СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки для 6 класса на тему "Русская духовная музыка. Духовный концерт".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 25, 6 класс. Модуль №7 "Духовная музыка". Тема "Русская духовная музыка. Духовный концерт".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки для 6 класса на тему "Русская духовная музыка. Духовный концерт".»

Урок 25. 6 класс.

Модуль №7 «Духовная музыка».

Тема «Русская духовная музыка. Духовный концерт»

Цель: обобщение и систематизация знаний о христианской культуре западноевропейской традиции русского православия и приобщение к музыкальному наследию через знакомство с жанром духовного концерта.

Задачи:

Образовательная:

познакомить с понятиями знаменный распев, многоголосие, унисон, полифония.

дать представление о хоровом пении a cappella.

учить отличать одноголосную музыку от многоголосной;

Развивающие: развивать интерес к русской духовной музыке и жанру духовный концерт; способствовать развитию у обучающихся творческих умений анализировать и слушать музыка; развивать речь и умение передавать собственные впечатления

Воспитательная: содействовать воспитанию музыкальной культуры у обучающихся;

уважение к религии русского народа и других народов;

Методы обучения: словесные, наглядные.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Основные понятия: знаменный распев, концерт, полифония, a cappella, многоголосие, унисон,

Тип урока: урок решения учебной задачи, комбинированный.

Образовательные ресурсы: интерактивная доска, ноутбук.

Межпредметные связи: литература, музыка.

Виды деятельности: слушание духовной музыки;

определение на слух: состава исполнителей; типа фактуры (хоральный склад, полифония); принадлежности к русской или западноевропейской религиозной традиции;

На какие результаты работает урок:

Личностные: готовность воспринимать музыкальное искусство с учетом моральныхи духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики;

Метапредметные: выбирать, анализировать, обобщать информацию,

воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания.

планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;

Предметные: различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки;


Урок 25. 6 класс.

Модуль №7 «Духовная музыка».

Тема «Русская духовная музыка. Духовный концерт»


  1. Орг момент. Приветствие.

  2. Повторение темы прошлого урока. На прошлом уроке мы говорили о симфоническом развитии музыки. Что такое симфония?

Что такое увертюра?.

В какой форме строится первая часть?- в сонатной.

Что является основой симфонического развития? - Контраст тем, конфликт.

  1. Актуализация знаний. Определение темы, постановка цели и задач.

Звучит духовный концерт Березовского - куда переносит нас музыка?

К какому направлению в музыке она относится? – духовная музыка, звучит в храме.

Значит тема урока - Русская духовная музыка. Духовный концерт».

Какие задачи мы должны решить на уроке, что узнать, чему научиться? – познакомиться с русской духовной музыкой, ее истоками. Познакомиться с жанром Духовный концерт. И…..

Запишите в тетрадь тему урока.

Прочтите эпиграф к нашему уроку: «Есть музыка, которая к нам идет и другая, которая требует, чтобы мы шли к ней». В конце урока объясните мне это выражение.

Смотрим РЭШ6 кл, 5 урок. с 2.50- 4.37, о дух музыке и о духовном концерте 04.38 . https://resh.edu.ru/subject/lesson/7163/train/254363/


Смотрят и записывают важные данные и определения. Или. Читаем учебник с 50-52- и записываем важное в тетрадь.

  1. Крещение Руси 988г Князем Владимиром (Красно Солнышко)

  2. Покорила красота Греции (Византия)

Церковное песнопение - одноголосное, унисонное, мужское.

Унисон – одновременное звучание нескольких звуков одной высоты.

  1. Без сопровождения – a capella

  2. Знаменный распев (от знамя – знак. Записывался знаками крюками) - сплав византийской (греческой) культуры с русскими народными традициями. Обладает эпической силой, величественностью и строгостью. Исполняется в унисон и без сопровождения (a capella).

  3. В 15 веке развивается богословское учение о Троице, триедином боге - Отце, сыне и святом духе. Икона Андрея Рублева «Троица» - была самой известной. И появляется многоголосная церковная музыка.

Многоголосие - склад музыки, основанный на одновременном сочетании в муз произведении нескольких мелодических голосов.

  1. В 17 веке многоголосное (партесное от слова голос) песние стало вытеснять одноголосное, сказалось влияние музыки Западной Европы. Вершиной многоголосного пения считается Духовный концерт (18 век.)

  2. Духовный концерт появился в XVIII веке. Самые известные создатели русских хоровых концертов – Максим Созонтович Березовский и Дмитрий Степанович Бортнянский.

Оба они учились композиторскому мастерству в Италии. К сожалению, многие их произведения были найдены спустя годы после их смерти, а некоторые оказались безвозвратно утрачены.

  1. Духовный концерт «Не отвержи мене во время старости» Максима Березовского. Сочинил в 16-18 лет. На слова 70-го псалма Давида из «Ветхого Завета» (перевод в учебнике с. 56 - читаем).

  2. Концерт? – это муз произведение для солирующего инструмента и оркестра.

Мы слушали много инструментальных концертов. Сегодня у нас вокальный жанр.

Послушайте. Проследите по нотной записи, как будут звучать голоса одновременно или по очереди? – перекличка голосов, наслаиваются друг на друга (полифония).

Пропеть начальные фразы по учебнику.

Произведение многоголосное или одноголосное? – многоголосное, полифоническое.

А capella или с муз сопровождением? - capella

Определите эмоционально-образное состояние человека, молящего бога о сострадании и помощи - мелодия разворачивается постепенно от низких к высоким голосам. Передает тревожность, взволнованность. Постепенно становится энергичной, активной, напряженной.

Полифония – вид многоголосия, который основан на одновременном сочетании двух или более самостоятельных мелодий.

  1. Закрепление изученного. По Рэш 6 кл 5 ур (тренировочные знания с 3-8).

3. Как называется одновременное звучание двух или нескольких звуков одной высоты или одинаковых звуков в разных октавах?

4. Какой князь крестил Русь?

5. Из какой страны к нам пришло христианское богослужение? - Греция

6. «Покаяния отверзи ми двери» – это пример   распева? – знаменного.

7. Знаменный?- одноголосие

8. Духовный?- многоголосие.

13.Как называется пение без инструментального сопровождения?- а капелла

14.Основателем русского духовного концерта является   - Березовский

  1. Итог урока. Вспомните цель и задачи . Выполнили мы их или нет?

Рефлексия.

Я узнал…

Я научился….

У меня получилось….

Мне было трудно…


Кому понравился концерт?

Кому понравилось исполнение многоголосия, полифоничное звучание?

Оцените свою работу на уроке

  1. ДЗ. С.54-55 чтение учебника о М.Березовском; С. 57 в. 3 – письменно о высказывании.