-Ребята, обратите внимание на нашу тему. Что такое нравы? Нравы – обычай, уклад общественной жизни. - Какая наша 2 задача? Значит мы будем выявлять нравственные проблемы в рассказе «Х-н». - Если мы обсудим эти проблемы, сможем ответить на вопрос, почему же рассказ называется «Хамелеон»? - Кто главный герой рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»? Какой он?( надзиратель, человек, который несколько раз меняет свое мнение) -Ребята, на какой вопрос ищут ответ наши герои? (Чья собака?) А давайте мы вместе с ними проследим, чья же это собака! А изобразим мы результаты наших поисков в виде очень интересной схемы, которая называется «фишбоун». Вам знакомо это слово? А как дословно переводится это слово? (рыбья кость). Наша схема так называется потому что имеет форму скелета рыбы. (на доске плакат с изображением скелета. Ответы детей магнитами прикреплять.) -В схеме в голове рыбы помещаем основной вопрос рассказа «Чья собака?». Перед вами листочки с нашей « костью». Вы в парах, осуждая друг с другом должны выполнить эту работу. На верхних «косточках» скелета мнения героев произведения по данному вопросу, на нижних – решение Очумелова. Обратите внимание, что косточек поровну- по 6. Значит мнения героев меняется 6 раз. А у кого как меняется, что они говорят, вы и должны указать. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. Это мини-исследовательская работа по тексту. Затем мы вместе проверим эту работу. На эту работу у вас 3 мин. - Вы работали в парах, один будет говорить мнения героев, второй- решение Очумелова. (плакат на доске) мнения героев решение Очумелова - Сейчас оцениваем свою работу. Смотрим листочки оценивания. Находим столбик «Рыбья кость». Если вы справились с этим заданием, и все 12 «косточек рыбки» у вас написаны, то ставим себе 12 баллов. Если 11 ответов – 11 балла, и тд. - Ребята, посмотрите. Главный вопрос у нас есть, косточки- проблемы расписали. Чего нам не хватает? Нам не хватает вывода. Тогда давайте проанализируем рассказ. - Смотрите, мы сказали, что Очумелов меняет решения 6 раз. Как при этом меняется тон его высказываний? (Шесть превращений, шесть смен интонации — от начальственно-повелительной до рабски-трусливой. ) – Почему Чехов не дает ответа на вопрос: виновата ли собака? (Ее участь от этого не зависит.) – А от чего зависит ее участь? (От того, кем окажется ее хозяин.) Посмотрите, встречаются ли хоть раз в речи Очумелова и Елдырина слова с корнем –закон-? (Ни разу.) – О чем это говорит? (О соблюдении законности здесь не может быть и речи.) – Как ведет себя толпа? (Мнение толпы идет вслед за мнением Очумелова: сначала сочувствует мастеровому, а потом смеется над ним.) - Имеют ли хоть какое-то значение для полицейского надзирателя правда и справедливость? А для собравшихся горожан? - Хорошо, ребята! Мы сказали, что хамелеон- это ящерица. Но здесь ни слова не сказано о ящерицах! Наверно, у этого слова есть еще одно значение – переносное! (ответы учащегося: перен: человек,легко и часто меняющем свои мнения, взгляды, симпатии (обычно из соображений выгоды, из мелких побуждений). -На основе чего возникло сходство?( смена мнений) -Так кто же в данном рассказе является хамелеоном? Только ли Очумелов? (Елдырин ,толпа) -Какие нравы царят в этом городе? (лицемерие, ложь, беспринципность, лесть). – Как бы вы определили явление, в котором проявляются все эти пороки? Что это за явление? (Хамелеонство. - Это моментальное изменение своих взглядов в зависимости от обстоятельств.) - Значит в обществе в целом процветает лицемерие и лживость, то есть какая-то часть общества находится состоянии хамелеонства, и это уже не смешно! Об этом и говорит нам Чехов! - Вернемся ко второй задаче. Мы раскрыли человеческие пороки в рассказе «Хамелеон»?(ставлю галочку) - Сейчас я зачитаю диалог. Откуда этот отрывок?( отрывок из рассказа «Толстый и тонкий») — Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого.— Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!— Батюшки! — изумился тонкий.— Миша! Друг детства! Откуда ты взялся? Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены. -Да, это отрывок из рассказа «Толстый и тонкий» Чехова, с которым мы знакомились в прошлом году. Какова наша 3 задача? Да, мы должны обратиться к другим рассказам Чехова, чтобы раскрыть тему шире. Я предлагаю вам побыть актерами. Мы будем работать в 3х группах. Я подготовила небольшие реквизиты. Ваша задача подготовить и показать инсценировку. 3 группы, каждой группе разные отрывки из рассказов «Толстый и тонкий», «Размазня», «Злоумышленник». Выступления не больше 2 мин. На подготовку 2-3 мин. - Ребята, вам понравилось инсценировать? С какими человеческими пороками мы еще встретились? ( чинопочитание, подхалимство, страх, лицемерие, не может за себя постоять(Размазня)) -Подведем итоги. Поднимает ли Чехов в других произведениях проблему нравственности? Решили мы с вами третью задачу? (ставлю галочку). |