СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Однозначные и многозначные слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Однозначные и многозначные слова"»

Конспект урока русского языка

УМК: «Начальная школа XXI века»

Класс: 2.

Тема: «Слова однозначные и многозначные».

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Цель: «Познакомить с однозначными и многозначными словами».

Задачи урока:

Предметные:

  • создать условия для формирования представлений детей о многозначных и однозначных словах и особенностях их лексического значения;

  • способствовать формированию речевой культуры, правильности употребления многозначных слов в речи;

  • обеспечить усвоения обучающимися умения работать с толковым словарём;

  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

Метапредметные:

  • познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;

  • коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

Личностные:

  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные :

- уточнить представление об однозначных и многозначных словах,

- учить различать эти слова в речи,

- развивать умение правильно писать словарные слова, воспроизводить их значение.

- упражнять детей в отработке действий работы со словарем;

- уметь различать слова разных тематических групп.

Метапредметные:

Личностные УУД:

-формировать положительное отношение к учебе;

- определять общие правила поведения;

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- учить планировать свою деятельность на уроке;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать правильно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;

- формирование умения самооценки.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- развивать умение самостоятельно формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать информацию;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учитывать разные мнения, сотрудничество с одноклассниками;

Оборудование: тетради, учебники, ИКТ, раздаточный материал.






  1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).

Слайд1

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Владимировна.

Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Желаю вам хорошего настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?
Дети: Да!
- Тогда вперед!

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Ребята, откройте тетради. Запишите число, классную работу.

- Отгадайте загадки, напишите отгадки.

1. Как сажа черна,

Как сметана бела,

Люблю всем в лесу

Рассказать где была.  (сорока)

2.Птичка-невеличка

Хочет сделать шажок

Получается прыжок.(воробей)

3. Трели, песни разлились

Среди листьев и ветвей.

Как прекрасно твоё пенье

Голосистый ….(соловей)

4.Очень умная птица

Не сова и не синица,

Она песен не поёт,

А советы раздаёт. (ворона)

5. Я могу любое слово

на бумаге написать.

Помогу тебе задачки

очень трудные решать.

Не забудь меня, мой друг,

Без меня ты как безрук.          (ручка)

(Словарь: сорока, воробей, соловей, ворона, ручка.) СЛАЙД 2

Проверим, правильно ли вы написали эти слова.

Ребята, какие орфограммы увидели (проверяемая безударная гласная, оро, оло, чк/чн).

-Найдите среди этих слов лишнее и объясните почему?  (ручка, потому что все остальные птицы).

СЛАЙД 3.

  1. Выявление места и причины затруднения.

- Очень расстроилась ручка, что оказалась лишней,

и пошла искать себе друзей. Вышла она к озеру. А на его берегу стоят два домика, из которых доносились разные слова.

Из первого— коса.            

 Из второго –тигр.

 Задумались ручка, в какой домик ей постучать?

Почему слова не живут вместе?

А вы, ребята, можете ответить на этот вопрос? (Выслушиваются версии)

Вот это мы и постараемся выяснить сегодня на уроке.


Тема: Слова многозначные и однозначные. СЛАЙД 4.


Какие задачи мы должны решить с вами на уроке?

- Узнать, что такое однозначные и многозначные слова.

- Различать однозначные и многозначные слова.

Эти задачи будут планом нашего урока сегодня.


Ребята, давайте прочитаем стихотворение Агнии Львовны Барто «Разговор мамы с дочкой» на стр.27.

— Как вы думаете, дочка поняла маму?

— Что девочка понимала под словом «теплота»? (думала, что ей холодно)

— А мама что хотела от дочки? (ласки, заботы, любви, внимания)

— Почему они не поняли друг друга? (2 значения, многозначное)

— А где мы можем уточнить значение слова? (в толковом словаре)

— Откройте стр. 168. Найдите слово «теплота».

— Что заметили? (2 цифры – 2 значения)

— Прочитайте первое значение.

— Под цифрой 2.

— Мама и дочь употребили слово в разных значениях.

— А вы дарите тепло маме?

— Как вы это делаете?

СЛАЙД 5

- Ребята,2024 год объявлен годом семьи. Не забывайте, что близкие вам люди нуждаются в теплоте.

Ребята, давайте друг другу подарим теплоту. Можете обнять друг друга, пожать руки, улыбнуться.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.


Возвращаемся к заданию с домиками.


Прочитаем правило на стр.27. Пальчиком следим, один ученик читает, потом про себя читает каждый и самостоятельно выполняет № 1 в рабочем лист. Проверка. СЛАЙД 6.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

А теперь ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.


Работа в парах. СЛАЙД 7.

Следующее задание, вы будете выполнять в паре. Давайте вспомним с вами, правила работы в паре. Задание № 2 в рабочем листе. Самопроверка по образцу.

Самопроверка по образцу. СЛАЙД 8

- Ребята посмотрите еще раз на задание.

-Какой вывод мы можем сделать?

ВЫВОД:

Слово ключ-многозначное.


  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


Работа в группах. СЛАЙД 9

Работа в группах.

Задание

  1. Объясните значение слова.

  2. Найдите слово в толковом словаре.

  3. Многозначное это слово или нет? Докажите правильность своего ответа.

Слова для групп

Группа № 1 «КАПЛЯ»

Группа №2 «ВЕТКА»

Группа № 3 «БЕРЁЗА»

Группа № 4 «КАРУСЕЛЬ»

Группа № 5 «ГРОМ»

Группа № 6 «ТРЮК»

План отчёта группы

  1. Мы работали со словом (назвать слово).

  2. Это слово имеет____ значений. Перечислить.

  3. Это слово многозначное (однозначное), потому что_____________________.


Зрительная физкультминутка с медведем.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Выполнение задания №3 в рабочем листе. СЛАЙД 10

Взаимопроверка. СЛАЙД 11.

  1. Включение в систему знаний и повторение. СЛАЙД 12

Дидактическая игра «Белые медведи» (распределить однозначные и многозначные слова).

Ребята, белым медведям нужно помочь найти свою льдину. Без вас они не справятся. Для этого нужно обратить внимание на слова, которые записаны на медведях. Если слово на медведе имеет одно значение, значит льдина медведя с названием «Однозначные слова». А если на медведе слово с двумя или более значениями, значит льдина медведя с названием «Многозначные слова».

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Чтобы знания были впрок,
Давайте кратко повторим урок! СЛАЙД 13


- Что нового узнали на уроке?
- Какие слова мы называем однозначными?
- Какие слова мы называем многозначными?
- Где мы можем узнать значение слова?

Д.З. Упр. 4 стр. 29.

Рефлексия «Сообщения».