Тема: Географическое положение России.
Тип урока | Урок актуализаций знаний и умений. |
Цели | Изучить географическое положение России и выявить их влияние на природу и хозяйственную деятельность населения. |
Средства обучения | Мультимедийное сопровождение, учебник, тетрадь, ручка, физическая и политическая карта России, политическая карта мира. |
План урока | 1. Положение на материке. 2. Крайние точки. 3. Пограничные государства. |
Методы и формы обучения | Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый. Формы: индивидуальный, групповая, фронтальный. |
Основные понятия | Крайние точки, пограничные государства. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Формирование знаний о географическом положении России и его влияние на природу и хозяйственную деятельность населения страны. Уметь характеризовать географическое положение России. | Познавательные: Уметь определять поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения. Коммуникативные: умение выслушивать собеседника и общаться на заданную тему Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; внесение необходимых корретив в план и способ действий. Осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция.. | Осознать, что географическое положение страны- одна из важных особенностей ее развития. |
Структура урока.
I. Мотивация к учебной деятельности.
Проверка готовности к уроку.
Проверка д/з.
II. Актуализация знаний.
- Что изучается в курсе физической географии России? (физическая география России изучает природу и природные ресурсы России – страны, имеющей самую большую площадь среди всех государств мира, разнообразные природные условия, богатейшие природные ресурсы.)
- Как, на Ваш взгляд, можно изучить природу России? Назовите два пути изучения. (Первый путь – изучение отдельных компонентов природы: климата, рельефа, почв, вод, растений, животных. Изучение свойств компонента, особенностей изменения во времени и в пространстве на территории России. Каждый компонент природы изучается конкретными специалистами.
Второй путь – изучение природных компонентов во взаимосвязи в составе природных комплексов. Анализ взаимосвязей компонентов, т. е комплексное изучение.)
- При помощи каких источников можно добыть необходимую информацию при изучении данного вопроса? (учебник, карты, справочники, СМИ, интернет и др.)
- Какие способы получения информации о природе используются наукой географией? (наблюдение со спутников, аэрофотосъемка, автоматические метеонаблюдения, экспедиции.)
- Как можно выразить полученные результаты исследования? (в картах, текстах, графиках, таблицах, фотографиях, кинофильмах.)
III. Изучение нового материала.
- Давайте вспомним, что такое географическое положение? (адрес какого-либо объекта)
Тема нашего сегодняшнего урока так и называется «Географическое положение России» (записывают в тетрадь)
Вспомним план характеристики географического положения страны (стр.295)
Россия – самое большое государство по площади, имеет площадь 17,1 млн.км2; чуть меньше Южной Америки-17,8 млн. км2
- Сравните площадь России с площадью материков и крупнейших государств. (Россия – самое крупное государство мира. Её площадь 17,1 млн.км2, что примерно равно площади Южной Америки- (17,8 млн.км2). Россия занимает 13 часть площади Евразии, более чем в 2 раза больше Австралии, почти в 2 раза больше по площади Канады, Китая, США). Площадь записывают в тетрадь.
- Россия расположена на материке Евразия, в двух частях света – Европе и Азии. Вспомните, где проходит условная граница между Европой и Азией? (условная граница проходит по Уральским горам, по 600 в.д. (серебряный меридиан) по реке Эмбе, по Прикаспийской низменности к реке Куме – по Кумо-Манычской впадине, к Азовскому морю – по Керченскому поливу.)
- В каком полушарии мы живем? (В северном).
- Найдите крайние точки России.
Крайние точки и стороны горизонта записывают в тетрадь, создавая таблицу.
Сторона горизонта | Название крайней точки | Координаты |
Север | м. Челюскин(материковая), м. Флигели (островная) | |
Юг | г. Базардюзю | |
Запад | Песчаная коса Гданьского залива | |
Восток | м. Дежнева (материковая), о. Ротманова (островная) | |
С какими странами граничит Россия? (учащиеся находят государственные границы с Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Беларусью, Украиной, Польшей. Страны Закавказья – Азербайджан и Грузия. Граница проходит по Главному Водораздельному хребту Кавказских гор. Азиатские соседи – Казахстан, Китай, Монголия; с этими государствами у России самые протяженные границы)
А теперь давайте создадим в тетради таблицу и запишем страны соседи по отношению к сторонам горизонта.
Стороны горизонта |
Северные соседи | Южные соседи | Западные соседи | Восточные соседи |
Морская граница | Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, КНДР, Китай | Норвегия, Финляндия, Польша, Украина, Белоруссия, Латвия, Литва, Эстония | Япония, США |
- Что значит «морская граница»? («морская граница» проходит в 12 милях (22,2 км) от берега.)
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного.
Географическое положение России имеет как положительные, так и отрицательные черты.
Положительные черты:
1) большая площадь России – это, как правило, означает богатство природными ресурсами;
2) наличие морских границ. Свободный выход в океан.
3) расположение большей части страны в умеренных широтах.
Отрицательные черты:
1) Моря России замерзают на длительный период, что затрудняет судоходство.
2) часть площади России лежит за северным полярным кругом (суровый климат).
3) огромная территория требует больших транспортных расходов.
V. Итоги урока. Рефлексия.
- Что узнали на уроке?
- Чему научились?
- В чем испытали затруднения?
Домашнее задание.
§ 1 стр.6-13
Работа в контурной карте:
1. Отметить государственную границу России.
2. Подписать пограничные государства.
3. Отметить крайние точки, подписать их координаты.
4. Подписать природные рубежи России (остров Ратманова, Кавказ, Прикаспийская низменность, Алтай, проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза).
5. Подписать моря, омывающие территорию России.