Личностные результаты:. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Воспитывать в детях гражданские качества: любовь к стране, в которой они живут, чувство гордости и патриотизма
Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. . Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, карты. Представлять информацию в виде таблицы. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. Ориентироваться на развороте учебника. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Работа по группам: участие России в войнах XVI – начале XIX века.
Этапы урока, время реализации | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности (3 мин) | Фронтальная работа. Диалог с учителем. | Приветствие учащихся. – Проверим готовность к уроку. -О каких войнах вы уже узнали из курса окружающего мира? -Вспомните, когда и с кем приходилось воевать нашему государству -Назовите последствия войны | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место -Ледовое побоище -Куликовская битва - Со степняками-кочевниками, с немецкими и шведскими рыцарями, с татаро-монголами, с поляками и шведами. - Разрушения, голод, нищета, разорение страны | К П, К |
На доске появляется запись: РОССИЯ ВО ВСЕ ВРЕМЕНА УЧАСТВОВАЛА В ВОЙНАХ. | |
II. Постановка проблемы (5 мин) | Фронтальная работа. Слово учителя. Беседа. Работа с презентацией. Проблемный диалог. | - В истории нашей страны есть события, о которых люди рассказывают веками. Слыша о них, мы становимся сильнее духом, потому что узнаем, какими мужественными были наши предки. Сегодня мы поговорим еще об одной войне, в которой участвовало наше государство, наш народ. (СЛАЙД 1. Отечественная война 1812 года.) | | К, Р, П |
| -Ни одна предыдущая война не имела такого названия. Что необычного вы заметили? Как вы понимаете это слово? -Вот сколько у вас мнений. Но точного ответа мы так и не услышали. Какой же возникает главный вопрос урока (проблема)? (СЛАЙД 2. ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: Почему войну 1812 года назвали «Отечественной»? (к этому вопросу надо постоянно обращаться по ходу урока). | -Войну назвали «Отечественной». -Слово «отечественная» происходит от слова «отец»: Отечество - это то время, когда жили отцы. Раз отцы воевали, то и все войны можно назвать отечественными. -«Отечественная» — значит, воевали всем Отечеством: до 1812 года Отечественных войн не было. Только в 1812 году воевали всем Отечеством, а до этого _ только армия. -«Отечественная» — потому что защищали Отечество: война 1812 года называется Отечественной, так как люди защищали свое Отечество, а до этого только нападали на другие страны. - За какие отличия от прошлых войн эту войну 1812 года назвали «Отечественной»? | |
III. Версии детей, актуализация знаний (3 мин) | | -Попробуйте предположить, почему? | Различные ответы детей. (Но ученики понимают, что для точного ответа у них не хватает знаний.) | П, К |
IV. Поиск решения проблемы-открытие новых знаний (20 мин) | Работа с текстом. Работа с презентацией. Работа с картой. Рассказ учителя. Самостоятельное чтение текста. Рассказ учителя. Работа с картой. | -Откройте учебник, с. 80. Какая тема урока. Как вы ее понимаете? -Но нашли мы ответ на главный вопрос урока? - Продолжим все вместе. Прочтем первый абзац «Мы долго молча отступали». К чему стремился Наполеон? (СЛАЙД 3. Наполеон) -Давайте посмотрим на карту. Какие страны завоевал Наполеон? (СЛАЙД 4. Карта завоеваний Наполеона) - “Ещё три года – и я господин мира”- говорил Наполеон. На пути Наполеона оказалась наша страна. Летом 1812 г. огромная армия из 600 тысяч человек вторглась в пределы нашего Отечества. Наполеон Бонапарт рассчитывал на быструю и лёгкую победу. По планам его, после нескольких сражений, Россия будет просить мира. Началась война! -Прочтите сами второй абзац. -О ком вы узнали из прочитанного? -Да. Русскую армию возглавлял старый опытный полководец Кутузов. Михаил Илларионович Кутузов начал свою службу в полку, которым командовал Александр Васильевич Суворов. (СЛАЙД 5. Кутузов М.И.) - Кутузов видел, как Суворов бережёт солдат. Он понял, что сила армии в солдате, и всю жизнь берёг русских воинов. Суворов ценил и любил Кутузова. «Умён, умён, хитёр, хитёр, - никто его не обманет», - говорил он о Кутузове. В начале войны 1812 года Михаилу Илларионовичу было уже 67 лет. Кутузова любили солдаты, на него надеялась вся Россия. -Рассмотрите карту в учебнике. Назовите города России, захваченные Наполеоном в 1812 году? -Что показывают синие стрелки? -Что еще вы заметили на этой карте? -А почему врагу нужна именно Москва? (СЛАЙД 6. Отступление русских войск) -Русская армия вынуждена была отступать вглубь страны, чтобы собраться с силами. -Что бы вы хотели еще узнать? -Прочтем об этом в учебнике. -Что мы узнали? Почему Москву пришлось оставить? -О каком главном сражении прочитали? - А теперь мы посмотрим небольшой фильм об этом сражении, которое будет сопровождаться стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино». (Просмотр фильма. Приложение 1 https://www.youtube.com/watch?v=Ex0B1D_lckE). -Понравился ли вам фильм? А стихотворение великого поэта? -Как сражались русские воины и их командиры? -Вглядитесь в лица самых известных героев Отечественной войны, не жалевших своих жизней на поле битвы. (СЛАЙД 7. Герои Отечественной войны.) | Ответы детей. -Нет. Чтение вслух одним учеником. - Наполеон стремился к всемирному господству. Ученики читают сами. -О полководце М.И.Кутузове. Ответы детей - Движение неприятеля. -Враг остановился у Москвы. -Москва – главный город страны.. | П,К,Л П, Л |
Физкультминутка | Коллективная работа. | -Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. -Продолжим урок. | | |
| Групповая работа. Работа с текстом самостоятельно, с иллюстрациями, нахождение в тексте нужной информации. Работа с иллюстрациями. Фронтальная работа. Рассказ учителя. | -Получили ли мы ответ на главный вопрос урока? -Прочтите название второй части параграфа. -Как вы понимаете этот призыв? -Прочтите эту часть самостоятельно и обсудите в группах ответ на задание. - Кто помогал действующей армии? -Кто такие партизаны? Рассмотрите иллюстрации. -Давайте подтвердим по тексту. -Правильно. (СЛАЙДЫ 8,9) -А теперь в группе ответьте на вопрос в самом начале части. Запишите ваш ответ на листок и прочтите его нам. -Молодцы! Рассмотрите иллюстрации на с.83. Что мы можем сказать о событиях после Бородинского сражения? -Верно. В Москве Наполеона не ждало ничего хорошего. В ней не было ни жителей, ни продовольствия. И, в конце концов, там начался сильнейший пожар. Москва сгорела. (СЛАЙД 10. – Пожар в Москве.) -В сожжённом городе Наполеон ждал, что русские попросят у него мира. Но шли недели, никто не появлялся. Чуть больше месяца простояли французы в Москве. Их стали одолевать голод и болезни. Бонапарт приказал отступать из Москвы. Наполеон понял, что с завоеванием Москвы, Россия не была завоевана. Война закончилась разгромом наполеоновской армии и полной победой России. В честь этого в Москве был построен Храм Христа Спасителя. (СЛАЙД 11. -Храм Христа Спасителя) | Многие уже могут дать верный ответ. - «Поднимайся, русский народ!» Ответы детей. Чтение, обсуждение в группах. -Партизаны. -Партизаны – народные мстители, простые крестьяне, которые гнали врага со своих земель. Дети находят нужные строки в учебнике. От каждой группы выступают ученики, читая ответы, которые должны быть одинаковым по смыслу: -На защиту Отечества поднялся весь народ: армия, горожане, крестьяне. -Впервые у России был очень серьезный противник – французская армия, покорившая почти всю Европу. Отечество оказалось на пороге гибели. -Французы не смогли покорить Россию, хотя и захватили Москву. | |
V. Выражение решения проблемы, применение нового знания (10 мин) | Фронтальная работа. Работа в парах. Самостоятельная работа. Практическая работа. | -Возвращаемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? -Верно. (СЛАЙД 2.) -Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? -Задайте друг другу вопрос из учебника на с.83. Оцените ответы друг друга. -Покажите карточку, кому поставили отметку «5» и «4». Молодцы! - Откройте рабочие тетради на странице 37. В парах в качестве закрепления решите кроссворд, вам хватит двух минут. Первым двум парам учеников, которые верно справятся с кроссвордом, я поставлю оценки. (1. Отечественная. 2. Партизаны. 3. Кутузов. 4. Наполеон. 5. Бородино.) | - Почему войну 1812 года назвали «Отечественной»? -В ходе войны 1812 года решалась судьба всего Отечества. Будет существовать Россия или погибнет. Ребята поднимают одну из карточек, в зависимости от полученной отметки. Дети работают письменно в тетрадях. | П, К, Л, Р П,К |
VI. Итоги урока. Рефлексивно-оценочный этап (3 мин) | Диалог с учителем. | -Над какой темой мы сегодня работали? -Что для вас сегодня было самым интересным? -Закончите фразу: «Я сегодня узнал…» -Мне запомнилось… -Мне было трудно то, что… -Мне сегодня было легко… -Как вы можете оценить свою работу на уроке? -А мне сегодня понравилась работа на уроке следующих ребят: …(назвать имена учащихся). Остальные, думаю, проявят себя на следующем уроке. | Ответы детей. Самооценка: поднимая цветную карточку (зеленую-«5», желтую-«4» или красную-«3»), учащиеся оценивают свою работу на уроке. | Р, К, Л |
VII. Домашнее задание (1 мин). | | -Запишите домашнее задание: с.80–83, краткий пересказ; | | |