Создание положительного эмоционального настроя. Здравствуйте! Я очень рада всех видеть! Благодарна вам всем за то, что мы сегодня вместе! На этом необычном уроке сначала попробуем подарить друг - другу чуточку тепла, добра и счастья. Прикоснитесь своими ладонями к ладоням своего соседа и передайте ему через прикосновение тепло своего сердца. Мысленно пожелайте друг - другу всего самого хорошего. - Повторяйте за мной слово «хорошо»: - Хорошо, что солнце светит! - Хорошо! - Хорошо, что дует ветер! - Хорошо! - Хорошо идти с друзьями! - Хорошо! - Хорошо прижаться к маме! -Хорошо! - Хорошо кружиться в танце! - Хорошо! - Хорошо быть Казахстанцем! - Хорошо! Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. Опрос домашнего задания. Чтение и пересказ сказки. Творческая работа оригами «Солнышко». Деление на группы. Метод «Фольклорные мотивы». Учащиеся разбирают стикеры с произведениями устного народного творчества и распределяются в группы по жанрам. (Г) Персонаж сказки «Знайка» приготовил конверты с заданиями. Первая группа готовит пересказ сказки «Айога». Вторая группа анализирует пословицу «Нет друга, ближе матери». Третья группа переводит текст считалки с английского на русский язык. Четвертая группа разгадывает загадки «Это слово каждый знает, ни на что не променяет! К цифре «семь» добавлю «Я» - что получится?.... , Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети? На вопрос отвечу прямо: Всех милее наша…. Взаимооценивание смайлики настроения. 
Работа с загадкой. Что за птица? На яйца не садится, По чужим гнездам шныряет, Своих детей не знает? (Кукушка.) Прослушивание записи «Голоса птиц. Кукушка» Беседа: - Догадались, о чём пойдёт речь на уроке? -Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой «Кукушка». Аудиосказка «Кукушка». (К) Организация восприятия нового материала. Словарная работа. Чум - переносное жилище, шалаш, покрываемый войлоком или оленьими шкурами. Малица - одежда в виде рубахи, из шкуры оленя, шубка. Тундра - природная зона на Севере с вечномерзлой почвой. Изучение художественного произведения. Чтение ненецкой сказки «Кукушка» учителем или более мотивированными детьми. (К, Г) Осознание и осмысление учебного материала. Какие чувства у тебя вызвала эта сказка? Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой? Какими были дети? Выскажи свое мнение. Подтверди словами из текста. Как ты думаешь, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой? (К) Рассматривание иллюстрации в учебнике. (Г, И) Развитие речи. Нахождение в дополнительной литературе сведений о ненцах, их быте и традициях. Ненцы – коренные жители тундры и лесотундры. Слово ненэцъ означает «человек» или ненэйненэць — «настоящий человек». Традиционное занятие ненцев — оленеводство. Национальные особенности этой отрасли: круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный способ езды на оленях. В легковые нарты запрягают «веером» от трех до семи оленей. К условиям кочевого образа жизни приспособлено разборное жилище - чум. В центре чума раньше разжигали костер, сейчас растапливают железную печь. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него - спальные места, а против входа - предметы языческого культа. Выделкой шкур оленей и пушных зверей, пошивом одежды, сумок, покрышек чума занимаются женщины. Одежды и утварь богато украшают меховой мозаикой (из камусов белого и темного цвета), плетут украшения из бисера, вышивают подшейным волосом оленя, вырезают по дереву. Национальные игры, конечно, тоже связаны с бытом ненцев. Физминутка – народная ненецкая игра «Ловкий оленевод». На доске вывешивается фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3-4 м от него. Поочередно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает звездочку. Выигравшим считается тот, кто большее число раз попадет в оленя. (Г) Творческая работа. Учащиеся в группах собирают разрезные картинки по теме сказки «Кукушка». (К) Изучение основ теории литературы. Учитель настраивает детей на беседу, в которой основной мыслью становится нахождение считалки и знакомство с новым жанром устного народного творчества, отличие считалки от других жанров, условия для применения считалок. (П, Г) Чтение текста о считалках. Нахождение особенностей жанра в текстах. Предлагается рассказать считалки, играя в мяч, тем самым доказывая, что считалки имеют определенный ритм и рифму. Оценивание учителем «Звездочки». (И) Тетрадь. Дописывание в тетради определения считалок. Составление по готовым рифмовкам – опорным словам считалок. Рисование народных традиционных игр, в которых можно использовать считалки. Проигрывание на перемене народных игр. Итог урока. Рефлексия. В считалке есть определенный… . Считалки помогают в играх… . Рефлексия – «обращение назад»; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление). - Урок у нас заканчивается. На севере очень короткое лето и очень длинная зима. В подарок о таком коротком лете за время урока выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока. Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву зеленые листья. Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите желтые листья. Если урок не отличается от прежних уроков и ничего нового не принес – красные листья.  Домашнее задание. Чтение сказки, ответы на вопросы. Найти информацию о народных играх. Узнать правила игры. Записать считалки для установления очередности в игре. |