СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе для 2 класса на тему "Кукушка"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе»

Урок: Литературное чтение.

Школа:им. К.Сатпаева

Ф.И.О учителя: Курбантаева И.И.

Дата: 02.03.2018 г


Класс: 2 « З »

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема

Традиции в играх разных народов. Считалки. «Кукушка» (ненецкая народная сказка).

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу

2.1.2.1 пересказывать подробно содержание произведения/эпизод свободно или по готовому плану /инсценирование.

2.2.4.1 понимать и определять жанровые особенности произведений малых жанров устного народного творчества, сказки, рассказа, стихотворения

(с помощью учителя).

2.3.2.1 писать творческие работы разных жанров по образцу – загадки/сказки –или по готовым рифмовкам – считалочки/стихи (с помощью учителя).

Развитие навыков

1.2 Пересказывание произведения.

2.4 Определение жанра литературного произведения.

3.2 Создание творческих работ разных жанров.

Предполагаемый результат

Все учащиеся смогут: Узнать об отличии считалок от других жанров устного народного творчества. Узнать о применении считалок в играх.Познакомиться с правилами народной игры. Участвовать в народных играх.

Большинство учащихся смогут: Строить высказывания, отвечая на вопросы и по опорным словам. Подтверждать свое высказывание отрывками из текста.Рассказать сказку от разных лиц.Понимать и определять жанровые особенности произведений устного народного творчества.

Найти в дополнительной литературе считалки разных народов. Сочинить считалки по готовым рифмовкам.

Некоторые учащиеся смогут: Рассказать о народных традициях и играх по иллюстрации с использованием дополнительной литературы. Использовать считалки в играх.

Языковая цель

Основные термины и словосочетания:

Жанры фольклора, традиции, уважение к старшим, народные игры, считалки, народы Крайнего Севера.

Используемый язык для диалога/письма на уроке: русский.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие национальные игры вы знаете?

  • Какие считалки можно использовать в игре?

  • Чем отличаются считалки от других жанров фольклора?

Для чего нужны считалки в играх?

Критерии успеха

Учащиеся смогут подробно пересказывать содержание текста, читать вслух правильно, писать творческие работы.

Привитие ценностей

казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни

Межпредметные связи

познание мира, изобразительное искусство,познание мира, физическая культура

Навыки использования ИКТ

На данном уроке используются ИКТ, показ слайдов, видео разминка.

Предварительные знания

Понятие о малых жанрах устного народного творчества: пестушки, потешки, колыбельные, сказки. Виды сказок. Волшебные сказки. Бытовые сказки. Пословицы и поговорки. Загадки. Заклички. Приговорки.






ПЛАН





Запланированная деятельность

Ресурсы

Начало урока




















Середина урока






























































Конец урока

Создание положительного эмоционального настроя.

Здравствуйте! Я очень рада всех видеть! Благодарна вам всем за то, что мы сегодня вместе! На этом необычном уроке сначала попробуем подарить друг - другу чуточку тепла, добра и счастья. Прикоснитесь своими ладонями к ладоням своего соседа и передайте ему через прикосновение тепло своего сердца. Мысленно пожелайте друг - другу всего самого хорошего.

- Повторяйте за мной слово «хорошо»:

- Хорошо, что солнце светит!

- Хорошо!

- Хорошо, что дует ветер!

- Хорошо!

- Хорошо идти с друзьями!

- Хорошо!

- Хорошо прижаться к маме!

-Хорошо!

- Хорошо кружиться в танце!

- Хорошо!

- Хорошо быть Казахстанцем!

- Хорошо!

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

Опрос домашнего задания.

Чтение и пересказ сказки. Творческая работа оригами «Солнышко».

Деление на группы. Метод «Фольклорные мотивы».

Учащиеся разбирают стикеры с произведениями устного народного творчества и распределяются в группы по жанрам.

(Г) Персонаж сказки «Знайка» приготовил конверты с заданиями.

Первая группа готовит пересказ сказки «Айога». Вторая группа анализирует пословицу «Нет друга, ближе матери». Третья группа переводит текст считалки с английского на русский язык. Четвертая группа разгадывает загадки «Это слово каждый знает, ни на что не променяет! К цифре «семь» добавлю «Я» - что получится?.... , Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети? На вопрос отвечу прямо: Всех милее наша….

Взаимооценивание смайлики настроения.










Работа с загадкой.

Что за птица?
На яйца не садится,
По чужим гнездам шныряет,
Своих детей не знает? (Кукушка.)

Прослушивание записи «Голоса птиц. Кукушка»

Беседа:

- Догадались, о чём пойдёт речь на уроке?

-Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой «Кукушка».

Аудиосказка «Кукушка».

(К) Организация восприятия нового материала. Словарная работа.

Чум - переносное жилище, шалаш, покрываемый войлоком или оленьими шкурами.

Малица - одежда в виде рубахи, из шкуры оленя, шубка.

Тундра - природная зона на Севере с вечномерзлой почвой.

Изучение художественного произведения.

Чтение ненецкой сказки «Кукушка» учителем или более мотивированными детьми.

(К, Г) Осознание и осмысление учебного материала.

  • Какие чувства у тебя вызвала эта сказка?

  • Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой?

  • Какими были дети? Выскажи свое мнение. Подтверди словами из текста.

  • Как ты думаешь, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?

(К) Рассматривание иллюстрации в учебнике.

(Г, И) Развитие речи. Нахождение в дополнительной литературе сведений о ненцах, их быте и традициях.

Ненцы – коренные жители тундры и лесотундры. Слово ненэцъ означает «человек» или ненэйненэць — «настоящий человек». Традиционное занятие ненцев — оленеводство.

Национальные особенности этой отрасли: круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный способ езды на оленях. В легковые нарты запрягают «веером» от трех до семи оленей. К условиям кочевого образа жизни приспособлено разборное жилище - чум. В центре чума раньше разжигали костер, сейчас растапливают железную печь. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него - спальные места, а против входа - предметы языческого культа. Выделкой шкур оленей и пушных зверей, пошивом одежды, сумок, покрышек чума занимаются женщины. Одежды и утварь богато украшают меховой мозаикой (из камусов белого и темного цвета), плетут украшения из бисера, вышивают подшейным волосом оленя, вырезают по дереву. Национальные игры, конечно, тоже связаны с бытом ненцев.

Физминутканародная ненецкая игра «Ловкий оленевод». На доске вывешивается фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3-4 м от него. Поочередно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает звездочку.

Выигравшим считается тот, кто большее число раз попадет в оленя.

(Г) Творческая работа. Учащиеся в группах собирают разрезные картинки по теме сказки «Кукушка».

(К) Изучение основ теории литературы.

Учитель настраивает детей на беседу, в которой основной мыслью становится нахождение считалки и знакомство с новым жанром устного народного творчества, отличие считалки от других жанров, условия для применения считалок.

(П, Г) Чтение текста о считалках. Нахождение особенностей жанра в текстах. Предлагается рассказать считалки, играя в мяч, тем самым доказывая, что считалки имеют определенный ритм и рифму.

Оценивание учителем «Звездочки».

(И) Тетрадь.

Дописывание в тетради определения считалок.

Составление по готовым рифмовкам – опорным словам считалок. Рисование народных традиционных игр, в которых можно использовать считалки. Проигрывание на перемене народных игр.

Итог урока. Рефлексия.

В считалке есть определенный… . Считалки помогают в играх… . Рефлексия«обращение назад»; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление).

- Урок у нас заканчивается. На севере очень короткое лето и очень длинная зима. В подарок о таком коротком лете за время урока выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны -

прикрепите к дереву зеленые листья.

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите желтые листья.

Если урок не отличается от прежних уроков и ничего нового не принес – красные листья.











Домашнее задание. Чтение сказки, ответы на вопросы. Найти информацию о народных играх. Узнать правила игры. Записать считалки для установления очередности в игре.




Учебник, иллюстрации



















детские работы


























Учебник






























Атрибуты для игр




















Мяч











Рабочая тетрадь



















Дерево успеха

Зеленые, желтые, красные листья (стикеры)





Дополнительная информация

Дифференциация

Оценивание

Межпредметные связи

Учащиеся с высоким уровнем мотивации - разыгрывание и придумывание ситуаций к сказкам.

Учащиеся с низким уровнем мотивации – участие в обсуждении.

Формативное оценивание.

  • Самооценивание по дорожке успеха в тетради «Что я знаю и умею».

  • Взаимооценивание при работе в паре, группе, классом.

  • Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке.

  • Определение уровня усвоения навыка по теме (тетрадь «Что я знаю и умею»).

  • русский язык

  • физическая культура

  • познание мира

  • изобразительное искусство

Рефлексия для учителя:

Важные вопросы по уроку:


Комментарии по проведенному уроку:







Итоговая оценка (с точки зрения преподавания и обучения)

Какие два момента были наиболее успешны?


Какие два момента улучшили урок?





улучшили урок?







Что я узнал из урока о классе и отдельных людях, что я расскажу на следующем уроке?




















К) Мозговой штурм.

а) Кошка – 3. Лошадь – 5. Петух – 8. Ослик – 2. Кукушка – 4. Лягушка – 3. Собака -? (кошка – мяу, лошадь – игого, петух – кукареку – ослик – иа, кукушка – куку, лягушка – ква, собака – гав –3)

б) Что с пола за хвост не поднимешь? (клубок)

в) Как принести воду в дырявом ведре? (заморозить, переносить лед)

г) Где не найдешь сухого камня? (в воде, море, речке и т.п.)

д) Когда строят дом, во что вбивают первый гвоздь? (в шляпку)

Урок сегодня был удачный, Не прошел для вас он зря. Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья?

Мы на уроке не молчим,Но не шумим и не кричим.Учитель спросит, надо встать,Когда он сесть позволит, сядь.Ответить хочешь, не шуми,А только руку подними.На уроке не хихикай,Стул туда - сюда не двигай,Педагога уважайИ соседу не мешай.

One, two, buckle my shoe
Three, four, close the door
Five, six, pick up sticks
Seven, eight, close the gate
Nine, ten, home again

ONE, TWO, THREE, FOUR, FIVE, 
I caught a fish alive. 
SIX, SEVEN, EIGHT, NINE, TEN, 
I let him go again. 
O-U-T spells out goes you!

1, 2, 3, 4, 5 
Поймал рыбку я опять. 
6, 7, 8, 9, 10 
Отпустил ее, не смейся. 
Я скажу тебе: Эх ты! 
Снова вышло — водишь ТЫ

Eeny, meeny, miney, moe 
Catch a tiger by his toe, 
If he squeals, let him go, 
Eeny, meeny, miney, moe.

Бірекі.

Жердің беті.

Сары шымшық,

Тез ұшып шық!

Тап-таза тұнық суда 
Балық жүзіп ойнауда. 
Біресе керіледі, 
Біресе жиырылады. 
Ал енді бірде құмға тығылады


Шла кукушка мимо сети

А за нею малы дети

Все кричали «Ку-ку-мак»

Убирай один кулак1