2.Актуализация изученных знаний. | 20 мин | - Ответьте на следующие вопросы: - Что называется вектором? - Как обозначается и изображается вектор? - Кто желает выйти к доске и изобразить вектор? - Какой вектор называется нулевым? - Дайте определение длины (модуля) вектора. - Сформулируйте определение коллинеарных векторов. - Что вы можете сказать про нулевой вектор? - Какие вектора называются сонаправленными? - Сформулируйте определение противоположнонаправленных векторов. - Какие векторы называются равными? - Теорию мы с вами вспомнили, теперь перейдем к практическим заданиям, работа в парах, время выполнения – 10 минут (раздаются на каждую парту карточки с заданиями (см. приложение)). - Давайте сравнимся с ответами. По очереди каждая пара разбирает по заданию и говорит ответ, если нужно что-то построить – выходит к доске. | - отрезок, для которого указано, какая из его граничных точек считается началом, а какая – концом, называется направленным отрезком или вектором. - обозначается двумя заглавными латинскими буквами со стрелкой над ними или одной строчной буквой. К доске выходит один учащийся. - начало вектора совпадает с его концом. - длиной или модулем ненулевого вектора называется длина отрезка AB. - ненулевые векторы называются коллинеальными, если лежат на одной прямой либо на параллельных прямых. - Нулевой вектор считается коллинеарным любому вектору. - ненулевые коллинеарные векторы, имеющие одинаковое направление. - ненулевые коллинеарные векторы, имеющие противоположное направление. - Векторы называются равными, если они сонаправлены и их длины равны. Выполняют задания. По очереди разбирают задания. |
4. Постановка проблемы. Переход к новому материалу. | 10 мин | - Запишите в тетрадях тему нашего урока «Откладывание вектора от данной точки». - На доске изображено три вектора (изображены разными цветами) и имеется точка М. Требуется от данной точки отложить векторы, равные данным. B E A F C M D - Что нам нужно сделать, чтобы отложить от т. М вектор ? На доске откладывает вектор от данной точки. - Отложим таким же образом векторы и . Кто желает выйти к доске? - Что нам нужно сделать, чтобы отложить вектор от данной точки? - А если т. М точка прямой АВ, то каким образом мы отложим от нее данный вектор? Построим его на доске. - Отложим еще один вектор от т. М, что мы видим? Какой вывод можем сделать? - Итак, запишем определение. От любой точки М можно отложить вектор, равный данному вектору и притом только один. | Записывают тему. Высказывают свои идеи. - Проведем прямую p через т. М, параллельно . Отложим на прямой отрезок равный . К доске выходит один учащийся. Высказывают идеи. Высказывают идеи. - Что вектора накладываются друг на друга, значит, мы можем от данной точки отложить единственный вектор. |
6. Рефлексия | 3 мин | - Какую тему мы изучили сегодня на уроке? - От любой ли точки можно отложить вектор, равный данному? - Сколько векторов, равному данному вектору, можно отложить от одной точки? - Что нужно сделать, чтобы отложить вектор от данной точки? | Отвечают на вопросы |