Целевой блок |
Тема: | Письменное деление многозначного числа на двузначное |
Педагогическая цель: | Формирование у учащихся умения делить многозначные числа на двузначные письменным способом. |
Планируемые результаты: | Предметные: Освоение знаний по теме «Деление многозначного числа на двузначное»; формулирование алгоритма деления многозначного числа на двузначное; навык применения алгоритма деления при решении различного вида заданий. |
Личностные УУД: Осознавать личностный смысл учения; определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учёбе. |
Метапредметные УУД: Регулятивные: совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему; совместно формулировать тему и цели урока; планировать решение учебной задачи (выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритмических действий). Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера; самостоятельно находить способы решения проблемы. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
Инструментальный блок |
Задачи урока: | Образовательные: - расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов; освоение алгоритма деления на двузначное число; умение находить значение частного; совершенствование вычислительных навыков, навыков устного счёта; совершенствование умения работать в коллективе, в паре и самостоятельно. Развивающие: - развитие наблюдательности, внимания, памяти, логического мышления; активизация умственной деятельности; развитие коммуникативных умений. Воспитательные: - воспитание умения слушать, общаться, стремление сознательно соблюдать дисциплину; воспитание ответственности и добросовестного отношения к работе, уважительных и доброжелательных отношений к товарищам; пропаганда здорового образа жизни |
Тип урока: | Урок «открытия» знания |
Учебно – методический комплекс | Учебник Рабочая тетрадь Проектор Компьютер Презентация, разработанная учителем Линейка Мел Доска |
Организационно – деятельностный блок |
Основные понятия: | Деление, алгоритм, делимое, делитель, частное |
Организация пространства | Индивидуальная, парная формы работы. |
Межпредметные связи: | Русский язык, физкультура, окружающий мир, литература. |
Действия обучающихся | Учащиеся формулируют общую цель и задачи. Участие в обсуждении проблемы. Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. Формулировать собственное мнение. Оценивать правильность выполнения заданий |
Диагностика результатов урока (итог урока) | Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. |
Домашнее задание: | |
1. Организация начала урока.2 мин.
2. Актуализация знаний.5мин.
3. Постановка проблемы.5 мин.
4. «Открытие» детьми новых знаний. 12 минут .
5. Физминутка.1 мин.
6. Закрепление знаний 12мин
7. Итог урока. Рефлексия.3 мин.
Этап урока | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организация начала урока | -Начинаем ровно в срок наш любимейший урок. - Готовы все к уроку? - Сегодняшний урок я хочу начать с восточной мудрости. Давным-давно жили два мудреца. Один из них был очень мудрым, а другой ему завидовал. И чтобы показать себя мудрее первого, придумал каверзный вопрос. Он поймал бабочку, спрятал ее в кулаке и спросил у первого мудреца: «Живая она, или мертвая?» А сам подумал, если скажет: «Живая», сожму руку, и она умрет. Если скажет: «Мертвая»- выпущу, и она улетит. Он не угадает и опозорится. Но первый мудрец на вопрос «Живая она, или мертвая?» ответил: « Все в твоих руках». - Как вы думаете, в чём смысл притчи? - Прочитайте девиз нашего урока. Все в наших руках. - Как понимаете? - Какими нужно быть на уроке? - Сегодня на уроке нас ждут новые открытия. | да (видео – притча «Всё в твоих руках») | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | - Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; |
2.Актуализация знаний | 1. Вспоминаем то, что важно для урока. - Ребята, предлагаю провести разминку для ума. - Она нам поможет в нашей дальнейшей работе. Расстояние между двумя причалами на реке 160 км. Сколько времени потратит катер на путь от одного причала до другого, если его собственная скорость 36 км/ч, а скорость течения реки 4 км/ч. 1 вариант: катер движется по течению 2 вариант: катер движется против течения. - Продолжаем разминку для ума. 504 : 6 = 828 : 9 = 816 : 4 = 735 : 5 = 192 : 16 = 252 : 14 = - Ребята, у вас на партах карточки с выражениями. Работая в группах, разделите эти выражения на несколько групп. На выполнение задания вам дается 1 минута. Правила работы в группе Группы не соревнуются, а делают общее дело 1. Внимательно выслушай задание. 2. В группе нет главных, все члены команды равны. 3. Все члены команды должны принять участие в обсуждении. Никому «не спать»! 4. Выслушайте мнение каждого. 5. Выберите верную на ваш взгляд версию. 6. Выберите того, кто будет представлять решение группы. За результат работы отвечают ВСЕ! - На сколько групп разделили данные выражения? - Ребята, по какому принципу вы определили 2 группы? | Работа индивидуальная, оценка по критериям на доске, проверка по эталону работа в парах прогностическая и ретроспективная оценка в листах самооценки проверка по эталону. на две в зависимости от вида деления. В первом столбике – на однозначное, во втором столбике ––на двузначное число Работают на листочках (черновиках) Время работы – 2 минуты. Работают в группах От каждой группы выступают (представляют свою работу) | Личностные: самоопределение, смыслообразование Познавательные: выделение информации необходимой на уроке | - Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; |
3. Постановка проблемы(Целеполагание) | - Сравни выражения: 1764:6 1764:36 Все ли значения выражений вам легко было найти? Какое выражение вызвало затруднение? Как вы думаете, какова же тема нашего урока? Определите тему урока. | пределяют тему, цель урока под руководством учителя. (Тема нашего урока – деление многозначных чисел на двузначное). Цель нашего урока познакомиться с письменным алгоритмом деления многозначных чисел на двузначное число, когда в записи частного используется несколько цифр. | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: обосновывать своё суждение; анализировать способы вычисления. | - Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -Умение управлять своей познавательной деятельностью; |
4. Организация учебного процесса на этапе открытия нового знания | Предлагает рассмотреть решение на стр. 59. -Сколько цифр в частном? -Прочитайте объяснение и составьте алгоритм по опорным словам: выделяю…., определяю…, подбираю…., проверяю….. -Объясните решение примеров на стр. 59: 828:36 и 4725:63 - С опорой на алгоритм объясните решение примера. | Высказывают предположения. Читают объяснение на стр. 59, составляют алгоритм по опорным словам: 1. Выделяю первое неполное делимое. 2. Определяю количество цифр в значении частного. 3. Подбираю цифру частного. 4. Проверяю подобранную цифру. 5. Объясняют | Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают пропущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. | -Готовность получать необходимую информацию -Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность; |
5. Первичное закрепление | № 219 Выполните деление с подробным объяснением у доски. Остальные записывают в тетради Контролирует выполнение заданий | Выполняют задание на доске и в тетрадях с комментированием под руководством учителя:768 :24 =32 4088:73 = 56 2688:32 =84 3392 :53 =64 | Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания, Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, контролируют учебные действия, используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач | |
6. Физкультминутка | -Мы поработали, а теперь время отдохнуть. Встанем, надо отдохнуть, Наши пальчики встряхнуть. Поднимайтесь, ручки, вверх, Шевелитесь, пальчики, – Так шевелят ушками Серенькие зайчики. Крадемся тихо на носочках, Как лисы бродят по лесочку. Волк озирается кругом, И мы головки повернем. Теперь садимся тише, тише – Притихнем, словно в норках мыши. | Выполняют упражнения | | Умение организовывать свою деятельность |
7. Практическая деятельность | -Прочитайте задачу № 220. - Как кратко записать условие задачи? -Можно ли сразу узнать, на сколько больше доставлено тонн извести, чем цемента? Почему? Что можно найти в первом действии? Во втором? Сколько действий в задаче? Запишите решение задачи. И ответ -Выполните самопроверку по слайду Теперь выполним самостоятельную работу в группах. Задача №222 Группа, выполнившая работу – записывает решение на доске. | После чтения задачи записывают краткое условие задачи. Заполнение данных выполняют в парах. После анализа записывают решение самостоятельно. Поверяют решение по слайду. 1)3360 :10 = 336 (т.)- привезли извести; 2) 3360 :12 = 280 (т.) - привезли цемента; 3) 336 – 280 =56 (т.) Ответ: извести привезли на 56 т больше, чем цемента. Решение: 350 : (52 – 47) = 70 (кг)- получили с одного улья; 79∙47 =3290 (кг) – меда собрали с первой пасеки; 70 ∙ 52 = 3640 (кг) – меда собрали со второй пасеки Ответ: с первой пасеки собрали 3290 кг меда, а со второй – 3640 кг меда. | Познавательные: П- проводят анализ, синтез; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов; выстраивают логическую цепь рассуждений и доказательств; используют математические термины, символы, знаки. Личностные - осуществляют смыслообразование, осознают ответственность за общее дело; проявляют интерес к предмету | -Умение управлять своей познавательной деятельностью; |
7.Итог урока Выставление оценок | Завершается урок. Он пошёл ребятам впрок? - С каким новым способом деления мы с вами сегодня познакомились? - Какова была цель урока? - Достигли вы этой цели? - Ребята, а в жизни, где нам пригодятся эти умения? Самооценка: Я все понял на уроке и могу объяснить товарищу Я усвоил тему, но объяснить не могу Эта тема для меня трудная -Оцени работу соседа по парте. -Оценки за урок получают… | -Письменное деление на двузначное число | Личностные: Понимать значение знаний для человека и принимать его; Регулятивные: Структурировать знания; | Перерабатывать полученную информацию |
8. Домашнее задание | Поясняет задания для домашней работы. Повторить алгоритм деления на двузначное число. Стр. 59, № 219 (3ст), №221, 223 - Благодарю вас за хорошую работу. | Задают уточняющие вопросы по выполнению домашнего задания. Записывают домашнее задание в дневник | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств её выполнения. | Перерабатывать полученную информацию |