СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Согласные звуки [з] и [з’], строчная буква з"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье раскрываются различные приемы, используемые на уроках обучения грамоте. Конспект урока будет полезен учителям начальных классов, работающим по разным УМК.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Согласные звуки [з] и [з’], строчная буква з"»

Урок обучения грамоте. 1 класс.

Тема: Согласные звуки [з] и [з’], строчная буква з.

Цели урока: 1 . Познакомить со звуками [з] и [з’] и буквой, которая их обозначает; научить различать их друг от друга и от других звуков; научить читать слоги и слова с буквой з.

2. Развивать мышление, внимание, память, расширять кругозор. .

3. Воспитывать любовь к чтению, к природе, любознательность


Оборудование:1. Алфавит.

2. Картины с зимним пейзажем.

3. Рисунки зебры и зонта.

4. Звуковые схемы.

5. Таблицы с буквой з.

6. «Буква-человечек з».

7. Таблица «Звуки».

8. Таблица «Парные согласные».

9. Толковый словарь.

10. Сигнальные карточки синего и зелёного цвета.


Ход урока.


1. Организационный момент.

2. Мотивация к деятельности. Постановка темы и цели урока.

- Начинаем урок чтения. На этом уроке мы с вами сегодня отправимся в лес в гости.

- Посмотрите, какие чудесные картины нарисовал художник. ( Показ картин с зимним пейзажем)

- Какое время года нарисовано на картинах?

( На картинах нарисована зима)

- По каким признакам узнали, что это зима?

( Кругом лежит снег. Деревья стоят без листьев, на ветках снег..)

- На опушке этого волшебного зимнего леса стоит избушка. Послушайте загадку, отгадайте, чья это избушка, и узнаете, кто пригласил нас в гости.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила,

И на санках прокатила.

- Что это?

( Это зима)

- Правильно. Нас пригласила в гости зима.

- Но зима пригласила в гости не только нас, но и разных птиц и зверей, чтобы проверить, все ли хорошо подготовились к зимним холодам.

- Первым к зиме пришёл гость, которому и досталась новенькая беленькая шубка.

- Кто это?

(Это заяц)

- Правильно. Первым к Зиме пришёл заяц.

- Ребята, назовите первые звуки в словах заяц и зима и скажите, какая тема сегодняшнего урока.

( В слове заяц первый звук [з], в слове зима первый звук [з’], значит, тема сегодняшнего урока « Звуки [з]и [з’] и буква з».)

- Итак, сегодня на уроке познакомимся со звуками [з] и[ з’], узнаем. какие они, научимся различать их друг от друга и от других звуков, познакомимся с новой буквой, научимся читать слоги и слова с новой буквой.


3. Знакомство с новыми звуками.


а) - Давайте поближе познакомимся со звуками [з] и[ з’] , узнаем, какие они.

- В гости к зиме пришли и другие животные из далёких стран. Послушайте загадку и отгадайте, кто же ещё пришёл.

Это странная лошадка,

Словно школьная тетрадка,

Полосатая лошадка

От хвоста до головы.

- Кто это?:

(Это зебра)

- Произнесите слово зебра, выделяя первый звук.

([З’]-зебра)

- Назовите выделенный звук..(Это [з’])

- Произнесите хором звук [з’] и скажите, какой он: гласный или согласный?

(Звук [з’] – согласный, потому что при его произнесении воздуху мешают свободно выходить язык и зубы)

- Послушайте внимательно, как звучит звук [з’], и скажите, он мягкий или твёрдый.

(Звук [з’] звучит мягко, значит он мягкий).

- Проверьте , звук [з’] глухой или звонкий.

(Звук [з’] звонкий, потому что при его произнесении дрожит горлышко)

- Итак, скажите, что узнали о звуке [з’]?

( Мы узнали, что звук [з’] согласный, мягкий, звонкий)


б) Скажите, ребята, где живёт зебра?

(Зебра живёт в Африке.)

- Оказывается, зебра никогда не видела зимы и решила, что у нас зимой идут дожди, и взяла с собой вот этот предмет. Отгадайте, что это.

Гуляю я,и в дождь, и в зной.

Характер у меня такой.

Свернёшь меня ты – будет клин,

А развернёшь – получишь блин.

- Что это?

(Это зонт)

- Произнесите слово зонт, выделяя первый звук.

([з]-зонт)

- Назовите выделенный звук.

(Это [з])

- Произнесите звук [з] и скажите, он гласный или согласный.

(Звук [з] согласный, потому что при произнесении звука [з] воздух встречает препятствие)

- Послушайте, как звучит звук [з]: твёрдо или мягко?

(Звук [з] звучит твердо, значит он твёрдый)

- Проверьте, звук [з] звонкий или глухой?

( Звук [з] звонкий, потому что при его произнесении горлышко дрожит)

- Итак, что узнали о звуке [з]?

(Мы узнали о звуке [з], что он согласный, твёрдый, звонкий.)

- Итак, мы познакомились со звуками [з] и [з’], узнали какие они.


в) - Давайте научимся различать звуки [з] и [з’].

- Послушала вас зима внимательно, узнала многое о звуках [з] и [з’] и решила показать свои знания: подобрать схемы к словам зонт и зебра. (Рисунки зебры и зонта соединены со звуковыми схемами.)

- Как вы думаете, правильно ли подобрана схема к слову зонт?

(Схема подобрана неверно.)

- Кто поможет исправить ошибку?

- Проверим: назовём все звуки в слове зонт. ( В рассказе используется опорная схема «Звуки».)

(В слове зонт 1 слог. Первый звук [з] – согласный, твердый, звонкий. Второй звук [о] – гласный, ударный. Третий звук [н] – согласный, твердый, звонкий. Четвертый звук [т] – согласный, твердый, глухой)

- Посмотрите внимательно, правильно ли подобрана схема к слову зебра?

(Схема подобрана правильно)

- Давайте проверим это: назовем все звуки в слове зебра.

(В слове зебра 2 слога, первый слог ударный;

первый звук [з’] – согласный, мягкий, звонкий;

второй звук [э] – гласный, ударный;

третий звук [б] – согласный, твердый, звонкий;

четвертый звук [р] – согласный, твердый, звонкий;

пятый звук [а] – гласный, безударный).


г) - Проверим, как вы умеете различать звуки [з] и[ з’].

- Вот и все гости собрались. Зимушка решила разместить их в две комнаты: в синюю и в зелёную, но не знает, как правильно это сделать.

– Давайте поможем зиме разобраться в звуках.

- Я буду называть птиц и животных. Вы поднимете синюю карточку, если в слове услышите твердый звук [з], если в слове услышите мягкий звук [з’], то покажете зелёную карточку. (Показываются изображения птиц и животных)

- Фазан, заяц, поползень, сова, дикобразы, зяблик, бизон, зимородок, синица.

- Итак, я вижу, что вы хорошо различаете звуки [з] и[з’]; не путаете их.


4. Знакомство с буквой з.

- Зима просит вас показать букву, которая обозначает звуки [з] и [з’].

- Кто из вас сможет показать в алфавите и назвать эту букву?

- Буква з бывает письменная и печатная, строчная и заглавная.

- На что похожа буква з?

- Послушайте, что сказал С. Маршак про букву з

На эту букву посмотри.

Она совсем как цифра 3.

- Откройте учебники на страницу 118, найдите «букву –человечек з».

- Какие башмаки наденет «человечек»?

(Башмаки синего и зелёного цвета, потому что буква з обозначает два звука: [з] – согласный, твердый; и [з’] – согласный, мягкий)

- Что выберем: шляпку или звоночек?

(Мы выберем звоночек, потому что звуки [з] и [з’] звонкие)

- Итак, что узнали про букву з?

(Мы узнали, что буква з обозначает два звука: [з] – согласный, твердый, звонкий; и звук [з’] – согласный, мягкий, звонкий)/


5. Физкультминутка.

- Тем временем с неба стали падать снежинки, начался снегопад. Давайте встанем и расскажем, как падают снежинки.

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик.

Ну, а мы идём, идём

И к себе приходим в дом.


6. Чтение слогов и слов.(стр. 118)

а) - Потренируемся в чтении слогов.

- Прочитайте слоги со звуком [з].

- Прочитайте слоги со звуком [з’].

- Возьмите ручки синего и зеленого цвета и покажите твердость и мягкость согласных точками.

- Проверим.

б) - Будем читать первый столбик слов. Поиграем в дикторов. ( Один ученик читает, потом весь класс читает эхом)

- Прочитайте слова, где слышится мягкий звук [з’].

- Обозначим зеленой точкой мягкость согласных звуков.

- Какой звук обозначает буква ё.

- Что ещё знаем о букве ё.

- Что обозначает слово зов?

- Что обозначает слово зыбко?

- Что нужно сделать, если не знаешь значение слова?

(Посмотреть в толковом словаре).

в) – Прочитаем хором слова второго столбика, увеличивая громкость.

- Прочитайте слово, обозначающее то же самое, что и дом. (Изба)

- Слово, обозначающее водоем.(Озеро)

- Книга для первоклассников.(Азбука)

- Слово, противоположное слову широкие.(Узкие)

- Прочитайте слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

- Подчеркнём опасное место.

- Как проверим? Что позовём на помощь?

( Позовём на помощь ударение)

- С помощью какого слова проверим? Объясните правописание.

(Под ударением гласный звук звучит чётко, ясно, он стал «сильным»)

- Найдите и прочитайте слово, которое пишется не так, как произносится. (Узкие)

- Что произошло со звуком [з]? Почему?

(Звук [з] оглушился, потому что стоит перед глухим согласным - это опасное место.)

- Как проверить, почему пишется буква з?

(Нужно позвать гласный звук на помощь, подобрав проверочные слова узок, узенький. Перед гласным звуком звук [з] зазвучал чётко, ясно, поэтому в слове узкий пишем букву з)

- На какой улице поселится «буква –человечек з»

«Буква –человечек з» поселится на улице парных согласных.)

- Итак, мы узнали, что звуки [з] и [з’] – парные согласные, имеют пары по глухости-звонкости.

г) - Прочитаем по-цепочке слова третьего столбика.

- Что интересного заметили?

(Они однокоренные)

- Почему однокоренные?

(Потому что есть общая часть – корень и общее значение)

- Выделим корень.

- Посмотрите на последние два слова, какfя часть слова стоит перед корнем?

(Это приставка)

- Кто сможет правильно обозначить приставку?

- Составьте предложения со словами третьего столбика.

- Итак, научились читать слоги и слова с буквой з.


7. Физкультминутка.

- В лесу ветер стал дуть сильнее, начал качать деревья. Давайте встанем и покажем, как ветер дует.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Деревцо всё выше, выше,

А ребята сели тише.



8. Чтение текста.

а) - Посмотрим ещё раз на эти картины. Мы видим, как красив зимний лес, нарисованный красками.

- Оказывается, картины можно рисовать не только красками и карандашами, Но и словами.

- Сейчас познакомимся с текстом, где зимняя картина рисуется с помощью слов, узнаем, как называются такие тексты.

- Посмотрите на иллюстрацию. Что видите?

- Прочитайте название текста.

- По иллюстрации и по названию сделайте предположение, о чём текст.

- Давайте прочитаем текст про себя и выясним до конца, так ли это.

б) Чтение про себя.

в) Чтение по цепочке.

г) Беседа по прочитанному тексту.

- Какое время года описывается в тексте?

- Прочитайте предложения, в которых рассказывается о признаках зимы.

- Что такое позёмка? Узнаем значение этого слова из толкового словаря.

- Прочитайте, какие действия совершают морозы. (Ударили)

- Какие действия совершают реки и озёра. (Застыли)

- Что сказано о ветрах? (Завели)

- Что сказано о позёмке? (Закрутила)

- Послушаем эти слова ещё раз: ударили, застыли, завели, закрутила. Про кого так можно сказать?

(Так обычно говорят про людей, про человека)

- Посмотрите, ребята, как автор умело очеловечивает природу, говорит о ней , как о природе, наделяет человеческими чертами характера. Значит, автор умеет наблюдать, видит в обычных явлениях природы необычное. Очень важно научится быть наблюдательными, чтобы видеть красоту во всём, что нас окружает.

- Прочитайте, что сказано о животных.

- Прочитайте, что произошло зимой с растениями, деревьями.

- Как вы понимаете слово заиндевели?

- Какую картину представили, читая этот текст? Расскажите.

- Мы видим, что эта картина нарисована с помощью слов. Такие тексты называются текстами – описаниями.

д) Выразительное чтение текста.

- Как вы думаете, любит ли автор природу?

- С каким чувством нужно читать этот текст?

- Ещё раз красиво, выразительно прочитаем текст, постараемся передать, как автор любит природу, представляя картины, им нарисованные.

- Итак, мы познакомились текстом-описанием.


9. Домашнее задание.

- Дома ещё раз перечитайте текст «Зимние картины»; подчеркните слова, в которых мягкость согласных обозначена буквами и, е, ё.


10. Итог урока.

- С какими звуками познакомились на уроке?

- Что узнали о звуке [з], о звуке [з’]?

- Что узнали о букве з?

- Наш урок заканчивается Пришло время прощаться с гостеприимной зимой.

- Зима хочет узнать, кому было интересно, легко, уютно у неё в гостях. Поднимите руки, кто был внимательным , кому хорошо работалось на уроке.

- Поднимите руки те, кто считает, что ему нужно быть ещё внимательнее, активнее на уроках.

- На память о сегодняшнем уроке зима дарит вам подарки – снежинки.