Оргмомент
Здравствуйте ребята. Сегодня мы продолжим разговор о красоте окружающего мира, о том,как жить с природой,не нарушая ее законов. Сядьте удобно, закройте глазки, послушайте (слышится пение птиц, журчание ручейка, звуки леса…)
- Вы хотели бы отправиться в лес?
- Хорошо, сейчас на уроке окружающего мира мы туда отправимся. Но вы должны быть хорошо подготовлены. Ваши знания о природе нам пригодятся. Также потребуется ваше внимание, смекалка, старание, умение наблюдать, работать дружно.
II. Мотивация к учебной деятельности.
Давайте послушаем стихотворение, которое прочитает Стелла.
О, люди, мыслю я, у всех у нас
Есть Мать одна
По имени Природа!
У ней для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки
В душе ее прекрасные черты –
Поля, леса, луга, моря и реки…
Формулировка темы урока, постановка цели.
1. Не всегда наша природа выглядит как бы нам хотелось.
- Назовите тему урока.(варианты)
- В конце урока вы должны ответить на вопрос: как вы понимаете выражение «Охранять природу-значит охранять Родину»
-Так какова тема нашего урока? (Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о природе, о том, как мы с вами пользуемся ее благами, и как мы относимся к ней.)
1-ый слайд.
IV. Изучение нового.
Есть целая наука о бережном отношении к природе. И вот сейчас мы отгадаем кроссворд и узнаем, как называется эта наука.
2-й слайд
Кроссворд (экология)
1.Крупная австралийская птица, похожая на страуса(ЭМУ)
2.Название горной страны, в которую входит и Северная Осетия.(КАВКАЗ)
3.Значительная возвышенность над местностью.(ГОРА)
4.Модель земного шара.(ГЛОБУС)
5.Название горной бурной реки Осетии.(ФИАГДОН)
6.Что добывают шахтёры?(УГОЛЬ)
7.Все что нас окружает, но не сделано руками человека.(ПРИРОДА)
8.Республика Северная Осетия-( Алания)
-Прочитайте слово, которое получилось по вертикали . (ЭКОЛОГИЯ)
3-й слайд (определение)
Слово экология произошло из греческих слов: «Эко» - дом, жилище, «Логос» - наука. Наука о доме.
- Как выдумаете, какой дом изучает эта наука?(Общий дом для всех-Землю)
Мы все стараемся создать уют, чистоту в своем доме. Но ведь за порогом – тоже наш дом. Наш дом – это наш город, республика, страна, планета. И от каждого из нас зависит, чтобы она оставалась такой же прекрасной. Чтобы на ней были голубые озера, а не грязные лужи, зеленые леса и прекрасные луга, а не горы мусора. Почему же мы говорим, что природа в опасности?
Закрепление нового(групповая работа)
Каждая группа должна подготовить небольшое сообщение о ранах природы, которые наносит ей человек.(задания на листиках)
1-й группа готовит сообщение о «МАЛЕНЬКИХ РАНАХ ПРИРОДЫ»
2-я группа – о «БОЛЬШИХ РАНАХ»
(Пока группы работают, звучит тихая музыка)
Ребята I группы! Что вы подготовили для нас?
(о маленьких ранах)
Ребята II группы сейчас нам расскажут о больших ранах природы.
Ребята третьей группы расскажут о том, что нужно делать для того, чтобы эти раны залечить.
Физминутка (зарядка под песню «ДОРОГОЮ ДОБРА»
Если мы будем бережно относиться к природе, заботиться о ней, то она будет нас радовать своей красотой.
.
- Что подготовили нам ребята из 4-й группы?
(о промышленных предприятиях нашей республики)
4-ый слайд
-Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми правилами друзей природы. Посмотрите на знаки и попробуйте сформулировать эти правила сами.
5-ый слайд
Работа с учебником (стр.74)
Игра «Закончи предложение»
Не рви …
Не ломай …
Не разжигай …
Сохрани ….
Не бросай …
Не бери домой…
Не разоряй…
Не трогай…
Национально –региональный компонент(рассказывает ученик под осетинскую музыку)
Расугъд у Ирыстоны ардз. Барзондай фалгасынц рухс цастай анусон цъитита. Ныгъуылынц хахты цъуппыта камдар арвы цъахы.Фидарай лаууынц фарсай – фарстам рагон къадзахта.Арттивынц ранай ран къултазалдаг кардагай, баластай. Дала камтты нарагай хъуысы доны хъалаба. Расугъд у Ирыстон!
-Но в Осетии тоже есть много исчезающих видов животных и растений.
Посмотрите на красную книгу Северной Осетии! Сколько животных и растений , которым требуется наша помощь!(доклады детей об исчезающих видов животных и растений РСО-А)
Работа с учебником.
Работа с раздаточным материалом
(у детей разные рисунки исчезающихвидов животных и растений).
-Возьмите цветные карандаши и раскрасьте рисунки животных и растений такими цветами,какими выих представляете.(звуки леса)
(Чтение выводов по учебнику ( с.77)0
VI. Рефлексия.
Мне понравилось…
Я узнал…
Я понял …
Я думаю …
Я надеюсь…
Меня удивило…
-Так,что значит: «Охранять природу- значит, охранять Родину»?(ответы групп)
- Заканчивая урок, хочется верить, что стихотворение, которое прочитает Настя, станет заветом нам всем.
Любите родную природу-
Озера, леса и поля.
Ведь эта же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди все вместе
Мы к ней относиться добрей!
(Дом. задание на экране)