1. Сообщение темы и постановка цели урока перед учащимися. - Чтобы узнать тему урока, вам необходимо разгадать ребус. Прочитайте слова: Глина – 4 Песок – 2 Торф – 4 Гранит – 6 Уголь – 5 - К какой группе можно объединить эти слова? - Правильно! Это полезные ископаемые. Задание: Необходимо из слов выбрать букву, которая по счету соответствует указанной цифре, и составить из выбранных букв слово. - Итак, какое слово получилось? (Спросить нескольких учащихся.) - Правильно! Тема урока: Нефть. Словарная работа. -Чтение слова с четким проговариванием, обращая внимание на написание слова. - Откройте тетради и запишите число и тему урока. - Учитывая свой опыт прошлых уроков, как вы думаете, какие задачи урока по данной теме мы будем сегодня выполнять? (Дети называют задачи: * познакомиться с внешним видом нефти и ее свойствами; * узнать, где и как добывают нефть; * польза нефти в жизни человека.) - Итак, цель урока ознакомление с внешним видом нефти и ее свойствами, условиями ее добычи и продуктами ее переработки. -А поможет ее выполнить план работы (на доску вывешивается план работы: 1. Внешний вид полезного ископаемого. 2. Свойства полезного ископаемого. 3. Добыча полезного ископаемого. 4. Польза полезного ископаемого для человека.) - Какие задачи вы поставите для себя, чтобы достичь общую цель урока? - Молодцы! А теперь перед началом достижения намеченной нами цели необходимо отдохнуть. 2. Физминутка. 3. Практическая работа. -У вас на партах лабораторное оборудование. Как вы думаете, что находится в пробирке? -Какие правила работы с веществами вы знаете? (Дети перечисляют.) -Молодцы, ребята. Правила вы знаете хорошо, их необходимо обязательно выполнять, чтобы не навредить своему здоровью. -Что еще находится на разносе? (карточка) -Помогать в практической работе будет карточка, в которую вы будете вносить свои наблюдения. У слабых учащихся записаны варианты ответов, из которых нужно будет выбрать верный. -Прочитайте вопросы в карточке. Вопросы | Ответы | 1. Какое тело природы? | | 2. Какой имеет цвет? | | 3. Какой имеет запах? | | 4. Тонет ли в воде? | | 5. Растворяется ли в воде? | | 6. К какой группе полезных ископаемых относится? | | -Как будете выполнять задание? -Какие тела природы вы знаете? -К какому телу природы оно относится? (Твердое, жидкое, сыпучее). Почему? -Правильно, нефть – жидкое вещество. Запишите в карточку. -Посмотрите на вещество в пробирке. -Какого оно цвета? Запишите в карточку. -Как определить запах? -Как правильно нюхать вещества? -Какой имеет запах? Запишите в карточку. - Какой опыт следует проделать, чтобы определить тонет ли нефть в воде? -Итак, почему же нефть не тонет? -Что это значит? -Какой вывод можно сделать? Проверим правильность ответа по учебнику стр. 112 3 абзац. Прочитайте. -Итак, правильно ли мы ответили на 4 вопрос? -Запишите свои наблюдения в карточку. -Как проверить растворимость вещества в воде? -Чем будете размешивать смешанные вещества? -Проделайте опыт. -Что вы заметили? -Почему нефть не растворяется? Проверим правильность ответа по учебнику стр. 112 2 абзац. Прочитайте. -Итак, правильно ли мы ответили на 5 вопрос? -Запишите наблюдения в карточку. - Как вы думаете, к какой группе полезных ископаемых относится нефть? -Как это можно проверить? -Я продемонстрирую этот опыт. -Если поджечь нефть, что вы наблюдаете? -Запишите наблюдения в карточку. Вывод: -А теперь еще раз прочитайте свойства нефти (карточка на доске. Сильный учащийся читает вслух. Хоровое повторение после прочтения.): Нефть – это черная, густая, маслянистая, горючая жидкость, которая не тонет, не растворяется в воде и имеет запах бензина. -Подумайте и скажите, чем нефть отличается от каменного угля? -Что общего у них? -Как обозначается каменный уголь на карте? Игра «Составь условный знак» -Чтобы узнать, как изображается нефть на карте, вам необходимо составить картинку из частей. У вас у каждого часть картинки, необходимо подойти к моему столу и составить картинку. -Итак, каким геометрическим знаком обозначают на карте нефть? Знак вывешивается на доску. -Зарисуйте его в тетради. -Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием. Прочитайте следующий пункт плана. -Чтобы узнать, как добывают нефть, мы посмотрим видеофильм. -Итак, на какой вопрос нужно будет ответить после просмотра фильма? Просмотр видеофильма. -Как добывают нефть? Нефть добывают на большой глубине в земле или под морским дном. (Повторяют несколько учащихся.) -Молодцы, ребята! Все были внимательны при просмотре фильма. -Посмотрите на карту ЕАО. Где в области имеются залежи нефти? -Прочитайте название поселка по слогам: Бирофельд. -Какие буквы нужно запомнить, чтобы при письме не сделать ошибку? -Составьте предложение из слов: месторождения, В, находится, поселка, ЕАО, нефти, Бирофельд, возле. -Прочитайте составленное предложение. На какие орфограммы следует обратить внимание, чтобы при письме не сделать ошибку? (Подчеркиваются учителем названные детьми орфограммы.) -Прочитайте еще раз предложение. Запишите его в тетрадь. -Проверьте правильность написанного предложения. -Молодцы, ребята! С заданием справились хорошо! Прочитайте следующий пункт плана. -Для ответа на этот вопрос обратимся к тексту учебника стр. 113 абзац первый снизу. Словарная работа Мазут Керосин Смазочные материалы Пластмассовые изделия Вазелин -Прочитайте отрывок из текста и ответьте на вопрос: Какие продукты получают из нефти? Дети самостоятельно читают отрывок. -Итак, какие продукты получают из нефти? (Учащиеся называют продукты переработки нефти.) -Ребята, как вы думаете, почему нефть называют «черное золото»? Нефть – очень ценное и дорогое полезное ископаемое. Страны, в которых имеются большие запасы нефти очень богаты. -Рассмотрите рисунок на стр. 113. -Назовите, где используют нефть? -Молодцы, ребята! Хорошо справились с самостоятельной работой! |