Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Пашково
Земетчинского района Пензенской области
Конспект урока окружающего мира
«Великий круговорот жизни»
(3 класс)
Учитель первой категории:
Афанасьева Галина Дмитриевна
Цели урока:
-ознакомление учащихся с круговоротом жизни на Земле;
-развитие умения поиска и отбора нужной информации,
умения выражать свои мысли, работать в группах, корректировать свои действия;
-воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование:
-схема круговорота жизни в природе,
-презентация, включающая фрагмент мультфильма «Король Лев».
Форма проведения урока:
- «путешествие» на планету Земля
Ход урока.
Оргмомент.
_Дети, сегодня на уроке мы в очередной раз будем исследователями
с планеты нашего друга Янта.(Показ рисунка)
Нам предстоит полёт на планету Земля.
Актуализация знаний для изучения нового материала.
- Я внимательно изучила ваши прошлые отчеты об исследовании и осталась вами довольна.
Но мне, как координатору ваших исследований стало известно, что на планете Земля существует ВЕЛИКИЙ КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ.
-Что это такое, я затрудняюсь вам объяснить. А вы, мои маленькие исследователи, должны это выяснить и доложить мне.
-Итак, проводить исследование будем четырьмя группами.
Командиры групп (назвать), обеспечьте членов группы средствами связи и доложите о готовности к полёту!
(Дети одевают «шлемофоны». Командиры докладывают о готовности к полёту.)
- Молодцы! А теперь - в полёт!
3 Изучение нового учебного материала.
- Мы на планете Земля. Всем быть предельно внимательными, сосредоточенными, вежливыми.
-Мои знания и опыт исследований подсказывают, что земляне пользуются мудрыми книгами- учебниками. Посмотрим, что сами жители планеты пишут о загадочном Великом круговороте жизни.
(Дети самостоятельно добывают знания, читая текст в учебнике)
- Итак, что же вы важного узнали о круговороте жизни?
(Дети называют основные звенья круговорота жизни)
- А теперь я предлагаю более подробно разобраться, как же происходит круговорот жизни)
1 группа исследует, что являются производителями
2 группа исследует, кто же производители
3 группа узнают и доложат о разрушителях
4 группа исследует, какую роль в круговороте жизни играет почва
(Дети работают в группах)
-Мои маленькие исследователи, я жду ваших докладов.
(Рассказы детей. Каждая группа докладывает о своём исследовании)
-Итак, давайте ещё раз уточним:
1) Какие звенья круговорота жизни?
2) Почему растения названы производителями?
3) Почему животные – потребители?
4) Какие организмы названы разрушителями?
5)Какова их роль в круговороте жизни?
6) Какова роль почвы в круговороте жизни?
Вывод:
Все живые организмы и почва- участники круговорота жизни на планете Земля.
- Вы так хорошо поработали! Мне хочется вас порадовать. Внимание на экран.
(Демонстрируется фрагмент мультфильма «Король Лев»)
- Какие мудрые слова сказал лев Муфаста своему сыну Симбе?
(« Надо уважать все живые существа – от ползающих муравьёв до несущихся антилоп.»)
4.Закрепление изученного материала.
- Перечитайте ещё раз слова, которые сказал Муфаста львёнку Симбе.
Почему он говорил о том, что нужно « уважать все живые существа»?
Как бы учёный-эколог дополнил слова Льва о круговороте жизни, чтобы объяснение было более точным?
-Представьте, что на Земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота
жизни.
Опишите словесно, что будет происходить, если исчезнут: а) растения; б) животные; в) грибы и бактерии; г) почва.
- А сейчас, чтобы завершить ваши исследования, вам нужно сделать записи в бортовых журналах. Откройте и заполните их.
(Дети выполняют задания в тетрадях.)
5 Рефлексия.
-Наше исследование завершено. Все молодцы!
Я предлагаю вам остаться на планете Земля, так как следующая тема исследования очень интересная-« Организм человека».
- Кто знает, может быть, изучив эту тему, мы навсегда останемся на планете Земля и станем её жителями- землянами? До новых исследований!