Урок обучения грамоте. 1 класс.
Тема: Согласные звуки [з] и [з’], строчная буква з.
Цели урока: 1 . Познакомить со звуками [з] и [з’] и буквой, которая их обозначает; научить различать их друг от друга и от других звуков; научить читать слоги и слова с буквой з.
2. Развивать мышление, внимание, память, расширять кругозор. .
3. Воспитывать любовь к чтению, к природе, любознательность
Оборудование:1. Алфавит.
2. Картины с зимним пейзажем.
3. Рисунки зебры и зонта.
4. Звуковые схемы.
5. Таблицы с буквой з.
6. «Буква-человечек з».
7. Таблица «Звуки».
8. Таблица «Парные согласные».
9. Толковый словарь.
10. Сигнальные карточки синего и зелёного цвета.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Мотивация к деятельности. Постановка темы и цели урока.
- Начинаем урок чтения. На этом уроке мы с вами сегодня отправимся в лес в гости.
- Посмотрите, какие чудесные картины нарисовал художник. ( Показ картин с зимним пейзажем)
- Какое время года нарисовано на картинах?
( На картинах нарисована зима)
- По каким признакам узнали, что это зима?
( Кругом лежит снег. Деревья стоят без листьев, на ветках снег..)
- На опушке этого волшебного зимнего леса стоит избушка. Послушайте загадку, отгадайте, чья это избушка, и узнаете, кто пригласил нас в гости.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила,
И на санках прокатила.
- Что это?
( Это зима)
- Правильно. Нас пригласила в гости зима.
- Но зима пригласила в гости не только нас, но и разных птиц и зверей, чтобы проверить, все ли хорошо подготовились к зимним холодам.
- Первым к зиме пришёл гость, которому и досталась новенькая беленькая шубка.
- Кто это?
(Это заяц)
- Правильно. Первым к Зиме пришёл заяц.
- Ребята, назовите первые звуки в словах заяц и зима и скажите, какая тема сегодняшнего урока.
( В слове заяц первый звук [з], в слове зима первый звук [з’], значит, тема сегодняшнего урока « Звуки [з]и [з’] и буква з».)
- Итак, сегодня на уроке познакомимся со звуками [з] и[ з’], узнаем. какие они, научимся различать их друг от друга и от других звуков, познакомимся с новой буквой, научимся читать слоги и слова с новой буквой.
3. Знакомство с новыми звуками.
а) - Давайте поближе познакомимся со звуками [з] и[ з’] , узнаем, какие они.
- В гости к зиме пришли и другие животные из далёких стран. Послушайте загадку и отгадайте, кто же ещё пришёл.
Это странная лошадка,
Словно школьная тетрадка,
Полосатая лошадка
От хвоста до головы.
- Кто это?:
(Это зебра)
- Произнесите слово зебра, выделяя первый звук.
([З’]-зебра)
- Назовите выделенный звук..(Это [з’])
- Произнесите хором звук [з’] и скажите, какой он: гласный или согласный?
(Звук [з’] – согласный, потому что при его произнесении воздуху мешают свободно выходить язык и зубы)
- Послушайте внимательно, как звучит звук [з’], и скажите, он мягкий или твёрдый.
(Звук [з’] звучит мягко, значит он мягкий).
- Проверьте , звук [з’] глухой или звонкий.
(Звук [з’] звонкий, потому что при его произнесении дрожит горлышко)
- Итак, скажите, что узнали о звуке [з’]?
( Мы узнали, что звук [з’] согласный, мягкий, звонкий)
б) Скажите, ребята, где живёт зебра?
(Зебра живёт в Африке.)
- Оказывается, зебра никогда не видела зимы и решила, что у нас зимой идут дожди, и взяла с собой вот этот предмет. Отгадайте, что это.
Гуляю я,и в дождь, и в зной.
Характер у меня такой.
Свернёшь меня ты – будет клин,
А развернёшь – получишь блин.
- Что это?
(Это зонт)
- Произнесите слово зонт, выделяя первый звук.
([з]-зонт)
- Назовите выделенный звук.
(Это [з])
- Произнесите звук [з] и скажите, он гласный или согласный.
(Звук [з] согласный, потому что при произнесении звука [з] воздух встречает препятствие)
- Послушайте, как звучит звук [з]: твёрдо или мягко?
(Звук [з] звучит твердо, значит он твёрдый)
- Проверьте, звук [з] звонкий или глухой?
( Звук [з] звонкий, потому что при его произнесении горлышко дрожит)
- Итак, что узнали о звуке [з]?
(Мы узнали о звуке [з], что он согласный, твёрдый, звонкий.)
- Итак, мы познакомились со звуками [з] и [з’], узнали какие они.
в) - Давайте научимся различать звуки [з] и [з’].
- Послушала вас зима внимательно, узнала многое о звуках [з] и [з’] и решила показать свои знания: подобрать схемы к словам зонт и зебра. (Рисунки зебры и зонта соединены со звуковыми схемами.)
- Как вы думаете, правильно ли подобрана схема к слову зонт?
(Схема подобрана неверно.)
- Кто поможет исправить ошибку?
- Проверим: назовём все звуки в слове зонт. ( В рассказе используется опорная схема «Звуки».)
(В слове зонт 1 слог. Первый звук [з] – согласный, твердый, звонкий. Второй звук [о] – гласный, ударный. Третий звук [н] – согласный, твердый, звонкий. Четвертый звук [т] – согласный, твердый, глухой)
- Посмотрите внимательно, правильно ли подобрана схема к слову зебра?
(Схема подобрана правильно)
- Давайте проверим это: назовем все звуки в слове зебра.
(В слове зебра 2 слога, первый слог ударный;
первый звук [з’] – согласный, мягкий, звонкий;
второй звук [э] – гласный, ударный;
третий звук [б] – согласный, твердый, звонкий;
четвертый звук [р] – согласный, твердый, звонкий;
пятый звук [а] – гласный, безударный).
г) - Проверим, как вы умеете различать звуки [з] и[ з’].
- Вот и все гости собрались. Зимушка решила разместить их в две комнаты: в синюю и в зелёную, но не знает, как правильно это сделать.
– Давайте поможем зиме разобраться в звуках.
- Я буду называть птиц и животных. Вы поднимете синюю карточку, если в слове услышите твердый звук [з], если в слове услышите мягкий звук [з’], то покажете зелёную карточку. (Показываются изображения птиц и животных)
- Фазан, заяц, поползень, сова, дикобразы, зяблик, бизон, зимородок, синица.
- Итак, я вижу, что вы хорошо различаете звуки [з] и[з’]; не путаете их.
4. Знакомство с буквой з.
- Зима просит вас показать букву, которая обозначает звуки [з] и [з’].
- Кто из вас сможет показать в алфавите и назвать эту букву?
- Буква з бывает письменная и печатная, строчная и заглавная.
- На что похожа буква з?
- Послушайте, что сказал С. Маршак про букву з
На эту букву посмотри.
Она совсем как цифра 3.
- Откройте учебники на страницу 118, найдите «букву –человечек з».
- Какие башмаки наденет «человечек»?
(Башмаки синего и зелёного цвета, потому что буква з обозначает два звука: [з] – согласный, твердый; и [з’] – согласный, мягкий)
- Что выберем: шляпку или звоночек?
(Мы выберем звоночек, потому что звуки [з] и [з’] звонкие)
- Итак, что узнали про букву з?
(Мы узнали, что буква з обозначает два звука: [з] – согласный, твердый, звонкий; и звук [з’] – согласный, мягкий, звонкий)/
5. Физкультминутка.
- Тем временем с неба стали падать снежинки, начался снегопад. Давайте встанем и расскажем, как падают снежинки.
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик.
Ну, а мы идём, идём
И к себе приходим в дом.
6. Чтение слогов и слов.(стр. 118)
а) - Потренируемся в чтении слогов.
- Прочитайте слоги со звуком [з].
- Прочитайте слоги со звуком [з’].
- Возьмите ручки синего и зеленого цвета и покажите твердость и мягкость согласных точками.
- Проверим.
б) - Будем читать первый столбик слов. Поиграем в дикторов. ( Один ученик читает, потом весь класс читает эхом)
- Прочитайте слова, где слышится мягкий звук [з’].
- Обозначим зеленой точкой мягкость согласных звуков.
- Какой звук обозначает буква ё.
- Что ещё знаем о букве ё.
- Что обозначает слово зов?
- Что обозначает слово зыбко?
- Что нужно сделать, если не знаешь значение слова?
(Посмотреть в толковом словаре).
в) – Прочитаем хором слова второго столбика, увеличивая громкость.
- Прочитайте слово, обозначающее то же самое, что и дом. (Изба)
- Слово, обозначающее водоем.(Озеро)
- Книга для первоклассников.(Азбука)
- Слово, противоположное слову широкие.(Узкие)
- Прочитайте слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
- Подчеркнём опасное место.
- Как проверим? Что позовём на помощь?
( Позовём на помощь ударение)
- С помощью какого слова проверим? Объясните правописание.
(Под ударением гласный звук звучит чётко, ясно, он стал «сильным»)
- Найдите и прочитайте слово, которое пишется не так, как произносится. (Узкие)
- Что произошло со звуком [з]? Почему?
(Звук [з] оглушился, потому что стоит перед глухим согласным - это опасное место.)
- Как проверить, почему пишется буква з?
(Нужно позвать гласный звук на помощь, подобрав проверочные слова узок, узенький. Перед гласным звуком звук [з] зазвучал чётко, ясно, поэтому в слове узкий пишем букву з)
- На какой улице поселится «буква –человечек з»
«Буква –человечек з» поселится на улице парных согласных.)
- Итак, мы узнали, что звуки [з] и [з’] – парные согласные, имеют пары по глухости-звонкости.
г) - Прочитаем по-цепочке слова третьего столбика.
- Что интересного заметили?
(Они однокоренные)
- Почему однокоренные?
(Потому что есть общая часть – корень и общее значение)
- Выделим корень.
- Посмотрите на последние два слова, какfя часть слова стоит перед корнем?
(Это приставка)
- Кто сможет правильно обозначить приставку?
- Составьте предложения со словами третьего столбика.
- Итак, научились читать слоги и слова с буквой з.
7. Физкультминутка.
- В лесу ветер стал дуть сильнее, начал качать деревья. Давайте встанем и покажем, как ветер дует.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Деревцо всё выше, выше,
А ребята сели тише.
8. Чтение текста.
а) - Посмотрим ещё раз на эти картины. Мы видим, как красив зимний лес, нарисованный красками.
- Оказывается, картины можно рисовать не только красками и карандашами, Но и словами.
- Сейчас познакомимся с текстом, где зимняя картина рисуется с помощью слов, узнаем, как называются такие тексты.
- Посмотрите на иллюстрацию. Что видите?
- Прочитайте название текста.
- По иллюстрации и по названию сделайте предположение, о чём текст.
- Давайте прочитаем текст про себя и выясним до конца, так ли это.
б) Чтение про себя.
в) Чтение по цепочке.
г) Беседа по прочитанному тексту.
- Какое время года описывается в тексте?
- Прочитайте предложения, в которых рассказывается о признаках зимы.
- Что такое позёмка? Узнаем значение этого слова из толкового словаря.
- Прочитайте, какие действия совершают морозы. (Ударили)
- Какие действия совершают реки и озёра. (Застыли)
- Что сказано о ветрах? (Завели)
- Что сказано о позёмке? (Закрутила)
- Послушаем эти слова ещё раз: ударили, застыли, завели, закрутила. Про кого так можно сказать?
(Так обычно говорят про людей, про человека)
- Посмотрите, ребята, как автор умело очеловечивает природу, говорит о ней , как о природе, наделяет человеческими чертами характера. Значит, автор умеет наблюдать, видит в обычных явлениях природы необычное. Очень важно научится быть наблюдательными, чтобы видеть красоту во всём, что нас окружает.
- Прочитайте, что сказано о животных.
- Прочитайте, что произошло зимой с растениями, деревьями.
- Как вы понимаете слово заиндевели?
- Какую картину представили, читая этот текст? Расскажите.
- Мы видим, что эта картина нарисована с помощью слов. Такие тексты называются текстами – описаниями.
д) Выразительное чтение текста.
- Как вы думаете, любит ли автор природу?
- С каким чувством нужно читать этот текст?
- Ещё раз красиво, выразительно прочитаем текст, постараемся передать, как автор любит природу, представляя картины, им нарисованные.
- Итак, мы познакомились текстом-описанием.
9. Домашнее задание.
- Дома ещё раз перечитайте текст «Зимние картины»; подчеркните слова, в которых мягкость согласных обозначена буквами и, е, ё.
10. Итог урока.
- С какими звуками познакомились на уроке?
- Что узнали о звуке [з], о звуке [з’]?
- Что узнали о букве з?
- Наш урок заканчивается Пришло время прощаться с гостеприимной зимой.
- Зима хочет узнать, кому было интересно, легко, уютно у неё в гостях. Поднимите руки, кто был внимательным , кому хорошо работалось на уроке.
- Поднимите руки те, кто считает, что ему нужно быть ещё внимательнее, активнее на уроках.
- На память о сегодняшнем уроке зима дарит вам подарки – снежинки.