Окружающий мир. УМК «Перспектива»
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация к учебной деятельности | Прозвенел уже звонок – Начинается урок. А теперь все повернитесь И друг другу улыбнитесь. Улыбнитесь мне, друзьям И садитесь по местам. Включает песню «Земля полна чудес». Понравилась ли Вам песня? О чем она? | Приветствуют учителя и друг друга. Слушают песню. Да. О природе. |
Актуализация и пробное учебное действие | Давайте повторим то, что было изучено на предыдущем уроке. С чем вы познакомились на прошлом уроке? Что относится к природе? Что не относится к природе? Как мы должны относиться к природе? Выполните в рабочей тетради упражнение 2 на странице 7. Заканчиваем. Какие объекты вы раскрасили? Какие не раскрасили и почему? У всех ли получилось? Если что-то не получилось, то почему, что вызвало затруднения? | Мы узнали, что такое природа. К природе относятся растения, животные, водоемы, почвы, рельеф. К природе не относятся здания, предметы быта (то, что создано человеком). Бережно, не загрязнять, уважать, любить. Выполняют упражнение Белку, гриб, лист. Книга, кружка. Они созданы человеком и не относятся к природе. У нас все получилось |
Выявление места и причины затруднения | Ребята, а что объединяет те объекты, которые вы отнесли к природе? Правильно. А почему они живые? Получается, раз есть живые объекты, значит есть и неживые? А как вы считаете, что в природе являемся неживым? | Они все живые. Они дышат, двигаются, питаются. Мы не знаем. |
Целеполагание и построение учебного проекта выхода из затруднения | Хорошо, а какая тогда тема? Какая будет цель нашего урока? Какие задачи мы можем поставить? | Живая и неживая природа. Узнать, что относится к живой природе, а что к неживой. Узнать, что такое живая и неживая природа, уметь их различать, уметь приводить примеры. |
Реализация построенного проекта | Ребята, как вы думаете, а что такое жизнь? Жизнь – это состояние человека, животного, растения от рождения до смерти. Какие признаки живой природы вы знаете? Хорошо. Кто относится к живой природе? Теперь откройте учебник на странице 8. Рассмотрите картинки. Что на них изображено? Какие признаки их объединяют? Они живые или неживые? Отлично. Приведите примеры живой и неживой природы по вашим наблюдениям. Молодцы. Давайте теперь сформулируем, что же такое живая природа, а что неживая. Отлично. Рассмотрите изображения на доске. Что вы видите? Как вы думаете, могли ли тогда существовать люди, животные и растения, если бы этого всего не было? Приведите примеры. Совершенно верно. | Мы не знаем. Живые объекты рождаются, дышат, питаются, растут, размножаются, умирают. Животные, растения, человек. Солнце, звезды, камень, облака, река. Они не дышат, не питаются, не растут, не размножаются, не умирают. Неживые. Живая природа: кошка, собака, человек, цветы, бабочки и тд. Неживая: солнце, вода, почва, звезды. Живая природа – это все, что имеет возможность расти, дышать, питаться и размножаться. Неживая природа – это все, что не имеет возможности расти, дышать, питаться и размножаться (солнце, воздух, вода, горы, камни, песок, небо, звезды). Воду, солнце, воздух, почву. Нет. Если воды была бы грязной или бы ее не было, живые существа бы не могли пить, если бы почва была загрязнена, из нее бы ничего не росло, если бы не было воздуха, мы бы не могли дышать, если бы не было солнца, мы бы не получали свет и тепло. |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Откройте рабочие тетради на странице 8. Выполните упражнение 1. Отметьте те объекты, которые относятся к живой природе зеленым, а к неживой – синим. Кот у нас относится к какой группе? Водопад относится к какой группе? Дерево к какой группе относится? Небо к какой группе относится? Гриб к какой группе относится? Солнце к какой группе относится? Молодцы. Перелистните страницу. Выполните упражнение 2. Найдите лишний рисунок в каждом ряду, объясните свой выбор и обведите его. | Выполнят упражнение. К живой. Закрашиваем зеленым. К неживой. Закрашиваем синим. К живой. Закрашиваем зеленым. К неживой. Закрашиваем синим. К живой. Закрашиваем зеленым. К неживой. Закрашиваем синим. В первом ряду лишний снег, так как он относится к неживой природе. Во втором ряду – гриб, так как относится к живой природе. |
Физкультминутка | А в лесу растёт черника, Земляника, голубика. Чтобы ягоду сорвать, Надо глубже приседать. Нагулялся я в лесу. Корзинку с ягодой несу. В класс пора мне возвращаться, Чтобы снова заниматься. | Вылняют. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Заполните таблицу самостоятельно. Живая природа | Неживая природа | | | Человек, воздух, растения, грибы, вода, почва, камни, рыбы, птицы, солнце, звезды, облака, насекомые, звери, осадки, горы, бактерии. (Карточки с изображениями, которые нужно положить в определенным столбик таблицы) Закончили. Проверьте по эталону. Живая природа | Неживая природа | Человек Растения Грибы Рыбы Птицы Насекомые Звери Бактерии | Воздух Вода Почва Камни Солнце Звезды Облака Осадки Горы | У всех получилось? Были ли какие-либо затруднения? Отлично. | Выполняют задание. Проверяют. Да. Нет. |
Включение в систему знаний и повторений | Выполните следующее задание. Выберите объекты, которые относятся к природе, а далее определите, живые они или неживые. Книга, дерево, тарелка, дом, бабочка, лисица, автомобиль, холодильник, песок, река, поезд, утка, звезда, мухомор, гора, радуга (карточки с изображениями). Закончили. Что у вас получилось? | Выполнят задание. К природе не относятся: книга, тарелка, дом, автомобиль, поезд. К природе относятся: дерево, бабочка, лисица, утка, мухомор – живая природа; песок, река, звезда, гора, радуга – неживая природа. |
Рефлексия учебной деятельности | Подведем итоги нашего урока. С какими двумя понятиями мы сегодня познакомились? Расскажите, что такое живая природа, а что такое неживая природа. В чем их различия? Кто относится к живой природе? Что относится к неживой природе? Все у вас получилось? Была ли достигнута цель? Были ли выполнены задачи? Понравился вам урок? Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале. Спасибо за прекрасную работу! | Живая и неживая природа. Живая природа – это все, что имеет возможность расти, дышать, питаться и размножаться. Неживая природа – это все, что не имеет возможности расти, дышать, питаться и размножаться. Животные, растения, человек. Солнце, воздух, вода, горы, камни, песок, небо, звезды. Да. Да. Оценивают свою работу. |