Проверено:
Конспект урока по русскому языку
Программа «Школа России»
Тип урока: открытия нового знания.
Тема: «Диалог»
Цель: Познакомить с понятием «диалог».
Задачи:
1.Обучающая:
научить в зависимости от цели высказывания выбирать правильный знак в конце предложения;
познакомить с понятием «предложение»;
познакомить с типами предложений.
2.Развивающая:
развивать мышление, связную речь, расширять словарный запас;
научить выражать свои мысли.
3.Воспитывающая:
Наглядное пособие - иллюстрации сюжетных картинок.
Ход урока
1.Организационный момент (1 мин)
Здравствуйте, ребята!
Парта – это не кровать,
И на ней нельзя лежать.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
2. Повторение изученного (8мин)
Минутка чистописания
- Откройте тетради, отступите 2 строчки вниз и запишите сегодняшнее число.
- Затем, на следующей строке пропишите буквы (пишу на доске) О - заглавную и 0 - строчную, чередуя их. Продолжите, таким образом, ряд до конца строки. Выберите самые красивые буквы и подчеркните.
- Молодцы, ребята.
- Откройте стр. 137 . Какие словарные слова на букву «О», вы видите, прочтите.
- Запишем их в тетрадь.
- На следующей строке пишем – Словарь: облако, одежда.
- Поставим ударение в словах, а для этого мы их позовём.
- В слове «облако» 1я безударная гласная «а»,2я безударная гласная «о» ,чтобы запомнить, поставим точку под эти буквами.
- В слове «одежда» безударная гласная «о», чтобы запомнить, поставим точку под этой буквой..
- Составьте предложение, используя одно из этих слов.
- «Какое чудесное облако» что вы можете сказать об этом предложении? (восклицательное)
- Какое предложение называют восклицательным? (в котором восклицаем)
- Составьте схему этого предложения.
- Ученик, работающий у доски, озвучивает все этапы построения схемы предложения.
- Что изобразим первым ? (начало)
- А что нужно сделать, прежде чем изобразить само предложение? (посчитать слова)
- И что мы ставим в конце? (восклицательный знак)
- Молодцы, хорошо справились.
3. Актуализация знаний (3 мин)
- Откройте стр. 14 упражнение 7. Что в нём необходимо сделать?
- Прочтём предложения из сказки К.И Чуковского.
- Что необычного заметили в записи этого текста?
- Как вы думаете, почему этот текст записан в такой форме?
- Предположите, с какими текстами мы будем сегодня работать на уроке?
- Прочитайте тему нашего урока. Вам знакомо это слово?
4. Изучение нового материала ( 15 мин)
- Как называется сказка, отрывок из которой вы прочитали?
- Кто автор сказки?
- Сколько действующих лиц в этом разговоре? (Двое - носорог и Айболит)
- Кто задаёт вопросы?
- Кто отвечает?
- Как называется разговор между двумя или несколькими лицами?
- Как вы думаете, для чего нужна «черта» перед предложением?
- Прочтем вместе вслух, что же такое диалог.
- Прочитаем диалог по ролям вместе с соседом по парте, громко, выразительно!
- Поменяйтесь ролями, ещё раз и прочитайте снова.
- Какой знак стоит в конце первого предложения, и второго?
- Запишем эти предложения в тетрадь.
(пишу на доске)
- Кто говорит?
- Носорог!
Физминутка «Буратино»
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Буратино потянулся-
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки вытянул, согнул
И по улице шагнул.
- Посмотрите на стр. 15. «Обрати внимание!» - это необходимо запомнить.
- Прочтём вместе вслух.
- Итак, что же такое тире?
- Молодцы!
- Переёдём к упражнению 8.
- Прочитайте потешку.
- Что необычайного вы заметили в этом стихотворении?
- Почему его назвали потешкой?
- Потешка от слова потешаться, т.е развлекаться, смеяться и веселиться.
- Найдите в этой потешке диалог. Прочитайте диалог ещё раз.
- Сколько человек участвует в диалоге?
- Как записаны слова каждого участника разговора?
- Предлагаю, прочитать диалог по парам.
5. Закрепление (10 мин)
(вывешиваю сюжетную картинку)
- Сейчас мы с вами будем составлять диалог по картинке.
- Итак, ребята, кого мы видим на картинке?
- Сколько участников разговора?
- Попробуйте составить диалог. (составляют)
- Разыграем диалог в парах.
Физминутка «Буратино»
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Буратино потянулся-
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки вытянул, согнул
И по улице шагнул.
(вывешиваю сюжетную картинку)
- Итак, ребята, кого мы видим на этой картинке?
- Сколько участников разговора?
- Попробуйте составить диалог. (составляют)
- Разыграем диалог в парах.
6. Рефлексия (2 мин)
- Ребята, кто мне скажет, что такое диалог?
- Как обозначается диалог на письме?
- Какие задания вам понравилось выполнять на уроке?
7. Домашнее задание (1мин)
- Дома я предлагаю Вам, открыть страницу 16. Найти раздел «Проверь себя» и поработать с ним.
- Дети, спасибо вам за урок, можете готовиться к следующему уроку.
Оценка: