Конспект урока письма и развития речи в 7 классе
«Обращение. Употребление обращения в диалоге».
Цель: закрепить знания обучающихся об обращении, формировать навык употребления обращения в диалоге.
Задачи:
образовательные:
- закреплять знания обучающихся об обращении;
- совершенствовать навык нахождения обращения в предложении;
- развивать умение точно употреблять обращения в речи, подбирать пропущенные в диалоге обращения;
коррекционно-развивающие:
- развивать речь обучающихся, мыслительные процессы анализа и синтеза;
воспитательные:
- воспитывать познавательную активность, настойчивость в достижении цели.
Оборудование: проектор, слоги для словарной работы, карточки для игры «Третий лишний», картинки к упражнению, презентация к уроку.
Ход урока:
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами! Улыбнитесь друг другу, пусть у всех будет хорошее настроение.
Всем, всем, добрый день!
Прочь с дороги нашей лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
- Лень мы прогнали, и теперь я надеюсь, что вы будете внимательными и активными, дружно потрудитесь, чтобы урок был для каждого успешным.
-Откройте тетради и запишите число. Подчерните орфограммы в записи.
Актуализация знаний
Словарная работа
Ребята, вам нужно составить из данных слогов словарное слово. (Со бе сед ник). Запишите его в тетрадь, обозначьте орфограмму. Вспомните, что оно обозначает.
Собеседник – участник беседы, разговора.
Игра «Третий лишний».
На карточках записаны три предложения. Прочитайте предложения и определите, какое из них лишнее. Почему?
Мой брат рассказал интересную историю. Дедушка, ты интересный собеседник. Обязательно прочитай эту книгу, Коля.
Запишите предложение со словом «собеседник». Подчеркните в нем обращение. (На доске)
Беседа
- Вспомните, что называется обращением. (Обращение – это слово или словосочетание, которыми называешь собеседника, обращаясь к нему.)
- Для чего используют обращения в речи? (Для привлечения внимания собеседника).
- Как выделяются обращения в устной речи? (Обращения произносят с звательной интонацией) В письменной речи? (Выделяются запятыми).
- Где в предложении может стоять обращение? (В начале, середине и в конце предложения).
Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы продолжим работу над этой темой. Потренируемся в нахождении обращений. А также будем подбирать пропущенные в диалоге обращения.
Закрепление материала.
Самостоятельная работа (на карточках)
Ребята, вам нужно списать данные на карточке предложения и подчеркнуть обращения.
1 группа: Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее.
Вылезайте, муравьи, после зимней стужи.
Братец Январь, уступи мне на час свое место.
2 группа: Ты, царица, всех милее.
Братец Январь, уступи мне на час свое место.
Ребята, из каких произведений взяты данные предложения?
Физминутка Гимнастика для глаз
Проверка. Внимательно посмотрите, какие слова вы должны были подчеркнуть (на слайде).
Если нет ошибок, поднимите красную карточку.
Если 1-2 ошибки, поднимите синюю карточку.
Если 3 ошибки, поднимите зелёную карточку.
Работа с диалогом (стр. 29 упр. 34). Этот диалог взят из книги В. Бианки «Вести из леса». (показать книгу)
- Кто знает, что называется диалогом? Диалог – это разговор двух, а иногда нескольких лиц.
- Рассмотрите рисунок и назовите участников диалога.
- Прочитайте разговор Ворона с Зайцем, используя подходящие по смыслу данные в рамке обращения.
- Кто начинает разговор?
Задание. Списать диалог, вставляя обращения.
Помните, записывая диалог. Каждую реплику участников диалога начинаем писать с новой строки. (1 группа – записывает весь диалог, 2 группа – 6 реплик).
- Чем интересен разговор этих лесных жителей?
- Что понял Заяц?
V. Итог урока, выставление оценок.
Закончи предложения:
Обращение – это …
На письме обращения выделяются …
Обращения нужны для того, чтобы…
VI. Рефлексия
-Что на уроке было трудным?
-Какие задания оказались легкими?
-Оцените свою работу
(зеленый смайлик – хорошо поработал, все получилось
жёлтый – работал неплохо, но иногда ошибался
красный – допустил много ошибок)