СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории России 6 класс. Тема: Особенности культуры древней Руси.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по истории России 6 класс.  Тема: Особенности культуры древней Руси. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории России 6 класс. Тема: Особенности культуры древней Руси.»

Методические приемы и методы

Содержание урока

Деятельность учащихся

Предполагаемый ответ

Орг.момент (2-3 мин.)

Здравствуйте, ребята. Дежурный, назовите отсутствующих. Проверьте, у всех ли на парте есть учебник, тетрадь, атлас, ручки. Внимание!


Встают. Дежурный называет отсутствующих. Настраиваются на работу.


Опрос по домашнему заданию (5-7 мин.)







Актуализация знаний.




Переход к новой теме. Новая тема.







Повествование.




































































































Беседа по картине.

































Повествование.
























Описание архитектурного памятника.


























Повествование.































Вывод.






Домашнее задание.

Все справились с домашним заданием, которое было задано вам на сегодняшний урок? Все ли у вас получилось? Меня интересует первый вопрос к «Стратегикону»: Что нового вы узнали славянах, их занятиях, образе жизни? А как в целом характеризуется этот народ? Хорошо.



На прошлом уроке мы с вами рассмотрели вопросы, связанные с языческой культурой восточных славян и определили черты языческого мировоззрения. Сегодня мы с вами углубимся в эту тему и рассмотрим особенности культуры восточных славян. Запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока: «Особенности культуры восточных славян». План сегодняшнего урока:


  1. Язык, письменность и литература Древней Руси.

  2. Архитектура.

  3. Живопись и декоративно-прикладное искусство.



Давайте с вами разберёмся с первым пунктом нашего плана. Изначально, до принятия христианства, собственной письменности славяне не имели. Однако славянский язык все же существовал. Современные историки видят в этом языке источник (начало) для современных восточнославянских языков – русского, украинского и белорусского. Язык, на котором общались древнеславянские племена называют древнерусским (или старославянским). Азбука (алфавит) появилась в конце 10-го века и получила название кириллицы. Запишите, пожалуйста определение в тетрадь: кириллица – славянская азбука, на основе которой возник алфавит.



Изначально в кириллице было свыше сорока букв (сорок три). Но их количество со временем уменьшалось. На сегодняшний день в русском алфавите сохранилось 33 буквы, причем четырех в кириллице не было. В основе кириллицы лежит греческий алфавит.



Создателями старославянского языка принято считать двух братьев: Константина (в монашестве Кирилл) и Мефодия. Они были уроженцами города Солоники (Византия) и отправились на территорию Великой Моравии (современная Чехия), чтобы создать язык, на котором было бы удобно разговаривать и писать жителям этих земель. Сегодня, в основе различных языков славянских народов Европы лежит именно кириллица. Запишите пожалуйста в тетрадь: Кирилл и Мефодий – создатели кириллицы.



Ни книгопечатания, ни бумаги, как вы понимаете, в те далекие времена еще не было. Книги были очень редким явлением. Писались они на пергамене – материале, делавшемся из телячьих шкур. На изготовление книги приходилось тратить свыше сотни телячьих шкур. Если допускались ошибки или помарки, нередко приходилось переписывать целый лист. Процесс написания книги был очень трудоемок и занимал очень продолжительное время, иногда целые годы. В основном, тематикой для этих книг служили священные писания, а писали их священнослужители. Запишите себе в тетрадь.



Вот перед вами книга, написанная на листах пергамена.



Несмотря на всю дороговизну и затраты, грамотность среди простого населения была хорошо распространена. Купцы, ремесленники, посадские люди писали на берестяных грамотах. На бересте писали не чернилами, а использовали специальное шильце - писало. Запишите это в тетрадь.



Перед вами берестяная грамота. На территории всей современной России их находят достаточно часто (археологи обнаружили свыше 1000 грамот).



На берестяных грамотах люди могли не только писать, но и рисовать тоже. Перед вами – берестяные грамоты, некогда принадлежавшие мальчику Онфиму, жившему в XIII веке. На них видны различные рисунки, в основном касающиеся войны или каких-то повседневных бытовых тем. Из чего можно сделать вывод, что он происходил родом из воинского сословия.



Этим инструментом выцарапывали буквы и рисунки на бересте. Оно называлось писало и, как видите, изготавливалось из железа и часто имело своеобразную декоративную форму.



Среди простого народа также были распространены и произведения фольклора (народного творчества). Особенно были распространены сказки и былины. В их основе были как реальные исторические персонажи (Владимир Красное Солнышко, Всеволод Большое Гнездо и т.д.), так и вымышленные персонажи, сформированные на основе определённых образов. К известным героям русского фольклора можно отнести Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича. Но помимо положительных персонажей особое место в русском фольклоре заняли и отрицательные персонажи: Соловей-разбойник, Тугарин Змей и прочие. Если провести историческую параллель и связать их с определенными событиями, то можно заметить, что образ Тугарина сочетает в себе отголоски представлений о борьбе русских с кочевниками. А этнограф П.А. Мельников так и вовсе в одной из книг опубликовал данные, которые говорят о том, что Соловей-разбойник — это реальный человек, который жил в стародавние времена на территории Новгородской земля и принадлежал к боярскому роду тамошних мордвин.



Обратите внимание на эту картину. Она была написана великим русским художником – Виктором Михайловичем Васнецовым, называется она «Богатыри». Как вы думаете, кого на Руси называли богатырями? Верно, на картине изображены три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Посмотрите внимательно на картину и догадайтесь, кто из них Илья Муромец – старший из богатырей? Правильно. Ребята, что вы знаете из сказок и былин об Илье Муромце? Хорошо. По сторонам от Ильи Муромца стоят еще два богатыря: Добрыня Никитич и Алеша Попович (показать). Давайте попробуем определить характер каждого из героев. Илья Муромец тяжело вооружен: в его руках копьё и булава, а на плече висит щит. Он всматривается вдаль решительно высматривая, не затаился ли поблизости враг. Он олицетворяет силу и решительность русского народа. Слева от него стоит Добрыня Никитич – человек, как мы видим возраста немалого. Он обнажает свой меч и тоже способен дать отпор недругу. Олицетворяет он честь, решительность и доблесть всей земли русской. Ну и наконец, Алеша Попович – самый молодой богатырь. Он проверен, умён и хитёр. В его руках лук. Он готов поддержать своих товарищей в бою. У каждого богатыря есть собственный конь – конь Ильи Муромца тяжёлый и могучий как русская земля, конь Добрыни Никитича вольный и свободный, словно ветер. А конь Алёши Поповича похож на олицетворяет собой пламя, таящееся в сердцах русских людей. Взглянем же на задний план картины, что там видно? Верно. Это поле похоже на всю нашу с вами необъятную родину, на страже которой и стоят три богатыря.



Еще одним важным литературным источником является летопись. На сегодняшний день у нас есть две летописи, по которым можно восстановить исторический процесс: «Повесть временных лет» и Лаврентьевская летопись. Запишите в тетрадь.



Жизнеописания святых или других людей получили название Житие. Наиболее известное "Сказание о Борисе и Глебе". Написано оно в XI веке и повествует об истории убийства сыновей князя Владимира Крестителя, Бориса и Глеба, позднее канонизированных в лике страстотерпцев.



Переходим с вами ко второму пункту нашего плана: «Архитектура». Здесь следует сказать, что своих собственных традиций архитектуры (зодчества) у славян не было. Они появились с приходом византийской культуры. Архитектура церквей выполнялась по византийским образцам и представляла собой крестово-купольную форму храма. Собственные традиции русского зодчества стали складываться лишь в XI веке. Запишите пожалуйста это в тетрадь.


Перед вами собор Святой Софии в Киеве. Изначально он был меньше по своим размерам, однако потом он расширился. Собор строился константинопольскими зодчими, хотя ему нет прямых аналогов в византийской архитектуре того времени. Архитектурные особенности памятника почти не изменились с древности. Прямоугольное в плане здание делится крестчатыми столбами на пять продольных коридоров-нефов, которые пересекаются поперечными коридорами. Центральный высокий купол храма всегда в византийской архитектуре напоминал о Христе — Главе Церкви. Двенадцать меньших куполов собора ассоциировались с апостолами, а четыре из них — с евангелистами, через которых христианство проповедовалось во все концы земли. Собор сложен в византийской технике смешанной кладки из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), уложенных на розовом известково-цемяночном растворе. Фасады храма не штукатурились, кладка оставалась открытой.


Как вы знаете, ребята, основным строительным материалом на землях Руси было дерево, но почему камень использовался относительно редко и в основном для постройки таких важных сооружений как храмы? Верно. Техника обработки камня, и его добыча была намного сложнее.



Софийский собор находился не только в Киеве. Были соборы подобного типа и в Полоцке, и в Новгороде.



Отметьте, что в центре изобразительного искусства стояли преимущественно церковные мотивы.



Очень была распространена фресковая живопись – живопись по штукатурке. Запишите.



Перед вами фреска с изображением Николая Чудотворца. Она расположилась с внутренней стороны купола.



Распространялся новый вид живописи – иконопись – церковная живопись на досках. Как правила, на ней изображались лики канонизированных святых и никак не духи или идолы, вера в которых порицалась православием.



По поводу декоративно прикладных искусств: развивается техника изготовления ювелирных

украшений и прочих предметов декоративно

-прикладного искусства. Распространены: перстни, кольца, серьги, височные кольца и т.д. В основном, археологи сейчас находят женские украшения.

Одежда шилась из льняного волокна.



Мы с вами рассмотрели особенности культуры древних славян. В следующий раз мы более подробно углубимся в изучение новой православной культуры, изменившей сам образ жизни восточных славян.



Домашнее задание:

  • § 12.

  • задания в раб. тетради – 1,2,4.



Спасибо за внимание!


Отвечают.













Записывают новую тему и план.







Слушают.









Записывают в тетради.






Записывают в тетради.




Смотрят на карту. Слушают.












Слушают.








Записывают в тетради.



Смотрят.



Слушают.




Записывают в тетради.



Слушают.





Слушают.









Смотрят и слушают.






Слушают.











Записывают в тетради.






Слушают.





Смотрят на картину.



Отвечают на вопросы.






























Слушают. Записывают в тетради.





Слушают. Записывают в тетради.





Слушают. Записывают в тетради.








Слушают. Смотрят на экран.



















Отвечают.








Слушают. Смотрят на экран.



Записывают в тетради.



Записывают в тетради.



Смотрят на экран. Слушают.



Записывают в тетради.





Слушают.





Записывают в тетради.









Записывают домашнее задание.



Они выносливы, добры и гостеприимны.

Положительно.
























































































































Богатырями называли могучих воинов.


Он находится в центре.

Он пролежал 30 лет на печи. И победил Соловья- разбойника.



















Поле.


















































Камень было сложнее добывать и обрабатывать.


















9