Конспект урока музыки в 4 классе по теме: «Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель)»
УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С
Раздел: «В концертном зале»
Тема: «Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель)»
Тип урока: получение новых знаний
Формы работы: индивидуальная, фронтальная
Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ
Цель: Познакомить детей с инструментами симфонического оркестра, группой струнных смычковых инструментов (виолончель, скрипка). Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием музыки композиторов А.Бородин, Й.Гайдн.
Задачи урока:
Обучающие: познакомить обучающихся со струнными музыкальными инструментами (скрипка, виолончель).
Развивающие: развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через искусство; развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию.
Воспитывающие: воспитывать у обучающихся духовность, нравственность, интерес к музыке, любовь к искусству.
Музыкальный материал:
1. Басня И.Крылова «Квартет»
2. А.Бородин «Ноктюрн»
Структура урока:
1. Организационный момент. Введение в тему урока.
2. Изучение новой темы урока.
3. Вокально – хоровая работа.
4. Физкультминутка.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
6. Домашнее задание.
Ход урока:
1. Организационный момент. Введение в тему урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Тут затеи и рисунки
Игры, песни, все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу! В добрый час!
Учитель: На этом уроке нас ждет много интересного, но сначала послушайте загадки и скажите, о чём идет речь?
В симфоническом оркестре её голос самый главный,
Самый нежный и певучий, коль смычком проводишь плавно.
Голос трепетный, высокий узнаём мы без ошибки.
Назовите-ка, ребята, инструмент волшебный ... . (скрипка)
Смычком по струнам проведу и сразу в сказку попаду.
Мне дивный инструмент поможет по – разному звучать он может:
То нежно, ласково, легко, то низко, сочно, глубоко.
Он звуком бархатным поёт и сразу за душу берёт,
Не контрабас и не свирель, зовут его… (виолончель)
Верно! Молодцы!
Учитель: Ребята, откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число 25 января, классная работа и тему нашего урока «Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель)».
2. Изучение новой темы урока.
Учитель:
Виолончель и скрипка – родственные музыкальные инструменты, которые вместе с альтом и контрабасом составляют семейство струнных музыкальных инструментов. Родились виолончель и скрипка в Италии почти 500 лет назад.
Скрипка - наиболее распространенный смычковый струнный инструмент, пользующийся невероятной популярностью еще с XVI века (запишите в тетрадь )
Виолончель - струнный смычковый музыкальный инструмент, известный с первой половины XVI века, такого же строения, что и скрипка, но значительно бо́льших размеров (запишите в тетрадь)
Виолончель нередко называют басом. Поднимите руку, кто помнит басню И.Крылова «Квартет»?
Учитель: Давайте послушаем басню «Квартет» О чем она?
Слушание басни «Квартет»
Учитель: « Ты с басом, Мишенька, садись против альта, я , прима, сяду против вторы…» Речь здесь идёт об ансамбле в который входят 4 инструмента: две скрипки, альт и виолончель. Виолончель назвали «Басом», потому что он самый низкий по звучанию инструмент в квартете.
Давайте, послушаем и вспомним, как играли музыканты - медведь, осёл, козел и мартышка на инструментах. И ответите мне на вопрос: получилась ли у них красивая музыка? Почему?
Дети: Нет, у них получилась бессмыслица.
Учитель: А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь
Учитель: А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, самая разнообразная музыка – звучит красиво, выразительно, увлекательно. Поэтому мы прослушаем профессиональное исполнение музыкального произведения, вторую часть струнного квартета А. Бородина – «Ноктюрн» (что в переводе с французского – ночной).
Учитель: Внимательно послушайте и подумайте: Какое состояние души передает «Ноктюрн»? Какие чувства вызывает эта музыка? (Эта напевная, лирическая пьеса печального, мечтательного характера. Её мелодия звучит в разных регистрах – сначала у виолончели, а затем у скрипки.) Это исполнение вам понравилось больше, чем в басне?
Молодцы!
Учитель: Вы уже знаете о русском народном оркестре?(Оркестр русских народных инструментов — оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты). Кто знает о симфоническом оркестре? (Симфони́ческий оркестр — большой коллектив музыкантов исполняющий музыкальные произведения на классических инструментах). Кто – нибудь слышал о нем?
Учитель: А кто из вас бывал на концерте симфонического оркестра?
Ответы детей.
Учитель: Предлагаю вам поприсутствовать на одном из концертов симфонической музыки и посмотреть и послушать третью часть струнного квартета А.Бородина «Ноктюрн» (в переводе с французского – ночной)
Учитель: Эта напевная лирическая пьеса печального, мечтательного характера. Её мелодия звучит в разных регистрах – сначала у виолончели, а затем у скрипок.
Слушание
1. Голоса, каких музыкальных инструментов вы услышали в этом произведении?
2. Как вы можете охарактеризовать произведение?
3. Какие эмоции вы испытали при прослушивании отрывка произведения?
3. Вокально – хоровая работа.
Учитель: Ребята, сегодня мы разучим с вами новую песню «Зима, зима – красавица» муз. С.Савенкова, сл. Т.Тарасовой
Учитель: Мы разучим с вами 1 куплет и общий припев
(Слушание песни, разбор текста, вокально-хоровая работа)
4. Физкультминутка.
«Земля, воздух, огонь, вода»
Цель: повысить уровень энергии в классе
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: Ребята, давайте вспомним с вами, о чём сегодня на уроке шла речь? Что нового вы узнали? Что такое симфонический оркестр?
(Симфони́ческий оркестр — большой коллектив музыкантов исполняющий музыкальные произведения на классических инструментах).
6. Домашнее задание.
Учитель: Ребята, домашнее задание сегодня будет по вариантам
1вариант: Изобразить скрипку и найти интересные факты об инструменте, о создателях скрипки.
2вариант: Изобразить виолончель и найти интересные факты об инструменте, о создателях виолончели.
Учитель: Наш с вами урок подошел к концу, мне было приятно с вами работать. До свидания!
Выставление оценок
Спасибо за урок!