Этапы урока | Деятельность учителя | Активизация познавательной деятельности учащихся |
I этап Организационный момент | Учитель приветствует 10 класс, подготовка к уроку, создание благоприятной педагогической атмосферы. | Приветствуют учителя, подготовка к уроку, староста сообщает об отсутствии учащихся. |
II этап Опрос домашнего задания Цепочка – устный опрос Решение анимированного кроссворда (см. Приложение №1) Индивидуально – письменный опрос Творческое задание | В начале урока учитель проводит с 10 классом опрос домашнего задания по теме «Время тяжелых испытаний», опрос проводится в форме устного решения анимированного интерактивного кроссворда с элементами музыкального сопровождения. Правильный ответ на заглавное слово – это Евпатий Коловрат, который вел противостояние с монголо-татарами в Рязани. Индивидуально – письменно выполняют творческое задание, разработанное учителем. В течение 5 – 7 мин. пишут письмо Евпатию Коловрату историческое письмо, где раскрываются наиболее важные, и проблемные вопросы по изученной теме на следующем уроке учитель зачитывает ответы на письма. | Задание для 10 класса: решите анимированный интерактивный кроссворд по теме изученного материала «Время тяжелых испытаний», если Вы правильно разгадаете кроссворд, то Вы сможете прочитать по вертикали имя героя, который сражался с Батыем за родной город. На решение данного задания дается не более 3 – 4 мин., и опрос проводится по цепочке. Задание для 10 класса: индивидуально – письменно выполните творческое задание. Напишите Евпатию Коловрату наиболее важные, на Ваш взгляд, проблемные вопросы по изученной нами теме «Время тяжелых испытаний», в форме письма, можно использовать на уроке почтовые конверты. |
III этап Этап целеполагания и мотивации Просмотр видео фрагмента Ролевая игра с элементами театрализации (см. Приложение №2) Фронтальная беседа по теме занятия Прием «Чистая доска» Проблемное задание в форме дискуссии | Перед началом урока учитель показывает видео фрагмент из м/ ф «Лебеди Непрядвы» продолжительностью 01 мин. 39 сек., на основе которого нужно придумать тему урока. Учитель на этапе мотивации и целеполагания, организует ролевую игру с элементами театрализации в сопровождение музыки. В ходе мероприятия 10 класс моделирует различные позиции горожан, одна группа оценивает аргументы дискуссионных сторон, и формулирует свое отношение к исторической ситуации. В завершение урока с классом обсуждаются проблемные вопросы. Пишут тему урока на доске, например, присоединение Новгорода к Москве, собирания русских земель с центром Москвы, возвышение Московского княжества, учитель фиксирует правильные ответы на доске, остальные стирает. Итак, ребята, тема сегодняшнего урока: «Возвышение Москвы», запишите проблемные вопросы для дискуссии: Как бы сложилась судьба Новгорода, если бы его жители одержали победу в битве при р. Шелони? | Задание для 10 класса: внимательно проанализируйте видео фрагмент из м/ф «Лебеди Непрядвы», и индивидуально – письменно сформулировать тему сегодняшнего урока. Задание для 10 класса: на этапе мотивации и целеполагания используется ролевая игра с элементами театрализации, и музыкального сопровождения. Представьте, что Вы горожане Новгорода получили известие о том, что на Ваш город движется войско Ивана III с целью присоединения Новгорода к Московскому государству, ваша задача собрать вече, и принять решение. Задание для 10 класса: на основе просмотренного видео фрагмента, и театрализованного представления в форме ролевой игры, разработайте собственную версию сегодняшней темы урока, и индивидуально по очереди запишите ее на доске. В тетради, записывают тему урока: «Возвышение Москвы», записывают проблемные вопросы для дискуссии: Как бы сложилась судьба Новгорода, если бы его жители одержали победу в битве при р. Шелони? |
IV этап Изучение нового материала Инструктаж по созданию исторического журнала Иллюстративный материал (см. Приложение №3) | Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы будем создавать исторический журнал по теме «Возвышение Москвы». Вам будет дан материал из учебника, иллюстративный материал по теме, фломастеры и бумага. Ваша задача будет в течение урока создать исторический журнал и озвучить его. Журнал состоит из рубрик: «Редакторы». На основе изучения материалов учебного пособия пишут статью, где раскрывают значение данных исторических событий, актуальность проблематики для современности. Готовят презентацию» номера журнала. «Информационный отдел». Готовят для журнала материал информационного характера: заметка об историческом событии или деятеле, «репортаж с места события», «интервью» с исторической личностью или специалистом и т.п. «Аналитический отдел». Пишут материалы аналитического жанра: статья, эссе, обозрение, очерк и т.п. Развлекательно-познавательный отдел под рубриками: «Это интересно», «Неизвестное об известном», «В зеркале юмора» и т.п. Ученики могут подготовить фельетон, эпиграммы, анекдоты, ребусы, кроссворды по изучаемой теме. Художники оформители. Создают свои иллюстрации для журнала. Продумывают и согласовывают с «редакторами» оформление обложки номера. После того как группы подготовят свои материалы, редакторы организуют «презентацию» журнала. | Ученики делятся на малые группы, функции которых определяются их ролью в «отделе», и создают журнал по теме «Возвышение Москвы». Ученики должны передать главную информацию, красочно это изобразить, на уроке активно используется канцелярские принадлежности. Журнал состоит из рубрик: «Редакторы». На основе изучения учебного материала, раскрывают историческое значение данной темы, актуальность для современной российской истории, формулируют задачи, и проблемы исследования. Анализируют тему «Основные этапы и направления политики московских князей», берут интервью у Михаила Ярославича Тверского, Дмитрия Донского, и подготавливают репортаж о Куликовской битве 1380 года. На основе учебника на стр. 65 – 67 напишите исторический очерк на тему «Великое княжество Литовское». Подготавливают неизвестные, и наиболее интересные факты из истории «создания единого русского централизованного государства», создают тематические кроссворды, ребусы, эпиграммы фельетоны, и анекдоты по изучаемой теме. Создают иллюстративный материал для исторического журнала, продумывают оформление обложки номера, и согласовываются с редакторами. После того как группы подготовят свои материалы, редакторы организуют «презентацию» журнала. |
IV этап Итоговое закрепление Презентация журнала «Вертушка Общения» V этап Рефлексия «Письменное интервью» | Вы создали номер исторического журнала. Давайте теперь по плану озвучим его, чтобы Вы узнали об информации рубрик журнала. Аргументы за присоединение: Аргументы против присоединения: Присоединение Новгорода к Литве является приоритетной задачей боярства, и установление политической независимости; Вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями. | Ученики по очереди выступают у доски с презентацией журнала, рассказывая материал, который изучили, готовя свою рубрику. Технология «Вертушка общения» может быть использована как тренинговая форма учебной дискуссии. Стулья для учеников расставлены в два круга. Во внутреннем круге ученики сидят спиной к центру круга. Во внешнем круге — ученики расположены лицом к центру круга. Внутренний круг — неподвижный. Внешний круг — подвижный, движется по хлопку учителя. Первый круг – это «москвитяне» сторонники московской политики князей, выступавшие за присоединение Новгорода к Московскому княжеству. Второй круг - это «новгородцы», выступавшие за присоединение к Великому Литовскому княжеству. Задание для 10 класса: письменно в группах в форме вопросов и ответов выполните рефлексивный анализ изученного материала на уроке, данная методика позволяет провести рефлексию с целью взаимообмена мнениями. |
VI этап Домашнее задание | Запишите домашнее задание: п. 6 – 7 стр. 54 – 68. Проанализировать миниатюры из летописи на стр. учебника 55 – 66, и составить исторический рассказ, по одной из них. | Записывают задание на дом: п. 6 – 7 стр. 54 – 68. Проанализировать миниатюры из летописи на стр. учебника 55 – 66, и составить исторический рассказ, по одной из них. |