Урок №7
Дата:
Тема: Жанры инструментальной и вокальной
музыки.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: углубление знаний учащихся о жанрах вокальной и инструментальной музыки.
Задачи:
Образовательные | Развивающие | Воспитательные |
учить различать понятия - вокальная и инструментальная музыка закрепить знания о знакомых жанрах- вокализ, романс, симфоническая миниатюра сформировать знания о жанре баркарола, песня без слов (инструментальная) формировать умения наблюдать за отдельными явлениями жизни и искусства, оценивая художественно-образное содержание произведения учить проводить интонационно-образный анализ музыки, сравнивать, обобщать, делать выводы о прослушанной музыки | развивать музыкальные способности (мелодический и ритмический слух) развивать музыкальный кругозор. развивать музыкальную память. | музыкальный вкус, отзывчивость на музыку |
Методы: метод обобщения через жанр, метод тождества и контраста, метод интонационно-стилевого постижения музыки, пластическое интонирование, беседа.
Основные понятия: вокальная, инструментальная музыка, жанр, вокализ, романс, баркарола (н.п.)
УМК, ТСО: записи музыки, фонохрестоматия, ноутбук; экран; мультимедиа-проектор; электронное фортепиано.
Ход урока
1.Организационный этап. Приветствие, заполнение журнала; проверка уровня готовности к уроку.
2. Проверка выполнения домашнего задания. Актуализация знаний.
Звучит начало симфонической картины «Кикимора» А. Лядова .Куда привела нас музыка? В сказку. Как называется произведение? Композитор? Жанр? Это симфоническая картина или миниатюра – что это значит? Какие искусства встретились в этом произведении? Что взял композитор за основу для музыки? Сказание. Как называется музыка, в основе которого литературное произведение? Программная музыка
Д.з. -Показ рисунков к симфонической картине «Кикимора». Какое искусство пришло навстречу музыке ? (Изобразительное).Творческий альбом.
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока. Симфоническая картина, это музыка вокальная или инструментальная? Кто ее исполняет?
Давайте вспомним понятие: ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА.
ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА — это музыка, в которой голос главенствует или равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella. По-другому, можно сказать, что ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА – это музыка для пения.
- Какие жанры вокальной музыки вы знаете? (песня, романс, кантата, оратория, опера)
А жанры инструментальной музыки? симфония
Цель урока- продолжить знакомство с жанрами инструментальной и вокальной музыки.
Тема урока. – слайд №1
4. Работа над темой урока.. Что такое жанр? (род, тип)- род музыки, музыкальных произведений, характеризующийся определёнными сюжетными, композиционными, стилистическими и др. признаками;
СЛУШАНИЕ: «Вокализ» С. Рахманинова
Что услышали? Кто написал? Что такое Вокализ? Это музыка вокальная или инструментальная?
СЛУШАНИЕ: «Песня венецианского гондольера» Ф. Мендельсона
Кто исполнял? Какая музыка по характеру? Плавная, протяжна мелодия, спокойный темп. Это музыка вокальная или инструментальная? -Эту музыку пели? Нет. Но называется она Песня. Необычно, но это так.
Сегодня, ребята. вы узнаете удивительную вещь- оказывается, есть и песни без слов, написанные для муз. инструментов. Это небольшие пьесы лирического характера. Иногда пьесу исполняют на инструменте, а называется она Романс, мелодия, ария…Ведь ее никто не поет, скажете вы, ребята.
Немецкий композитор Феликс Мендельсон 19 в. Сочинил цикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов».
Именно Ф. Мендельсон впервые применил название «песня без слов», написав цикл фортепианных пьес, предназначенных для домашнего музицирования. Среди них есть песни венецианских гондольеров (лодочников, гребцов) . Эти песни написаны в жанре баркаролы – песни на воде. (барка- с ит. «лодка». Вам хорошо известны слова «БАРКАС», «БАРЖА», происшедшие от итальянского barka , что означает лодка. А итальянский глагол rollare означает испытывать бортовую качку. Таким образом, БАРКАРОЛА – качающаяся лодка.) Сейчас вы и слушали баркаролу. Родина баркаролы - Италия. Венеция- это город, в котором вместо улиц каналы и гондольеры – лодочники плавают на лодочках- гондолах. Сейчас вы и слушали баркаролу. Эти пьесы настолько мелодичны, песенны- т.е. в них очень выразительная мелодия, похожая на песню. В них композиторы также передают чувства, мысли, настроения. Давайте послушаем еще раз фрагмент.
СЛУШАНИЕ: «Песня венецианского гондольера» Ф. Мендельсона
Запись понятия в тетрадь и названия произведения.
- Если никто не пел, то к какому жанру относится эта баркарола? (инструментальная) .Очень напоминает песню.
Слушаем ещё одно произведение.
СЛУШАНИЕ: романс «Венецианская ночь» М. Глинки (вокал)
- Вы услышали музыку. Чем понравилась? Какая она по характеру? Ее написал русский композитор М.И.Глинка. Знакомо это имя? Напоминает ли это произведение баркаролу? Да. Покачивание, легкость, прозрачность музыки…
К какому жанру относится эта музыка? Ее пели или играли на инструментах? Это романс , очень похожий на баркаролу. Только первая баркарола была инструментальной, а эта…(вокальная). Называется романс «Венецианская ночь» и музыкой композитор изображает красоту и прелесть Венеции весенней ночью. Что представили под музыку? Зачитать текст .
Ночь весенняя дышала
Светло-южною красой;
Тихо Брента протекала,
Серебримая луной;
Отражен волной огнистой
Блеск прозрачных облаков,
И восходит пар душистый
От зеленых берегов.
Все вливает тайно радость,
Чувствам снится дивный мир,
Сердце бьется, мчится младость
На любви весенний пир;
По водам скользят гондолы,
Искры брызжут под веслом,
Звуки нежной баркаролы
Веют легким ветерком.
Баркарола М. Глинки- или романс «Венецианская ночь» была написана на стихотворение И. Козлова. Он очень напоминает итальянскую баркаролу, по интонации и по ритму. Очень красивые слова.
***СЛУШАНИЕ: «Романс» к повести А. Пушкина «Метель» Г. Свиридова
- Что это было за произведение? Вокальное или инструментальное?
Это произведение инструментальное, но композитор Г.Свиридов написал в форме романса. Давайте вспомним понятие РОМАНС
РОМАНС – это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, для голоса в сопровождении инструмента.
- Замечаете несоответствие? (произведение Свиридова не имеет литературной основы, т.е. относится к жанру инструментальной музыки)
Оказывается, форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «romance sans paroles» («песня без слов»)
5. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление.
Ребята, с какими жанрами вокальной музыки мы встретились на уроке? Вокализ и баркарола. А с каким жанром инструментальной музыки вы познакомились? Песня без слов. Кто написал Песни без слов для фортепиано? Какой интересный жанр песни вы узнали? Баркарола..
- С какой вокальной баркаролой мы познакомились? («Венецианская ночь» М. Глинки
Вывод: !!!Как вы думаете, почему композитор назвал эти пьесы именно песнями?
В них есть мелодичность, певучесть, и когда слушаем ее, воспринимаем словно выразительную речь, убедительное высказывание, исповедь души человека. А мы говорили о том, что музыкальная и разговорная речь очень похожи. Ребята, что их объединяет? Интонация, выразительность.
Постараемся, чтобы наше пение было тоже выразительным.
Вокально-хоровая работа. Дыхательная гимнастика. Распевание («Братец Яков».) – интонация. «Я пою».
«Ты да я да мы с тобой» - слушание. Композиторская, из к.ф «Тихие троечники». Ст. М. Пляцковского, муз. В. Иванова -Разучивание 1 -2 куплета и припева.
6. Подведение итогов. Рефлексия. Ребята, довольны ли вы своим исполнением? Чего не хватало в исполнении?
Какая музыка урока вам особенно понравилась?
Что интересного узнали на уроке? Что показалось сложным, непонятным?
Какое настроение подарила вам музыка?
7. Домашнее задание. Учебник с. 22-27 читать, слушать музыку , которая понравилась на уроке. Повторить материал по тетради за 1 четверть.
Песня 1-2 -3 куп учить.