Конспект открытого урока географии
по теме: «Гидросфера.».
Ф.И.О.: Рыженкова Татьяна Васильевна
Место работы: Дубровская ООШ Брасовского района
Должность: учитель географии
Предмет: география
Класс: 6 класс
Тема урока: «Гидросфера .Вода на Земле».
Базовый учебник: «География» 6 класс. Автор учебника: Т.П. Герасимова Издательство: : «Дрофа», Москва, 2013
Цель (для учителя): сформировать представление о составе гидросферы и значении Мирового круговорота воды в природе, используя различные педагогические технологии.
Цель (для учащихся): познакомиться с водной оболочкой Земли и ее составными частями.
Задачи (для учителя): 1.сформировать понятие «гидросфера» , познакомить с ее составом; 2. рассказать о значении Мирового круговорота воды в природе ; 3.способствовать развитию умения работать с иллюстрациями и текстом учебника, уметь анализировать полученную информацию ; 4.развивать эстетические способности учащихся при составлении схемы Мирового круговорота воды ; 5.воспитывать бережное отношение к водным ресурсам планеты.
Задачи (для учащихся): 1.познакомиться с понятием «гидросфера»; 2.научиться составлять схему Мирового круговорота воды в природе и объяснять по ней принцип его действия; 3.научиться работать с картой атласа «Гидросфера Земли» и выделять ее составные части.
8.Тип урока: урок открытия новых знаний.
9.Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Образовательные ресурсы: учебник по географии 6 класс, атлас по географии, настенная физическая карта полушарий.
Ход урока:
I.Организационно – мотивационный этап: (1 мин.)
-Работайте старательно и посмотрите на свой стол внимательно.
На нём в определенной последовательности разложены карточки с заданиями. Брать и работать с ними только по моей команде. Возьмите оценочный лист и подпишите его.
II.Процессуально – содержательный этап:(3 мин.)
_ -Послушайте мой рассказ и определите , пожалуйста, о чём будем вести разговор на уроке.
1. Рассказ учителя ( учитель читает текст –вхождение в тему).
Известно, что из всех планет Солнечной системы она есть только на нашей планете.
Она содержится в клетках любого живого организма, она является средой обитания и размножения всех в ней живых организмов.
Когда в шахтах случаются аварии, шахтеры остаются под землей отрезанными от выхода на поверхность. На спасение людей есть всего 8 дней, т.к. без неё человек не может прожить более 8 суток. Дальше происходит смертельно опасное состояние организма.
Без неё не вырастить урожай. Она – уникальный минерал, без которого не происходит рост и развитие живых организмов.
_- О чём мы будем говорить на уроке ? ( о воде)
2. Актуализация знаний (Говорит учитель).- Главной особенностью строения Земли является то, что она состоит из нескольких вложенных друг в друга, взаимосвязанных, взаимопроникающих геосфер или земных оболочек. Понятно, что невозможно познать Землю, не изучив её оболочек.
------Вспомним оболочки Земли! (вопрос к классу)
Оболочки Земли
Литосфера Гидросфера Атмосфера Биосфера
(слайд 1)
--------Какую из них вы изучили?
(литосфера)
-Сегодня будем изучать другую оболочку Земли – гидросферу.
Как вы думаете, что обозначает слово гидросфера?
Чтобы ответить на этот вопрос, решите ребус:
(слайд)
(на доске)
– вода
Таким образом, гидросфера – это водная оболочка Земли. Значит тема нашего урока: «Вода на Земле».
Как вы думаете, какие цели поставим на уроке?
(слайд 2 )
III. Постановка целей и задач на уроке :
Цели урока:
Знать:
- состояние воды в гидросфере;
- состав гидросферы;
- особенности Мирового круговорота воды.
2) Уметь:
- систематизировать материал;
- описывать Мировой круговорот воды;
- устанавливать взаимосвязь между процессами в природе.
Добиваться поставленных целей мы будем через план урока: (слайд)
Значение воды..
Состав гидросферы.
Состояние воды в гидросфере.
Мировой круговорот воды в природе.
5. Нарушение Мирового круговорота воды в результате хозяйственной деятельности человека.
IV.Объяснение значения эпиграфа к уроку:
Эпиграфом к уроку будут слова
французского летчика и писателя Антуане де Сент- Экзюпери: «Вода! Нельзя сказать , что ты необходима для жизни: ты сама жизнь» (на доске).
-Как вы понимаете значение этих слов?
V.Основная часть:
---Мы продолжаем изучать оболочки нашей Земли, и темой нашего сегодняшнего урока будет «Гидросфера».
1. Значение воды
а)Сообщение
уч-ся:
Воду можно назвать самым ценным минералом нашей планеты. В самом деле, что может быть ценнее? Может быть алмаз? Разумеется, по денежной стоимости вода алмазу не соперник, но есть и другая мера ценности. Ученые давно нашли замену и золоту, и алмазу, сейчас наша промышленность может обойтись и без природных алмазов. А вот без воды не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем. Неудивительно, что люди всегда олицетворяли воду. Именно в воде возникли первые живые существа. Это были маленькие одноклеточные белковые комочки, плавающие по воле волн в океане. Прошло много миллионов лет, прежде чем живые существа населили сушу.
Водные массы оказывают влияние на климат континентов, водные потоки формируют поверхность нашей планеты: в одних местах они разрушают горные породы, в других создают обширные низменности. На нашей планете нет такого места, где совсем бы не было воды. Даже в самой сухой пустыне атмосфера содержит некоторое количество водяного пара.
-Давайте посмотрим на глобус, на карту полушарий. Большую часть земного шара занимает суша или вода? Верно, большая часть нашей планеты покрыта водной оболочкой – гидросферой. Если бы ее можно было распределить по всей поверхности, то наша планета окуталась бы четырёхкилометровым водным покрывалом.
б) (беседа с учащимися)(1 мин.)
Каково значение воды?
Вода – как универсальный растворитель: в ней, хотя бы в малой степени, способен раствориться любой из химических элементов.
Вода – удивительный и мощный фильтр атмосферы (воздушной оболочки Земли). Капли дождей захватывают пыль и ядовитые газы, выбрасываемые в атмосферу.
2)О состояних воды: - Предлагаю отгадать загадку.
Загадка: Я и туча, и туман, и ручей, и океан.
Я летаю, я бегу и стеклянной быть могу.
Что это? (- вода)
В этой загадке скрываются три состояния воды, – какие?
- жидкое
- газообразное
- твёрдое
- Удивителен этот минерал ещё и тем, что может находиться в трех состояниях: в жидком, твердом и газообразном.
3. Гидросфера состоит из нескольких частей.(5 мин.)
а). Работа по рисунку 46 на стр. 69 учебника и текста учебника с. 68.
- Попробуйте самостоятельно, используя «Физическую карту полушарий» в атласе и текст учебника , определить части гидросферы и заполнить таблицу. Работать будете в группе . В течение 2 – 3 минут закрыть схему предложенными понятиями.
Какие части гидросферы выделили?
Что входит в Мировой океан?(горько-солёные воды)
(показ по настенной «Физической карте полушарий»)
Что входит в «воды суши»? ( реки, озёра, ледники , подземные воды и др.)
Что относим к воде в атмосфере? (водяной пар, капельки воды и кристаллики льда)
(слайд)
СОСТАВ ГИДРОСФЕРЫ
Мировой
океан
Вода
суши
Вода в
атмосфере
- Индийский - реки - водяной пар
- Тихий - озёра - кристаллики льда
- Северный Ледовитый - ледники - капельки воды
- Атлантический - грунтовые воды
- Южный океан
(слайд)
Заполнить оценочный лист
(слайд) (2 мин.)
4.Значение гидросферы. (слайд)
*Основа живой клетки.
*Среда обитания и размножения живых организмов.
*Участвует в Мировом круговороте воды.
*Отдаёт суше накопленное тепло.
*Смягчает и увлажняет климат.
6. Биологическое значение воды.
Обезвоживание организма:
Главные признаки – боль, одышка и аллергия.
Потеря 10% воды- неоьратимые изменения в организме.
Потеря 15- 20% воды при 300 С – смерть.
5. Физминутка.(1 мин.)
- Представьте, что каждый из вас « молекула воды» и изобразите, что происходит с молекулами воды:
в паре над кипящим чайником;(разбежались)
в стакане воды, которую поставили в холодильник;(сжались)
в чайнике, который поставили на огонь.(на расстоянии)
(Дети должны «изобразить» молекулы
Где можно наблюдать эти состояния воды?( с. 69 учебника)
(5 мин.)
7 . Мировой круговорот воды в природе.
Может ли вода перейти из одного состояния в другое и при каких условиях?
(Мировой круговорот воды в природе)
а) Попробуйте самостоятельно составить схему «Мирового круговорота воды», для этого работаете в группе, с карточкой под номером – 2.
Посмотрите: укажите стрелками в каком направлении идут процессы в Мировом круговороте воды. На выполнение работы 1 минута.
(слайд)
Заполнить оценочный лист
Под действием солнечного тепла, что происходит с водой? Она испаряется с поверхности океана и поступает в атмосферу. Что происходит в атмосфере? Водяной пар охлаждается и превращается в капельки воды, т. е. конденсируется. Капельки воды и кристаллики льда образуют что? (облака). Что дальше? Из облаков выпадает дождь, снег. Выпавшие осадки частично просачиваются вглубь, пополняя запасы почвенной влаги и подземных вод. А другая часть? (стекает в реки и другие водоёмы). Затем всё это возвращается куда? (в Мировой океан). С поверхности океана вода вновь испаряется и процесс продолжается.
Итак, ещё раз как называется процесс перемещения воды из океана на сушу и с суши в океан? (Мировой круговорот воды)
Интересно, что с поверхности Мирового океана и суши за год испаряется 520.000 км3 воды, которая затем превращается в такое же количество дождя, снега и льда. Исходя их этих данных мы воду отнесём к исчерпаемым источникам Земли или неисчерпаемым?
(неисчерпаемым)
(5 мин.)
б) Следующее задание: возьмите карточку под номером – 3. Переверните. Работать будете в группе. Задание: установить соответствие между определением и понятием. На всю работу 2 минуты.
(слайд)
Задание: установите соответствие
1. Испарение. А. Переход воды из жидкого состояния в твёрдое.
2. Замерзание (кристаллиз.) Б. Переход воды из газообразного состояния в жидкое.
3. Конденсация. В. Переход воды из жидкого состояния в газообразное.
4. Таяние (плавление) Г. Переход воды из твёрдого состояния в жидкое.
Проверка: (слайд)
Ответы: 1 – В; 2 – А; 3 – Б; 4 – Г.
Заполнить оценочный лист
(5 мин.)
6.Дома вы должны были подумать, влияет ли человек на процесс круговорота воды в природе? (да)
Каким образом?
VI . Этап закрепления (проверка изученного материала):(4 мин.)
-Сейчас проверим, как вы усвоили материал урока:
1) С каждым годом потребление воды растёт.
-Откуда берётся энергия для совершения круговорота?
(Это энергия Солнца и сила притяжения Земли)
- Назовите начальное звено Мирового круговорота?
(океан)
- Почему океан солёный, а испарившаяся вода поступает в облако уже пресная?
(С поверхности океана испаряется только пресная вода, а растворённые в ней вещества остаются)
-Что произойдёт , если осадки перестанут выпадать на сушу?
( На суше исчезнет вода- она вся испарится, и тогда исчезнет жизнь)
-Почему мы не беспокоимся о том, что вода на Земле может закончиться?
-Почему не иссякают воды на суше и в океанах?
(Потому что существует Мировой круговорот воды)
-Какие оболочки Земли объединяет Мировой круговорот?
( Литосферу , гидросферу, атмосферу, биосферу)
-В чём значение Мирового круговорота воды?
Это непрерывный процесс перемещения воды из океана на сушу и с суши на океан.
VII Подведение итогов. (3 мин.)
И вновь обращаемся к целям урока Достигли ли мы их? :(слайд)
Ответьте на вопросы:
На уроке я работал активно/пассивно
Своей работой на уроке я доволен/не доволен
Материал урока мне был полезен/бесполезен
При решении заданий я испытывал трудности/всё получалось
Считаю, мне нужно обратить внимание на ________________________________
Отметка за урок :
Я считаю, что поработал на _____
Отметка учителя_________
VIII Задание на дом. Параграф 23, Составить рассказ о капельке. ( стр. 70 задание 7)
Благодарю за урок!
Дидактическая цель урока: продолжить формирование понятий о взаимосвязи и взаимообусловленности объектов и явлений.
Задачи:
- обучающие: создать условия для развития самостоятельности мышления учащихся при организации деятельности по изучению водной оболочки Земли – гидросферы.
- развивающие: способствовать развитию умений выделять главное, существенное в учебном материале; обеспечить развитие у школьников переносить ранее полученные знания на новый учебный материал; способствовать развитию умений описывать Мировой круговорот воды – как природное явление;
- воспитательные: способствовать положительной мотивации учебной деятельности; содействовать формированию коммуникативных навыков при работе в группах; способствовать формированию экологического мышления у учащихся.
9. Планируемые результаты:
Личностные: самоопределение – система заданий, ориентирующая учащихся определить, какие знания по заданной теме известны, а какие нет. Формирование основ экологической культуры. Осознание взаимосвязи явлений и процессов в Мировом круговороте воды в природе.
Предметные:
знать значение воды в природе;
знать состав гидросферы;
умение называть и показывать по карте части гидросферы (океаны, внутренние воды);
знать три состояния воды;
умение приводить примеры перехода воды из одного состояния в другое;
определить условия перехода воды из одного состояния в другое;
объяснять процесс Мирового круговорота воды и его роль в природе;
определить влияние человека на процесс круговорота воды в природе.
Межпредметные:
Личностные: экологическая ориентация – работа с текстом, в котором обсуждаются экологические проблемы, связанные с водой.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в учебнике, картах атласа; работа со схемами; работа с текстом: поиск нужной информации в тексте; постройка логической цепи рассуждений (Мировой круговорот воды в природе).
Регулятивные: направлены на формирование контрольно – оценочной деятельности: планировать свою деятельность (в начале урока), оценивать результаты своей деятельности; анализировать собственную работу: соотносить план и совершённые операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.
Коммуникативные: умение объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать свой ответ; умение организовывать совместную работу, взаимопомощь (работа в гуппах).
Оболочки Земли
Литосфера Гидросфера Атмосфера Биосфера
(слайд 1)
Оболочки Земли
Оболочки Земли
Оболочки Земли
(слайд 2)
III. Постановка целей и задач на уроке :
Цели урока:
Знать:
- состояние воды в гидросфере;
- состав гидросферы;
- особенности Мирового круговорота воды.
2) Уметь:
- систематизировать материал;
- описывать Мировой круговорот воды;
- устанавливать взаимосвязь между процессами в природе.
(слайд 3 )
Добиваться поставленных целей мы будем через план урока:
1.Значение воды..
2 .Состав гидросферы.
3.Состояние воды в гидросфере.
4.Мировой круговорот воды в природе.
5. Нарушение Мирового круговорота воды в результате хозяйственной деятельности человека.
(слайд 4) Карточка 1.
____________________ __________________
____________
- Индийский - реки - водяной пар
- Тихий - озёра - кристаллики льда
- Северный Ледовитый - ледники - капельки воды
- Атлантический - грунтовые воды
- Южный океан
Карточка 1.
____________________ __________________
____________
Карточка 1.
____________________ __________________
____________
Карточка 1.
____________________ __________________
____________
- Индийский - реки - водяной пар
- Тихий - озёра - кристаллики льда
- Северный Ледовитый - ледники - капельки воды
- Атлантический - грунтовые воды
- Южный океан
- Индийский - реки - водяной пар
- Тихий - озёра - кристаллики льда
- Северный Ледовитый - ледники - капельки воды
- Атлантический - грунтовые воды
- Южный океан
- Индийский - реки - водяной пар
- Тихий - озёра - кристаллики льда
- Северный Ледовитый - ледники - капельки воды
- Атлантический - грунтовые воды
- Южный океан
Карточка 2.
Схема «Мирового круговорота воды»
Посмотрите: укажите стрелками в каком направлении идут процессы в Мировом круговороте воды. На выполнение работы 1 минута.
Карточка 2.
Схема «Мирового круговорота воды»
карточка под номером – 2.
Посмотрите: укажите стрелками в каком направлении идут процессы в Мировом круговороте воды. На выполнение работы 1 минута.
Карточка 2.
Схема «Мирового круговорота воды»
карточка под номером – 2.
Посмотрите: укажите стрелками в каком направлении идут процессы в Мировом круговороте воды. На выполнение работы 1 минута.
Оценочный лист
1. Оболочки Земли
2.
____________________ _________________
_________
Карточка 2.
3.Схема «Мирового круговорота воды»
Посмотрите: укажите стрелками в каком направлении идут процессы в Мировом круговороте воды. На выполнение работы 1 минута.
Заполнить оценочный лист
Под действием солнечного тепла, что происходит с водой? Она ________с поверхности океана и поступает в ___________. Что происходит в атмосфере? Водяной пар охлаждается и превращается в капельки _________, т. е. конденсируется. Капельки воды и кристаллики льда образуют что? (________________) . Что дальше? Из облаков выпадает __________, снег. Выпавшие осадки частично просачиваются вглубь, пополняя запасы почвенной влаги и подземных вод. А другая часть? ( ______________ ). Затем всё это возвращается куда? (_______________). С поверхности океана вода вновь испаряется и процесс продолжается.
Итак, ещё раз как называется процесс перемещения воды из океана на сушу и с суши в океан? (_________________________________)
Интересно, что с поверхности Мирового океана и суши за год испаряется 520.000 км3 воды, которая затем превращается в такое же количество дождя, снега и льда. Исходя их этих данных мы воду отнесём к исчерпаемым источникам Земли или неисчерпаемым?
Карточка 3.
Задание: установите соответствие
1. Испарение. А. Переход воды из жидкого состояния в твёрдое.
2. Замерзание (кристаллиз.) Б. Переход воды из газообразного состояния в жидкое.
3. Конденсация. В. Переход воды из жидкого состояния в газообразное.
4. Таяние (плавление) Г. Переход воды из твёрдого состояния в жидкое.
Оценочный лист
1. Оболочки Земли
2.
____________________ __________________
____________
Карточка 2.
3.Схема «Мирового круговорота воды»
Посмотрите: укажите стрелками в каком направлении идут процессы в Мировом круговороте воды. На выполнение работы 1 минута.
Заполнить оценочный лист
Под действием солнечного тепла, что происходит с водой? Она ________с поверхности океана и поступает в ___________. Что происходит в атмосфере? Водяной пар охлаждается и превращается в капельки _________, т. е. конденсируется. Капельки воды и кристаллики льда образуют что? (________________) . Что дальше? Из облаков выпадает __________, снег. Выпавшие осадки частично просачиваются вглубь, пополняя запасы почвенной влаги и подземных вод. А другая часть? ( ______________ ). Затем всё это возвращается куда? (_______________). С поверхности океана вода вновь испаряется и процесс продолжается.
Итак, ещё раз как называется процесс перемещения воды из океана на сушу и с суши в океан? (_________________________________)
Интересно, что с поверхности Мирового океана и суши за год испаряется 520.000 км3 воды, которая затем превращается в такое же количество дождя, снега и льда. Исходя их этих данных мы воду отнесём к исчерпаемым источникам Земли или неисчерпаемым?
Карточка 3.
Задание: установите соответствие
1. Испарение. А. Переход воды из жидкого состояния в твёрдое.
2. Замерзание (кристаллиз.) Б. Переход воды из газообразного состояния в жидкое.
3. Конденсация. В. Переход воды из жидкого состояния в газообразное.
4. Таяние (плавление) Г. Переход воды из твёрдого состояния в жидкое.
Оценочный лист
1. Оболочки Земли
2.
____________________ __________________
____________
Карточка 2.
3.Схема «Мирового круговорота воды»
Посмотрите: укажите стрелками в каком направлении идут процессы в Мировом круговороте воды. На выполнение работы 1 минута.
Заполнить оценочный лист
Под действием солнечного тепла, что происходит с водой? Она ________с поверхности океана и поступает в ___________. Что происходит в атмосфере? Водяной пар охлаждается и превращается в капельки _________, т. е. конденсируется. Капельки воды и кристаллики льда образуют что? (________________) . Что дальше? Из облаков выпадает __________, снег. Выпавшие осадки частично просачиваются вглубь, пополняя запасы почвенной влаги и подземных вод. А другая часть? ( ______________ ). Затем всё это возвращается куда? (_______________). С поверхности океана вода вновь испаряется и процесс продолжается.
Итак, ещё раз как называется процесс перемещения воды из океана на сушу и с суши в океан? (_________________________________)
Интересно, что с поверхности Мирового океана и суши за год испаряется 520.000 км3 воды, которая затем превращается в такое же количество дождя, снега и льда. Исходя их этих данных мы воду отнесём к исчерпаемым источникам Земли или неисчерпаемым?
Карточка 3.
Задание: установите соответствие
1. Испарение. А. Переход воды из жидкого состояния в твёрдое.
2. Замерзание (кристаллиз.) Б. Переход воды из газообразного состояния в жидкое.
3. Конденсация. В. Переход воды из жидкого состояния в газообразное.
4. Таяние (плавление) Г. Переход воды из твёрдого состояния в жидкое.
Оценочный лист
Заполнить оценочный лист
Под действием солнечного тепла, что происходит с водой? Она ________с поверхности океана и поступает в ___________. Что происходит в атмосфере? Водяной пар охлаждается и превращается в капельки _________, т. е. конденсируется. Капельки воды и кристаллики льда образуют что? (________________) . Что дальше? Из облаков выпадает __________, снег. Выпавшие осадки частично просачиваются вглубь, пополняя запасы почвенной влаги и подземных вод. А другая часть? ( ______________ ). Затем всё это возвращается куда? (_______________). С поверхности океана вода вновь испаряется и процесс продолжается.
Итак, ещё раз как называется процесс перемещения воды из океана на сушу и с суши в океан? (_________________________________)
Интересно, что с поверхности Мирового океана и суши за год испаряется 520.000 км3 воды, которая затем превращается в такое же количество дождя, снега и льда. Исходя их этих данных мы воду отнесём к исчерпаемым источникам Земли или неисчерпаемым?
Оценочный лист
Заполнить оценочный лист
Под действием солнечного тепла, что происходит с водой? Она ________с поверхности океана и поступает в ___________. Что происходит в атмосфере? Водяной пар охлаждается и превращается в капельки _________, т. е. конденсируется. Капельки воды и кристаллики льда образуют что? (________________) . Что дальше? Из облаков выпадает __________, снег. Выпавшие осадки частично просачиваются вглубь, пополняя запасы почвенной влаги и подземных вод. А другая часть? ( ______________ ). Затем всё это возвращается куда? (_______________). С поверхности океана вода вновь испаряется и процесс продолжается.
Итак, ещё раз как называется процесс перемещения воды из океана на сушу и с суши в океан? (_________________________________)
Интересно, что с поверхности Мирового океана и суши за год испаряется 520.000 км3 воды, которая затем превращается в такое же количество дождя, снега и льда. Исходя их этих данных мы воду отнесём к исчерпаемым источникам Земли или неисчерпаемым?
(слайд 5 )
Карточка 3.
Задание: установите соответствие
1. Испарение. А. Переход воды из жидкого состояния в твёрдое.
2. Замерзание (кристаллиз.) Б. Переход воды из газообразного состояния в жидкое.
3. Конденсация. В. Переход воды из жидкого состояния в газообразное.
4. Таяние (плавление) Г. Переход воды из твёрдого состояния в жидкое.
Проверка: (слайд 5)
Ответы: 1 – В; 2 – А; 3 – Б; 4 – Г.
Карточка 3.
Задание: установите соответствие
1. Испарение. А. Переход воды из жидкого состояния в твёрдое.
2. Замерзание (кристаллиз.) Б. Переход воды из газообразного состояния в жидкое.
3. Конденсация. В. Переход воды из жидкого состояния в газообразное.
4. Таяние (плавление) Г. Переход воды из твёрдого состояния в жидкое.
Карточка 3.
Задание: установите соответствие
1. Испарение. А. Переход воды из жидкого состояния в твёрдое.
2. Замерзание (кристаллиз.) Б. Переход воды из газообразного состояния в жидкое.
3. Конденсация. В. Переход воды из жидкого состояния в газообразное.
4. Таяние (плавление) Г. Переход воды из твёрдого состояния в жидкое.
Карточка 3.
Задание: установите соответствие
1. Испарение. А. Переход воды из жидкого состояния в твёрдое.
2. Замерзание (кристаллиз.) Б. Переход воды из газообразного состояния в жидкое.
3. Конденсация. В. Переход воды из жидкого состояния в газообразное.
4. Таяние (плавление) Г. Переход воды из твёрдого состояния в жидкое.
(слайд 6 )
И вновь обращаемся к целям урока Достигли ли мы их? :
Ответьте на вопросы:
На уроке я работал активно/пассивно
Своей работой на уроке я доволен/не доволен
Материал урока мне был полезен/бесполезен
При решении заданий я испытывал трудности/всё получалось
Считаю, мне нужно обратить внимание на ________________________________
Отметка за урок :
Я считаю, что поработал на _____
Отметка учителя_________
VIII Задание на дом. Параграф 23, Составить рассказ о капельке. ( стр. 70 задание 7)
Благодарю за урок!
5. Закрепление изученного материала.
Вопросы учителя:
Какая оболочка Земли называется гидросферой?
Из каких частей состоит гидросфера?
В каких агрегатных состояниях бывает вода?
Где на Земле находится большая часть твердой воды?
О каких свойствах воды шла речь на уроке?
Какие явления природы позволяют воде совершать круговорот? (испарение, конденсация, таяние, сублимация).
Какие оболочки Земли объединяет малый круговорот воды? Большой круговорот воды в природе?
Основная часть:
Мы продолжаем изучать оболочки нашей Земли, и темой нашего сегодняшнего урока будет « Гидросфера»
Французскому летчику и писателю Антуану де Сент- Экзюпери принадлежат такие слова: Вода! Ты самое большое богатство на свете, но и самое прихотливое, ты самая чистая во чреве Земли.
Воду можно назвать самым ценным минералом нашей планеты. В самом деле, что может быть ценнее? Может быть алмаз? Разумеется, по денежной стоимости вода алмазу не соперник, но есть и другая мера ценности. Ученые давно нашли замену и золоту, и алмазу, сейчас наша промышленность может обойтись и без природных алмазов. А вот без воды не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем. Неудивительно, что люди всегда олицетворяли воду. Именно в воде возникли первые живые существа. Это были маленькие одноклеточные белковые комочки, плавающие по воле волн в океане. Прошло много миллионов лет, прежде чем живые существа населили на сушу.
Водные массы оказывают влияние на климат континентов, водные потоки формируют поверхность нашей планеты: в одних местах они разрушают горные породы, в других создают обширные низменности. Удивителен этот минерал ещё и тем, что может находиться в трех состояниях: в жидком, твердом и газообразном. На нашей планете нет такого места, где совсем бы не было воды. Даже в самой сухой пустыне атмосфера содержит некоторое количество водяного пара.
Давайте посмотрим на глобус, на карту полушарий. Большую часть земного шара занимает суша или вода? Верно, большая часть нашей планеты покрыта водной оболочкой – гидросферой. Если бы ее можно было распределить по всей поверхности, то наша планета окуталась бы четырёхкилометровым водным покрывалом.
А сейчас давайте определим объем воды на Земле по рисунку 46 на стр. 69
– если земную поверхность разделить на 10 частей, то 7 из них приходится на солёную воду, это примерно 96%
– в ледниках заключено около 2 % пресной воды
– пресные подземные воды тоже составляют примерно 2% всей пресной воды на Земле, они расположены в верхней части земной коры.
– на воды суши приходится всего 0,02 %, ее используют в промышленности, в быту, в сельском хозяйстве.
(Просмотр видеофильма).
После просмотра видеосюжета учащиеся сами определяют части гидросферы.
Г И Д Р О С Ф Е Р А
Мировой океан Воды суши Вода в атмосфере
Из видеосюжета мы так же увидели, что вода легко переходит из одного состояния в другое и непрерывно перемещается. Что из этого следует? Из этого следует, что все части гидросферы находятся в непрерывной взаимосвязи. Работа с рисунком 47, стр. 70 «Схема мирового круговорота воды в природе»
2% пресной воды – это не так много. Такого количества хватило бы человечеству всего на несколько лет. А между тем воды в наших реках, озерах, не убывает год от года. Кто же сделал наши пресные водоемы неиссякаемыми? Оказывается, Солнце. Ибо под действием солнечных лучей происходит круговорот воды в природе.
Итак, океаны, вода в которых соленая и непригодная для питья, благодаря Солнцу является поставщиками пресной воды. Мировой круговорот взаимосвязывает между собой гидросферу, литосферу, атмосферу, биосферу.
Задание: пользуясь рисунком, расскажите, как вода может вернуться с суши в океан через атмосферу.