Математика 5 класс Дата_______________
Тема урока: Задачи на части и способы их решения.
Цели урока:
1. Разобрать решение трех основных задач на части: нахождение одной величины через другую, нахождение двух величин через их сумму, нахождение двух величин через их разность.
2. Углубить полученные знания и навыки в решении задач на части, выработать алгоритм решения таких задач.
3. Развивать познавательную активность, творческие способности, смекалку и сообразительность у учащихся.
4. Формирование приемов умственной и исследовательской деятельности.
5. Воспитание у учащихся навыков учебного труда.
Ход урока
Вступительное слово учителя
- Решение задач – практическое искусство, подобное плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепиано, научиться ему можно. “Если вы хотите плавать, смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их”, – советовал учащимся известный американский математик Джорж Пойа . Решение любой достаточно трудной задачи требует напряженного труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность, смекалку. Это нужные качества в жизни человека, ведь даже в пословице говорится. “Ум без догадки гроша не стоит”.
II. Постановка целей урока.
- Ребята, какие задачи мы с вами научились решать?
- Задачи на движение, задачи, решаемые с помощью уравнения. . .
- Сегодня мы продолжаем решать задачи. Но рассмотрим задачи нового типа, А какого типа – давайте отгадаем, решив несколько примеров устно с помощью свойств действий.
III. Устный счет (задания записаны на доске):
1. 52 х 138 + 48 х 138;
2. 438 х 90 – 238 х 90;
3. 50 х 73 – 49 х 73;
4. 6 х 52;
5. 198 х 4.
Ответы: 1380; 73; 792; 1800; 312.
ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА
IV. Закрепление изученного материала. Решить задачи на доске и в тетрадях с коллективным обсуждением. К каждой задаче делать схематически рисунок.
Задача 1. Для варенья на 2 части малины берут 3 части сахара. Сколько килограммов сахара следует взять на 2 кг 600 г ягод?
Задача 2. Купили 1800 г сухофруктов. Яблоки составляют 4 части, груши – 3 части и сливы – 2 част массы сухофруктов. Сколько граммов яблок, груш и слив в отдельности купили?
Задача 3. При пайке изделий из жести применяют сплав, содержащий 2 части свинца и 5 частей олова. Сколько граммов свинца и олова в отдельности содержит кусок сплава, в котором олова на 360 г больше, чем свинца?
Несколько учеников работают по карточкам
. Вариант 1
1. Спортивная школа получила 120 мячей. Из них 2 части составляли волейбольные мячи, 5 частей футбольные и 3 части баскетбольные. Сколько мячей получила каждая спортивная секция?
2.В бочке 40 л. воды. Отлили воды в 3 раза больше, чем осталось. Сколько воды осталось в бочке?
3. У брата в 2 раза больше марок, чем у сестры, а всего у них 120 марок. Сколько марок у брата?
Вариант 2
1. Три класса собрали 1500 кг макулатуры. Первый класс собрал 2 части, второй 3 части, а третий - 5 частей всей массы. Сколько кг макулатуры собрал каждый класс школьников?
2. В бочке 50 л. воды. Отлили воды в 4 раза больше, чем осталось. Сколько воды осталось в бочке?
3. У сестры в 3 раза больше марок, чем у брата, а всего у них 120 марок. Сколько марок у сестры?
Домашнее задание. №229
Подведение итогов. Учащиеся оценивают свою работу на уроке, говорят , что на уроке получилось и, что не смогли сделать.
Таким образом, каждый ученик ставит перед собой проблему, которую он будет решать на следующем уроке.