Урок 25. 6 класс.
Модуль №7 «Духовная музыка».
Тема «Русская духовная музыка. Духовный концерт»
Цель: обобщение и систематизация знаний о христианской культуре западноевропейской традиции русского православия и приобщение к музыкальному наследию через знакомство с жанром духовного концерта.
Задачи:
Образовательная:
познакомить с понятиями знаменный распев, многоголосие, унисон, полифония.
дать представление о хоровом пении a cappella.
учить отличать одноголосную музыку от многоголосной;
Развивающие: развивать интерес к русской духовной музыке и жанру духовный концерт; способствовать развитию у обучающихся творческих умений анализировать и слушать музыка; развивать речь и умение передавать собственные впечатления
Воспитательная: содействовать воспитанию музыкальной культуры у обучающихся;
уважение к религии русского народа и других народов;
Методы обучения: словесные, наглядные.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Основные понятия: знаменный распев, концерт, полифония, a cappella, многоголосие, унисон,
Тип урока: урок решения учебной задачи, комбинированный.
Образовательные ресурсы: интерактивная доска, ноутбук.
Межпредметные связи: литература, музыка.
Виды деятельности: слушание духовной музыки;
определение на слух: состава исполнителей; типа фактуры (хоральный склад, полифония); принадлежности к русской или западноевропейской религиозной традиции;
На какие результаты работает урок:
Личностные: готовность воспринимать музыкальное искусство с учетом моральныхи духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики;
Метапредметные: выбирать, анализировать, обобщать информацию,
воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания.
планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;
Предметные: различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки;
Урок 25. 6 класс.
Модуль №7 «Духовная музыка».
Тема «Русская духовная музыка. Духовный концерт»
Орг момент. Приветствие.
Повторение темы прошлого урока. На прошлом уроке мы говорили о симфоническом развитии музыки. Что такое симфония?
Что такое увертюра?.
В какой форме строится первая часть?- в сонатной.
Что является основой симфонического развития? - Контраст тем, конфликт.
Актуализация знаний. Определение темы, постановка цели и задач.
Звучит духовный концерт Березовского - куда переносит нас музыка?
К какому направлению в музыке она относится? – духовная музыка, звучит в храме.
Значит тема урока - Русская духовная музыка. Духовный концерт».
Какие задачи мы должны решить на уроке, что узнать, чему научиться? – познакомиться с русской духовной музыкой, ее истоками. Познакомиться с жанром Духовный концерт. И…..
Запишите в тетрадь тему урока.
Прочтите эпиграф к нашему уроку: «Есть музыка, которая к нам идет и другая, которая требует, чтобы мы шли к ней». В конце урока объясните мне это выражение.
Смотрим РЭШ6 кл, 5 урок. с 2.50- 4.37, о дух музыке и о духовном концерте 04.38 . https://resh.edu.ru/subject/lesson/7163/train/254363/
Смотрят и записывают важные данные и определения. Или. Читаем учебник с 50-52- и записываем важное в тетрадь.
Крещение Руси 988г Князем Владимиром (Красно Солнышко)
Покорила красота Греции (Византия)
Церковное песнопение - одноголосное, унисонное, мужское.
Унисон – одновременное звучание нескольких звуков одной высоты.
Без сопровождения – a capella
Знаменный распев (от знамя – знак. Записывался знаками крюками) - сплав византийской (греческой) культуры с русскими народными традициями. Обладает эпической силой, величественностью и строгостью. Исполняется в унисон и без сопровождения (a capella).
В 15 веке развивается богословское учение о Троице, триедином боге - Отце, сыне и святом духе. Икона Андрея Рублева «Троица» - была самой известной. И появляется многоголосная церковная музыка.
Многоголосие - склад музыки, основанный на одновременном сочетании в муз произведении нескольких мелодических голосов.
В 17 веке многоголосное (партесное от слова голос) песние стало вытеснять одноголосное, сказалось влияние музыки Западной Европы. Вершиной многоголосного пения считается Духовный концерт (18 век.)
Духовный концерт появился в XVIII веке. Самые известные создатели русских хоровых концертов – Максим Созонтович Березовский и Дмитрий Степанович Бортнянский.
Оба они учились композиторскому мастерству в Италии. К сожалению, многие их произведения были найдены спустя годы после их смерти, а некоторые оказались безвозвратно утрачены.
Духовный концерт «Не отвержи мене во время старости» Максима Березовского. Сочинил в 16-18 лет. На слова 70-го псалма Давида из «Ветхого Завета» (перевод в учебнике с. 56 - читаем).
Концерт? – это муз произведение для солирующего инструмента и оркестра.
Мы слушали много инструментальных концертов. Сегодня у нас вокальный жанр.
Послушайте. Проследите по нотной записи, как будут звучать голоса одновременно или по очереди? – перекличка голосов, наслаиваются друг на друга (полифония).
Пропеть начальные фразы по учебнику.
Произведение многоголосное или одноголосное? – многоголосное, полифоническое.
А capella или с муз сопровождением? - capella
Определите эмоционально-образное состояние человека, молящего бога о сострадании и помощи - мелодия разворачивается постепенно от низких к высоким голосам. Передает тревожность, взволнованность. Постепенно становится энергичной, активной, напряженной.
Полифония – вид многоголосия, который основан на одновременном сочетании двух или более самостоятельных мелодий.
Закрепление изученного. По Рэш 6 кл 5 ур (тренировочные знания с 3-8).
3. Как называется одновременное звучание двух или нескольких звуков одной высоты или одинаковых звуков в разных октавах?
4. Какой князь крестил Русь?
5. Из какой страны к нам пришло христианское богослужение? - Греция
6. «Покаяния отверзи ми двери» – это пример
распева? – знаменного.
7. Знаменный?- одноголосие
8. Духовный?- многоголосие.
13.Как называется пение без инструментального сопровождения?- а капелла
14.Основателем русского духовного концерта является - Березовский
Итог урока. Вспомните цель и задачи . Выполнили мы их или нет?
Рефлексия.
Я узнал…
Я научился….
У меня получилось….
Мне было трудно…
Кому понравился концерт?
Кому понравилось исполнение многоголосия, полифоничное звучание?
Оцените свою работу на уроке
ДЗ. С.54-55 чтение учебника о М.Березовском; С. 57 в. 3 – письменно о высказывании.