Для учителя: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Учебник по русскому языку для 2 класса, часть 1, презентация, доска, мел, карточки.
Для ученика: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Учебник по русскому языку для 2 класса, часть 1, тетрадь, ручка, карандаш.
Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
Этап мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. |
Личностные УУД: мотивация к обучению. | Здравствуйте! Возьмитесь за руки и передайте с теплом своих рук заряд бодрости и хорошего настроения товарищам. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успешной работы в течение урока. Присаживайтесь. Проверьте все ли у вас есть для работы на уроке: учебник, тетрадь, ручка, карандаш. Проверили? Все есть? Откройте тетради. Запишите число. 14 декабря. Классная работа. | Приветствуют учителя. Берутся за руки, улыбаются друг другу, желают хорошего настроения. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие учебника, тетради, ручки, карандаша. Да. Да. Записывают в тетрадях: 14 декабря. Классная работа. | 2 мин |
Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. |
Познавательные УУД: воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений. Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в устной и письменной речи. | Пропишите буквы или сочетания букв, которые у вас обозначены в тетрадях. Скажите, что такое орфограмма? Какие орфограммы вы уже знаете? Отложите тетради в сторону. Сейчас вы поработаете в карточках. Подпишите фамилию и первую букву имени в верхнем правом углу. Дарина, прочитай задание. Задание: Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Поставь ударение. Подчеркни орфограммы. В…сна, гл..зок, тр…винка, …кно. Су…ота, то…а, профе…ия, кла…. С…рока, в…р…бей, сн…гирь, в…рона. | Передайте карточки на первые парты. Оценки за работу вы узнаете завтра. Итак, о чём мы говорили на уроке? Какими буквами на письме обозначается твёрдость согласных звуков? Какими буквами на письме обозначается мягкость согласных звуков? | Прописывают буквы или сочетания букв. Орфограмма – это буква написание которой нужно проверять или запоминать. Буква, обозначающая безударный гласный звук в корне слова. Удвоенные согласные. Задание: Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Поставь ударение. Подчеркни орфограммы. Весна, глазок, травинка, окно. Суббота, тонна, профессия, класс. Сорока, воробей, снегирь, ворона. | Мы говорили о твёрдых и мягких согласных звуках, и буквах для их обозначения. Твёрдость согласных звуков на письме обозначается буквами а, о, у, ы, э. Мягкость согласных звуков на письме обозначается буквами е, ё, ю, я, и и буквой ь. | 7 мин |
Этап выявления места и причины затруднения. |
Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в устной и письменной речи. | Обратите внимание на слова на слайде. (Слайд 1) Сорока, воробей, снегирь, ворона Злата, прочитай эти слова. Как вы думаете, какое слово в этой группе лишнее? Почему? | Злата читает слова: Сорока, воробей, снегирь, ворона Слово «снегирь». Это слово лишнее, потому что во всех словах кроме слова «снегирь» нет мягкого знака. | 1 мин |
Этап построения проекта выхода из затруднения. |
Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в устной и письменной речи. | Кто догадался, какова тема урока? Давайте проверим правы ли вы. Откройте учебник на странице 124. Тоня, прочитай тему. Какова будет цель урока? | Тема урока: «Мягкий знак». Тема урока: «Мягкий знак». Цель урока: научиться обозначать мягкость согласного звука мягким знаком (ь) на конце слова и в середине слова перед согласным. | 1 мин |
Этап реализации построенного проекта. |
Коммуникативные УУД: формулировать ответы на вопросы. Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений. Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в устной и письменной речи. | Сделаем звуко-буквенный разбор слова «снегирь». На доске работает Саша, остальные в тетрадях записываем с маленькой буквы слово «снегирь». Поставьте ударение. Сколько слогов с слове? Какой звук обозначается буквой «с»? Какой звук обозначается буквой «н»? Какой звук обозначается буквой «е»? Какой звук обозначается буквой «г»? Какой звук обозначается буквой «и»? Какой звук обозначается буквой «р»? Обозначается ли буква «мягкий знак» (ь) звуком? Каким согласным звуком оканчиваетсч слово? Какая буква указывает на мягкий звук? Гле стоит буква мякгий знак (ь)? Где ещё может стоять буква мяугкий знак (ь)? Скажите, а какую роль играет буква «мягкий знак» (ь)? Давайте проверим правы ли вы. Прочитайте правило на странице 124. Работаем с упражнением 203. Денис, прочитай задание. София, почитай первую пару слов. Что обозначает каждое слово? Какие буквы в словах указывают на мягкость согласного звука? Вита, прочитай слова во второй паре. Что обозначает каждое слово? Какие буквы в словах указывают на мягкость согласного звука? Варя, прочитай слова следующей пары. Что обозначает каждое слово? Какие буквы в словах указывают на мягкость согласного звука? Никита, прочитай слова во второй паре. Что обозначает каждое слово? Какие буквы в словах указывают на мягкость согласного звука? Скажите, а можем ли мы допустить ошибку при написании слов с мягким знаком на конце и в середине слова? А как мы называем такую букву? Прочитайте самостоятельно про себя правило на странице 125. Физкультминутка Раз, два – выше голова. Три, четыре – руки шире. Пять, шесть – тихо сесть. Раз – подняться. Подтянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за стол тихонько сядь. | Записывают в тетрадях: снегирь – 2 слога с [с] н [н] е [и’] г [г] и [и’] р [р’] Буква «мягкий знак» (ь) не обозначает звука. Слово оканчивается «рь» На мягкий звук указывается буква «мягкий знак» (ь). Буква «мягкий знак» (ь) стоит на конце слова. Буква «мягкий знак» (ь) может стоять в середине слова. Буква «мягкий знак» (ь) не обозначает звука. Буква «мягкий знак» (ь) указывает на мякость предшествующего согласного звука. Денис читает задание. София читает: брат – брать. Брат – родной по крове человек. Брать – принимать что-то в руки. В слове «Брать» на мягкость согласного звука указывает буква «мягкий знак» (ь). Вита читает: мел – мель. Мел – белый известняк. Мель – неглубокий участок водоёма. В слове «Мель» на мягкость согласного звука указывает буква е и буква «мягкий знак» (ь). Варя читает: пенки – пенки. Пенки – плёнка на поверхности молока. Пеньки – маленькие пни. В слове «Пеньки» на мягкость согласного звука указывает буквы е и и и буква «мягкий знак» (ь). Никита читает: галка – галька. Галка – птица. Галька – небольшие камушки на берегу. В слове «Галька» на мягкость согласного звука указывает буква «мягкий знак» (ь). Да. Можем. Орфограмма. | 15 мин |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. |
Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в устной и письменной речи. Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений. | Работаем с упражнением с 204. Запишите в тетрадях: Упр. 204 Артур прочитай задание. Маша работает у доски первой парой слов. Запишите в тетрадях первую пару слов. Какие буквы в слове «лебеди» указывают на мягкость согласного? Подчеркните буквы, указывающие на мягкость предшествующего согласного звука. Какие буквы в слове «лебедь» указывают на мягкость согласного? Подчеркните буквы, указывающие на мягкость предшествующего согласного звука. Тимур работает у доски со следующей парой слов. Запишите в тетрадях первое слово. Измените слово «скатерти» так, чтобы оно обозначало один предмет. Какое слово получилось? Какие буквы в слове «скатерти» указывают на мягкость согласного? Подчеркните буквы, указывающие на мягкость предшествующего согласного звука. Какие буквы в слове «скатерть» указывают на мягкость согласного? Подчеркните буквы, указывающие на мягкость предшествующего согласного звука. Следующая пара слов. Работает Денис. Записываем первое слово. Измените слово «скатерти» так, чтобы оно обозначало один предмет. Какое слово получилось? Какие буквы в слове «снегири» указывают на мягкость согласного? Подчеркните буквы, указывающие на мягкость предшествующего согласного звука. Какие буквы в слове «» указывают на мягкость согласного? Подчеркните буквы, указывающие на мягкость предшествующего согласного звука. Следующая пара слов. Работает Амир. Записываем первое слово. Измените слово «медведи» так, чтобы оно обозначало один предмет. Какое слово получилось? Какие буквы в слове «медведи» указывают на мягкость согласного? Подчеркните буквы, указывающие на мягкость предшествующего согласного звука. Какие буквы в слове «медведь» указывают на мягкость согласного? Подчеркните буквы, указывающие на мягкость предшествующего согласного звука. Следующая пара слов. Работает Эвелина. Записываем первое слово. Измените слово «тюлени» так, чтобы оно обозначало один предмет. Какое слово получилось? Какие буквы в слове «тюлени» указывают на мягкость согласного? Подчеркните буквы, указывающие на мягкость предшествующего согласного звука. Какие буквы в слове «медведь» указывают на мягкость согласного? Подчеркните буквы, указывающие на мягкость предшествующего согласного звука. В каких словах все согласные звуки мягкие? | Записывают в тетрадях: Упр. 204 Записывают в тетрадях: Лебеди – лебедь, Буквы е и и. Лебеди – Буквы е и мягкий знак (ь). лебедь, Записывают в тетрадях: скатерти – скатерть, Буквы е и и. скатерти – Буквы е и мягкий знак (ь) скатерть, Записывают в тетрадях: снегири – снегирь, Буквы е и и. снегири – Буквы е, и и мяккий знак (ь). снегирь, Записывают в тетрадях: медведи – медведь, Буквы е и и. медведи – Буквы е, и и мяккий знак (ь). медведь, Записывают в тетрадях: тюлени – тюлень. Буквы ю и е, и. Тюлени – Буквы ю, е, и и мяккий знак (ь). тюлень. Все согласные звуки мягкие в словах: тюлени и тюлени, лебеди и лебедь. | 10 мин |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
Познавательные УУД: работать с информацией, представленной в разных формах (текст), под руководством учителя и самостоятельно. Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в устной и письменной речи. | Сейчас вы поработаете самостоятельно. Перед каждым лежит карточка с заданием. Давайте посмотрим какие задания вам предлагаются. Вита, прочитай задание. Приступаем. На выполнение 3 минуты. Задание: Прочитайте. Выпишите слова, в которых необходимо вставить мягкий знак (Ь). Подчеркни орфограмму. Ступен...ка, девоч...ка, огон…, пис…мо, птен…чик, пол…за, хищ…ник, мос…тик, новост… . _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ | Заканчиваем. Покажите, что вы готовы работать дальше. Возьмите карандаш. Обменяйтесь работой с соседом по парте. Сверьте свою работу с образцом, который на слайде. Если нет ошибки поставьте «+», если есть ошибки поставьте «-» и исправьте их. Эталон: (Слайд 2) Ступенька, огонь, письмо, польза, новость. Кто сделал работу без ошибок? Молодцы! Поднимите руку кто допустил ошибки? В каких словах вы допустили ошибки? Поработайте дома над своими ошибками. Работы сдавать не нужно. | Задание: Прочитайте. Выпишите слова, в которых необходимо вставить мягкий знак (Ь). Подчеркни орфограмму. Ступен...ка, девоч...ка, огон…, пис…мо, птен…чик, пол…за, хищ…ник, мос…тик, новост… . Ступенька, огонь, письмо, польза, новость. | Проверяют свою работу по эталону. Поднимают руки. Поднимают руки. Высказывают своё мнение. | 5 мин |
Этап включения в систему знаний и повторения. |
Познавательные УУД: работать с информацией, представленной в разных формах (текст), под руководством учителя и самостоятельно. Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в устной и письменной речи. Коммуникативные УУД: слушать собеседника и понимать речь других; формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Сейчас, вы поработаете в парах, но сначала вспомним правила работы в парах. Какие правила вы знаете? Поработайте с пословицами в упражнении 202. Обсудите в парах смысл пословиц. Первый ряд работает с первой пословицей. Второй ряд со второй. Третий ряд с третей. Что означает первая пословица? Вторая? Третья? Молодцы! | Правила работы в парах: работать должны оба, выслушивать друг друга, доказывать свою точку зрения вежливо. Скромный человек выглядит воспитаннее. Если человек что-либо бережёт, хранит, то это не значит, что он жадный/скупой. Лучше слушать свою совесть, она подсказывает правильный выбор. | 5 мин |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. |
Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | О какой орфограмме мы сегодня говорили? Какие эта орфограмма? Как проверить написание слов с орфограммой – удвоенная согласная? Домашнее задание: С. 125 упр. 205. Урок окончен! Готовьтесь к математике. | Орфограмма – буква «мягкий знак». Непроверяемая орфограмма. Проверить написание слова по орфографическому словарю. Записывают домашнее задание. | 2 мин |