СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки по теме "Оркестр русских народных инструментов"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыке в 4 классе по теме "Оркестр русских народных инструментов".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки по теме "Оркестр русских народных инструментов"»


«Оркестр русских народных инструментов» Разработка поурочного плана-конспекта урока музыки для 4 класса

Тема: Оркестр русских народных инструментов.

Тип урока: урок «открытия» нового знания, урок рефлексии.

Форма: урок-путешествие.

Музыкальный репертуар: русские народные песни и наигрыши.

Цель урока:

  • Создание условий для формирования позитивного отношения к слушанию музыки и исполнения музыкальных произведений.

  • Знакомство учащихся с примерами русской народной музыки.

  • Проследить единство и связи литературы и музыки на примере русского народного творчества

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить с термином «оркестр народных инструментов», жанром народной музыки.

  • Проанализировать использование средств музыкальной выразительности в исполнении русских народных песен.

  • Познакомить с  музыкальными инструментами русского народного оркестра: балалайка, треугольник, рожок, гусли, баян, бубен и др.

  • Учить понимать выразительные возможности русской народной музыки.

Развивающие:

  • Развивать творческие способности учащихся.

  • Развивать музыкальный кругозор.

  • Развивать музыкальную память.

  • Развивать интерес и уважение к национальному фольклору и русской народной музыке.

Коррекционные: развивать  внимание, мышление, память, способствовать развитию словарного запаса учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса.

  • Воспитывать любовь к русской фольклорной музыке.

  • Воспитывать любознательность к исполнительскому искусству.

Ожидаемый результат:

  • Знать понятие народная инструментальная  музыка.



  • Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.

  • Уметь исполнять вокально-хоровые произведения.

  • Определять на слух и по изображению на слайдах инструменты, прозвучавшие на уроке.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ

Методы урока: объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.

Возрастная категория: 4 класс

УМК:

  • Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Т.С. Шмагина– 4-е изд.- «Музыка 4 класс» - М.: Просвещение, 2014.

  • Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 4 класс–М.: Просвещение, 2006.

Музыкальный материал:

  • Оркестр русских народных инструментов «Русская плясовая»

  • Оркестр русских народных «Как на тоненький ледок»

  • «Светит месяц», «Во кузнице» русские народне песни.


Планируемый результат:

  • определяют на слух звучание народных инструментов,

  • классифицируют группы народных инструментов,

  • исполняют произведение в народном стиле.

Оборудование: фортепиано, шумовые инструменты, мультимедийный проектор, ноутбук.

Ход урока

Дети под музыку входят в класс (Звучание оркестра русских народных инструментов «Русская плясовая»)

Музыкальное приветствие

Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада я видеть вас!

Дети: Здравствуйте, учитель! Добрый день, наш класс!

Дети (поют ) Здравствуйте! нисходящее трезвучие)

Учитель: Садитесь.

Распевание: 3-5 мин.

- Учитель: Какая музыка по настроению встретила вас в классе?

- Дети: Звучала русская народная музыка. Она яркая, веселая, задорная, плясовая. - Учитель: Вам понравилась музыка? А настроение у вас изменилось? Почему? - Дети: Да, понравилась! Сразу захотелось улыбнуться и пуститься в пляс. Она звучала весело, игриво, подвижно. 2. Введение в тему урока: Учитель: - Обратите внимание на иллюстрацию и послушайте мелодию, (учитель наигрывает мелодию песни «Во поле береза стояла».) - Как называется песня? - Это песня авторская или народная? - Какие народные песни вы знаете? - О чём нам могут рассказать народные песни? (Об историческом прошлом наших предков, традициях, обрядах, о природе…) Видите, как много песен сложено в России. Ни в одной другой стране нет таких песен, и мы все должны гордиться своей народной музыкой, ее песнями, ее певцами.

А теперь отгадайте загадку:

Балалайки, гусли, домры

И баяны, и гармошки.

Есть трещотки, дудки, бубны

Даже расписные ложки.

Все играют звонко дружно

Слушать их не надоест.

Отгадать, ребята, нужно

Что это?

Дети: Это оркестр.

Учитель: - Вы, наверное, заметили, что у нас в кабинете есть шумовые музыкальные инструменты.

Какие из этих инструментов вам знакомы, назовите их. Назовите, одним словом эти инструменты.

Дети: Народные

- Где мы можем услышать звучание всех этих инструментов?

Дети: Оркестр

- Что такое оркестр? (группа людей, играющих на разных инструментах).

- Какие виды оркестров вы знаете?

Дети: Симфонический, оркестр русских народных инструментов, духовой. - В состав какого оркестра входят эти инструменты?

Дети: Оркестра русских народных инструментов.

- Какие вы знаете народные музыкальные инструменты? (Дети называют русские народные инструменты.)

Учитель: Ребята, тема нашего урока: «Оркестр русских народных инструментов»

- Какие вы знаете виды оркестров?

Дети: Самый большой - симфонический оркестр.

Учитель: Скажите, на какие группы мы можем разделить все инструменты симфонического оркестра?

Дети: Струнные, духовые (деревянные и медные), ударные.

Учитель: В оркестре русских народных инструментов их тоже три – струнные, духовые и ударные. Сама природа как бы разделила инструменты на группы. Ударные - от камня, струнные - от поющей тетивы, медные – от морской раковины, деревянные – от тростинки.

Учитель: А почему, как вы думаете, инструменты называются «народными»? Правильно, потому что в большинстве своем они были созданы русскими мастерами, имена которых до нас не дошли, и играли на них простые люди.


3.Изучение нового материала

- знакомство с русскими народными инструментами с помощью презентации «Оркестр русских народных инструментов»

Учитель: А сейчас мы попробуем ненадолго стать оркестром. У вас на столах находятся музыкальные инструменты.

- Какие? – шумовые (ложки, бубны, трещотки, рубель, колокольчик, треугольник, металлофон)

- Ребята, у которых на столах ложки (четвертные и восьмые), возьмите их и простучите со мной ритмический рисунок, который изображён на доске. (ритмический рисунок в виде ноток на доске) - Ребята, у которых на столах металлофон, ксилофон, колокольчик, треугольник(четвертные), возьмите их и простучите со мной ритмический рисунок, который изображён на доске. (ритмический рисунок в виде ноток на доске) - Ребята, у которых на столах бубны, возьмите их и простучите со мной ритмический рисунок, который изображён на доске.(ритмический рисунок в виде ноток на доске) Проигрывание ритмического рисунка всеми детьми. Mолодцы! - А сейчас давайте попробуем исполнить на инструментах русскую народную песню «Как на тоненький ледок». - А теперь я предлагаю вам побыть не только в роли музыкантов оркестра, но и певцов.

Вокально-хоровая работа.

Работа над русской народной песней «Во саду ли в огороде»

Учитель: Ребята, посмотрите на доску. Какая тема нашего урока? Слайд№1.

Что мы будем делать на уроке? Какие умения нам понадобятся на уроке? (слушать музыку, описывать характер произведения, определять композиторская или народная, определять состав исполнителей, исполнять произведение, определять звучание народных инструментов, классифицировать их на группы).

Учитель: Ребята, скажите, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас отправиться со мной в путешествие. Нам предстоит попасть в старинный замок «Оркестр» и узнать его тайну.

Итак, отправляемся в дорогу. Какой транспорт мы с вами выберем для нашего путешествия? Какое у нас сейчас время года? Может быть, мы поедем на санях, запряженных в тройку лошадей? Итак, поехали. Чтобы мы в дороге не скучали, нас будет сопровождать музыка. Какие умения нам понадобятся, когда будет звучать музыка?

Слайд №2.

«Тройка» Г. Свиридов (вступление). Какие умения нам понадобятся?

  • Определять состав исполнителей.

  • Распознавать музыку композиторскую, народную.

  • Описывать характер произведения.

Слайд№3.

Вот мы с вами и подъехали к замку. Но, его двери закрыты. А для того, чтобы их открыть, мы должны отгадать, какие инструменты живут в этом замке.

(если все ответы у детей правильные, группа получает скрипичный ключ по 2 загадки каждой группы).

Слайд№4.

За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко,
На красивых ярких... (ложках)

(Русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается четкий, звонкий звук. Раньше к ручкам ложек привязывали маленькие бубенчики.)

Слайд№5.

По описанию, определите народный инструмент (балалайка)

(струнный щипковый инструмент. У нее деревянный треугольный корпус, длинный гриф, на который натянуто 3 струны. Извлекается звук щипками или ударами указательного пальца по всем струнам сразу.

Слайд№6.

Аудиозапись... (жалейка) стих о жалейке.

Слайд№7.

Инструмент у музыканта –
Он у нас не без таланта!
Как на кнопки нажимает,
Громко музыка играет.
Кажется: звучит орган,
Хоть в руках простой –... (баян)

Учитель:

- Двери замка открыты, но мы назвали не все инструменты, которые живут в этом замке. Нам предстоит преодолеть еще одно испытание – собрать разрезанные картинки. (раздаю разрезанные картинки каждой группе).

- Какие инструменты вы собрали? Назовите их.

- На сколько групп мы можем разделить наши инструменты? (на 4).

- Как одним словом мы можем назвать вашу группу, если у вас бубен, домра, свирель, гармонь? (ударные, струнные, духовые, клавишно-духовые).


  1. Новое умение «Определять группу народных инструментов».

Слайд№8(струнные)

Слайд№9(духовые)

Слайд№10(ударные)

Слайд№11(клавишно-духовые)

Учитель:

Молодцы ребята! Вот мы и открыли дверь в этот удивительный замок.

И встречает нас русский музыкант - виртуоз, композитор - В. В. Андреев. В. Андреев является создателем первого оркестра русских народных инструментов. Вначале Андреев организовал кружок любителей игры на балалайке, а затем в его состав вошли остальные народные инструменты. И назывался этот оркестр «Великорусский оркестр». Оркестры народных инструментов существуют и в наши дни.

Слайд№12.

Учитель: Наше путешествие продолжается.

Слайд№13

Где мы с вами находимся? (Из замка мы попали на сельский праздник). Что вы видите на картине? Какую музыку вы бы подобрали для озвучивания этой картины?

Для того чтобы озвучить нашу картину, мы с вами выучим народную песню «На горе-то калина».

Слайд№14

Какие нам понадобятся умения? «Исполнять произведение», «Игра на инструментах»

Учитель: Первый раз попробуем пропеть мелодию песни негромко. Вслушайтесь, правильно ли вы уловили ее ритм (первое исполнение). А теперь исполним еще раз немного смелее.

Исполнение песни «На горе-то калина» Учитель: Ребята, вам понравилось? Вы довольны своим исполнением? Ученики: Да! Учитель: Молодцы! Я тоже вами довольна! Учитель: Ребята! Народные инструменты познакомили нас лишь с небольшой частью русской народной культуры. А теперь пора подвести итоги. Рефлексия. 
«Для меня сегодняшний урок…»

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Понял новый материал

Скучно

Отдыхал

узнал больше, чем знал

Безразлично

помогал другим

не понял

Определить какой звучит музыкальный инструмент? Название, к какой группе относится? (работа с цветными карточками) Красный цвет – клавишно-духовые, Желтый цвет – струнные, Синий цвет – духовые. (звучание 6 инструментов: баян, балалайка, жалейка, домра, бубен, свирель) Слайд№15, Слайд№16, Слайд№17, Слайд№18, Слайд№19, слайд№20. (сколько правильных ответов, столько и жетонов получает каждая группа) Слайд№21 (правильные ответы)

  1. Определять группы народных инструментов.

Подчеркните инструмент, не входящий в данную группу:


Струнные

Духовые

Клавишно-духовые

У Ударные

1

бБ Балалайка

Свирель

Трещотка

Ложки

2

Бубен

Жалейка

Баян

Бубен

3

Домра

Гусли

Гармонь

Домра



Домашнее задание: нарисовать в тетради любой русский народный инструмент.