ленятся»)
СКОЛЬЗ- КА-Я – СКОЛЬЗКАЯ
ВЗОБ-РАЛ- СЯ – ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом :«залез»)
ДВОР-НИЦ-КА-Я – ДВОРНИЦКАЯ (Найдите толкование этого слова в словарике на странице учебника)
ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ – ОТТОЛКНУЛСЯ
ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ – ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово?)
НА-ПОР-ТИЛ – НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкое по значению: «сломал»)
4) Первичное восприятие текста
– Будем читать текст «по цепочке», до моего сигнала.
– Чьё чтение вам понравилось больше всего?
5) Проверка первичного восприятия текста
Эмоционально-оценочная беседа
– Кому понравился рассказ?
– Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему?
Физкультминутка:
Мы немножечко устали,
А теперь все дружно встали.
Раз – поднялись, потянулись,
Два – согнулись, разогнулись,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
- Покажите движениями, как Котька посыпал горку песком.
- Покажите мимикой, как удивились ребята, увидев испорченную горку.
6) Анализ произведения, выборочное чтение
– Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья)
– Что делали ребята?
– Прочитайте, как они строили горку.
– А что делал Котька, когда ребята трудились?
– Почему же он не вышел? (Не хотел трудиться, но хотел кататься)
– Какой он? (Хитрый)
– Что произошло, когда ребята ушли обедать?
– Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.
– А зачем он посыпал горку песком? (Он не мог на нее взобраться)
– Что из этого вышло? Прочитайте.
– Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? (Поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).
– Котька сразу согласился это сделать? (Нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)
– Понравилось ли Котьке работать?
– Подтвердите словами из текста…
– Как вы думаете, изменился ли Котька? (Да, он стал лучше).
– Кто помог ему стать лучше? (Его товарищи)
– Закройте глаза и представьте, что прошел год. Каким стал Котька?
7) Работа с пословицами.
Прочитайте пословицы: Слайд 12:
Ум хорошо, а два лучше.
Поспешишь – людей насмешишь.
Умел ошибиться, умей и исправиться.
- В парах обсудите, к какому эпизоду рассказа можно отнести каждую пословицу.
-Если ваша пара готова, поднимите руку.
Проверка выполнения задания. Ответы детей.
«Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!.. Засыпай песок снегом!» (Ум хорошо, а два лучше.)
«Оттолкнулся ногой и снова – бух носом! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит:
- Как же теперь по песку кататься?
И полез вниз на четвереньках». (Поспешишь – людей насмешишь).
«Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.…А Котьке так работать понравилось, что он еще сбоку лопатой ступеньки проделал». (Умел ошибиться, умей и исправиться).
- А теперь подумайте, какая пословица выражает главную мысль рассказа.
- Почему вы выбрали третью пословицу?
(Котька допустил ошибку, когда испортил работу ребят, но с помощью друзей исправил свою ошибку – отремонтировал горку и даже ступеньки сделал).
- Как вы думаете, исправлять ошибки легче самому или вместе с друзьями? Обоснуйте свое мнение.
- Подумайте, что должен сделать Котька, чтобы подружиться с ребятами своего двора.
Физкультминутка (Релаксация) Слайд 13.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем…
(пауза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Глазки дружно открываем,
И к работе приступаем.
7) Деление текста на части, составление плана, пересказ. Слайд 14.
– Посмотрите на экран. Художник нарисовал к этому рассказу иллюстрации.. Рассмотрите их.
– Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)
– Давайте расставим картинки по порядку. (Перемещение картинок.)
– Все ли части рассказа проиллюстрированы? Какой картинки не хватает?
– У нас получился картинный план. Слайд 15. Давайте озаглавим каждую картинку.
Составление плана рассказа (по группам).
– Ребята, у вас на столе есть конверты. Попробуйте составить план к данному рассказу. На карточках необходимо поставить номер по порядку, а в тексте найти начало и конец каждой части, отметив их карандашом.
План
Строительство горки ребятами.
Хитрец на скользкой горке.
Котька посыпает горку песком.
Ребята заставили товарища работать.
Котьке понравилось трудиться.
– Я думаю, многие из вас готовы уже сейчас пересказать текст. Но я хочу усложнить задачу. Может быть, кто-то попробует пересказать текст от лица Котьки?
8) Обобщение материала
– Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу: Слайд 16.
ДРУЖБА
ЗЛО
ТРУДОЛЮБИЕ
РАДОСТЬ
ЛЕНЬ
ЗАВИСТЬ
– С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»? Слайд 17.Чтобы:
Развеселить читателя.
Подшутить над кем-нибудь.
Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.
Разбудить фантазию.
Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?
– Итак, все 5 выводов верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.
9) Итог урока. Рефлексия.
– У каждого на парте лежит звёздочка. Возьмите ее. Напишите на ней свое имя, оцените свою работу на уроке и поставьте себе отметку.
– Все свои снежинки вы прикрепите на доску.
10) Выставление и комментирование оценок
11) Дифференцированное домашнее задание
Перечитать рассказ и подготовить его пересказ по плану в учебнике.
По желанию усложнить себе задачу: пересказ от лица главного героя Котьки.
Спасибо за работу!