СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Непроизносимые согласные" 3 класс УМК " Школа России"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В даннной разработке я использовала методы АМО. Также часто использую игровые приёмы и алгоритмы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Непроизносимые согласные" 3 класс УМК " Школа России"»



3 класс

Русский язык

Тема: «Непроизносимые согласные в корне слова»

Учитель:Ульянова Т.М







Структура урока

  1. Организация внимания учащихся. Психологический настрой

  2. Мозговой штурм.

  3. Каллиграфическая минутка.

      1. Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.

  4. Открытие нового знания. Наблюдение за словами с непроизносимым согласными.

      1. Поиск решения учебной проблемы.

  5. Мини-исследование. Групповая работа .

      1. Соотнесение своей точки зрения с научной.

      2. Подводящая беседа к формулированию правила.

      3. Самостоятельное формулирование правила. Первичное закрепление.

  6. Динамическая физминутка.

  7. Закрепление изученного.

      1. Устная работа.

      2. Работа в парах.

      3. Самостоятельная работа.

  8. Подведение итогов.

      1. Выводы и обобщения.

2.Самооценка детей.

  1. Домашнее задание.









Ход урока.

  1. Организация внимания учащихся. Психологический настрой.

(диалог учителя и учащихся)

- Дети, вам тепло? (Да!)

- В классе светло? (Да!)

- Прозвенел уже звонок? (Да!)

- Уже закончился урок? (Нет!)

-Только начался урок? (Да!)

-Хотите учиться? (Да!)

-Значит можно садиться!



- Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?- на доске

Урок:

  • Интересным

  • Познавательным

  • Развивающим

  • Плодотворным

- Чтобы урок получился таким недостаточно действий одного учителя, необходима ваша помощь.

- Какими должны быть на уроке ученики?- на доске

Ученики:

  • Активные

  • Думающие

  • Работоспособные

  • Внимательные

  • Творческие

  • Дисциплинированные

- Вы готовы быть такими?

- В конце урока мы посмотрим, получился ли урок таким, каким мы его хотели видеть.

II. Мозговой штурм:

  • Главная часть слова (корень)

  • Опасное место в слове (орфограмма)

  • Третья буква алфавита (в)

  • Звуки, которые могут свистеть, шипеть, шуметь, но не хочется им петь (согласные)

  • Часть слова, которая стоит перед корнем (приставка)

  • Какие буквы не обозначают звуков (ъ и ь)

  • На какие две группы можно разделить буквы

III. Каллиграфическая минутка

Запишите согласные.

Лдтв

Переставьте буквы местами и запишите новые сочетания букв

Лдтв , Влдт, Твлд, Дтвл



IV. Новый материал

[c’эрцэ] - записать на доске

  • Что интересного вы увидели в транскрипции слова СЕРДЦЕ?

  • Посчитайте сколько букв и сколько звуков в слове сердце?

  • Как называется звук, который в слове не произносится?



- Сформулируйте тему урока

- Какова цель нашего урока?

Иногда согласные играют с нами в прятки

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

Что же делать, как нам быть?

Как проблему то решить?

- Давайте вместе решим эту проблему!

Подберите однокоренные слова

Сердце

Сердечко

Сердечный

Милосердие

Составление алгоритма проверки правописания слов с непроизносимой согласной. ( на доске)-учитель вывешивает


- Определяем слабую позицию – наличие стечения согласных.

- Подбираем однокоренные слова.

- Выделяем корень в однокоренных словах.

- Определяем проверочное слово, в котором согласные четко произносятся.

- Записываем слово.



Прочитайте пожалуйста пословицу: Сердце матери лучше солнца греет.



- Ребята, а вы заметили стечение каких согласных нам подскажет, что слово требует проверки?

СТН ЗДН РДЦ ЛНЦ ВСТВ



- Можно ли непроизносимые согласные назвать орфограммой?

(Варианты ответов учащихся)


Сделайте вывод. (Если мы встретили в слове стечение нескольких согласных звуков, то надо подобрать такое однокоренное слово, в котором эти согласные четко произносятся. Тогда мы узнаем, есть ли в слове непроизносимый согласный.)

Запись слов с непроизносимой согласной и подбор проверочных слов. - карточки раздать: Игра «Кто быстрее!»

( Дети проверяют и вставляют если нужно непроиз. согл в эти слова)

V. Мини-исследование

Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога.

Индивидуальная работа в группах.

Сочетания сн – зн

Чудес.но , прекрас.но, вкус.но, ужас.но, опас.но, напрас.но, небес.ный, тесный.

Безобразный, любезный, железный серьезный, алмазный.

-Определить, всегда ли надо писать в словах непроизносимые согласные?

Вывод: В сочетаниях сн-зн буква т не пишется.

(Есть слова, где нельзя подобрать проверочное слово, следует запомнить его написание).

VI. Физминутка

Игра “Хлопай-топай”.


- Я называю слова. Если я назову слово, в котором есть непроизносимая



согласная, вы хлопаете в ладоши. Если в слове нет непроизносимой согласной, вы подпрыгиваете на месте.


Тростник, устный, страна, сердце, земля, местность, вечер , гигантский, опасный, солнце, голос, обед, счастливый, звёздный, знаменитый, дорога.



VII. Закрепление изученного

  • Замените прилагательным и запишите в тетради(каждому по 2 слова)

Сахар из тростника Тростниковый

Небо со звездами Звездное

Человек , получивший Известный

известность

Пирог с капустой Капустный

Завод-гигант Гигантский

День радости Радостный



Дополните предложение (в тетради)

Как ярко светит …! (солнце)

Как радостно бьется …! ( сердце)

Какой веселый был … ! (праздник)

Какой я …! (радостный)

- Работа в группе ( пословицы) Почему так говорят?

1.Зимой солнце светит, но не греет.

2. В большом сердце и далёкое близко.

3. Тот, кто счастлив, приносит счастье и другим.

- Работа по учебнику…

стр. 118 упр. 224, 225

VIII. Итог урока

-Что нового узнали на уроке?

- Какую задачу ставили?

-Удалось ли решить?



Самооценка детей.

Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми.


Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов.


В паре помогал подбирать проверочные слова.


Внимательно слушал учителя, одноклассников .


Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы .


Фамилия Имя

оценка

Кого мы можем сегодня выделить? Какую оценку мы ему поставим.

IX.Домашнее задание стр. 118 упр. 226 (распечатать с объяснением)