Организационный момент. Приветствие. Проверка присутствующих. Мотивация. Составление таблицы «Лирический герой поэзии Лермонтова» (тезис и комментарии). 3. Актуализация знаний. В лирике Лермонтова мы находим основные темы русской поэзии 19 века: поэта и поэзии, природы, любви. Но за ними скрывается другая тема – заветная, та, которую внушала Лермонтову его «идея-страсть»: тема смерти и тема «другого мира». – Что в поэзии Лермонтова близко вам? В чем неповторимость поэтического голоса Лермонтова? 4. Основная часть урока. Знакомство со стихотворениями. Стихотворение «Нищий» написано летом 1830 года, когда Лермонтов с группой молодежи отправился пешком из Середникова в Троице-Сергиеву лавру. Около храма молодые люди подали милостыню слепому, который поведал им о том, что накануне ему кто-то положил в чашечку для пожертвований «камушки». Текст посвящен Е. А. Сушковой, которая написала об этом случае в своих воспоминаниях. Какова композиция стихотворения? По какому принципу оно выстроено? О чем это стихотворение? Каковы его ключевые образы? Подыщите в первой части стихотворения старославянизмы. Какой характер они присваивают тексту? В чем лирический герой укоряет свою возлюбленную? Жизненная обстановка, о которой Е. А. Сушкова пишет в воспоминаниях, становится в стихотворении вымышленной. Любовь для лирического «я» — необходимое условие жизни. Она необходима ему, как кусок хлеба голодному. «Хлеб» и «камень» — образы-знаки, обозначающие полярные понятия: тепло и холод, любовь и ненависть, добро и зло, жизнь и погибель. “Нет, не тебя так пылко я люблю...” – Лермонтов, как вы знаете, был одинок, и он всегда искал близкую к себе душу. Вот еще одна история из его жизни. Однажды зашедший к Соллогубам Лермонтов сидел в гостиной и молча глядел на молодую хозяйку дома своими выразительными глазами, имевшими магнетическое влияние. Смущенная Софья Михайловна обращаясь к нему по-французски, укоризненно сказала: “Вы знаете, Лермонтов, что мой муж не любит вашу манеру пристально всматриваться, зачем же вы доставляете мне эту неприятность?” Ничего не ответив, Лермонтов встал и ушел. А на другой день принес Софье Михайловне листок со стихами, который Соллогуб тут же забрал у жены. Случилось это весной 1841 года, в последний приезд поэта в Петербург. - Какое настроение владеет лирическим героем и как оно передается в стихотворении? - Софья Михайловна Соллогуб напомнила Лермонтову Варвару Александровну Лопухину, и именно с Лопухиной и вел разговор поэт. – Какие чувства он испытывает к адресату “таинственного разговора”, “подруге юных дней”? Какие средства художественной выразительности использованы в тексте? Работа со стихотворением «Нет, я не Байрон…» У Лермонтова были великие предшественники, чьим творчеством он восхищался: поэты-декабристы, Пушкин, Байрон. Жизнь английского поэта, принимавшего участие в освободительной борьбе у себя на родине, в Италии и Греции, кажется ему достойной подражания: Я молод, но кипят на сердце звуки, И Байрона достигнуть я б хотел: У нас одна душа, одни и те же муки; О, если б одинаков был удел… Познавая поэтическое наследие талантливых учителей, Лермонтов настойчиво развивал своё мастерство. Восемнадцатилетний поэт осознаёт, что у него свой путь. Почему в этот период творчества М.Ю.Лермонтова часто сравнивали с Дж. Байроном? Найдите в стихотворении слова, определяющие сущность лирического героя. Чем наполнена душа поэта? Кто ещё, кроме поэта, может донести сокровенные думы толпе? Почему поэт заявляет, что он «не Байрон», а «другой»? Почему поэзия, по Лермонтову, должна быть поэзией мысли? Какова роль мирового океана? Сделайте вывод, в чем же заключается основная мысль этого стихотворения? «Я жить хочу, хочу печали!» (1832 г.) (Учащиеся слушают стихотворение в актерском исполнении.) Вопросы для анализа стихотворения Какие два мира противопоставлены в стихотворении? Как понять слова «Я жить хочу!»? Как характеризуется сложный и мучительный процесс поэтического творчества в стихотворении? В стихотворении поэт рассуждает о тайнах творчества, о поиске источников поэтического вдохновения. В тексте противопоставлены мир быта, обывательского счастья, где царит «туман спокойствия», и мир поэзии, лирических «струн», которые «звучат» только в минуты страданья. Жизнь вне творчества для поэта немыслима, стихи – неотъемлемая часть его жизни. Процесс поэтического творчества сложен, порой мучителен. Труден и путь поэта к признанию, к славе, которая не достаётся даром. Чтобы услышать и донести людям «неба звуки», нужно «купить» их «ценою муки», «томительных забот». Поэтому поэт хочет печали, насмешек света. Стихотворение проникнуто драматическим пафосом, интонациями тревоги, потому что, по Лермонтову, только страдание – обязательное условие формирования настоящего поэта. Вспомните книгу М. Цветаевой «Мой Пушкин», в которой она рассказывает о первой встрече с творчеством поэта, о своих любимых стихах. Попробуйте написать эссе «Мой Лермонтов», в котором вы можете рассказать о своём личном отношении к поэту и о своих любимых стихотворениях. 6. Домашнее задание. Молодцы, вы сегодня отлично поработали! Не забывайте про анализ стихотворения «Предсказание». И читать произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Спасибо за урок! До свидания! | -Это романтический герой, отличающийся внутренней цельностью. -Переходит из произведения в произведение, проходит через все творчество («Парус», «Воздушный корабль», «Пленный рыцарь», «Гусар»). -Он одинок. -От одиночества невозможно избавиться, герой противостоит миру, толпе, Богу. -Свобода для него – абсолютная ценность. -Идеал свободы недостижим, но он готов заплатить за нее даже жизнью («Мцыри»). -Погружен в безысходное разочарование, необыкновенно близок к природе. -«И скучно и грустно…» – мировая скорбь, вызванная неудовлетворительным устройством мира, где нет места могучей личности. -В стихах – темы океана, гор, леса, плавания, одинокого странствия, туч, одинокого листа («Тучи», «Утес», «Парус», «Выхожу один я на дорогу…» и др.) -Романтический герой всегда ярко представляет романтическое двоемирие. -Чем хуже земная жизнь, тем сильнее устремление к небу, к потустороннему идеалу, к Богу. -В реалистической лирике («Бородино», «Смерть Поэта» и др.) переживает враждебное отношение к власти. -Власти дается точная социальная характеристика; лирический герой любуется русской природой; характеры перестают быть односторонне героическими. Именно в лирике наиболее полно отразились основные творческие интересы писателя, его идейные и художественные искания, факты личной биографии и «биографии» его поколения. Важной чертой лермонтовской лирики является сочетание в ней гражданского, философского и личного содержания. Лирический герой Лермонтова – носитель индивидуального характера. Это поэт-мыслитель и гражданин, размышляющий о свободе и рабстве, о жизни и смерти, о судьбе своей Родины и, вместе с тем, человек, отдающийся впечатлениям личной жизни, и прежде всего любви. Стихотворение состоит из двух частей, построенных по принципу развернутого сопоставления. Это стихотворение о катастрофической, неразделенной любви. Ключевые образы — это Он и Она. Тип нищего, имеющий реальную основу, становится в стихотворении образом воображаемым. Образы хлеба и камня соотносят стихотворение с евангельскими сюжетами. Старославянизмы у врат, от глада, являл наполняют слово торжественностью, исключительностью изображенной картины. Он считает, что она обманула его «лучшие чувства», когда он «молил» ее «любви», что ее любовь была подобна камню, положенному в руку бедняку, просящему хлеба. Герой находится в своих думах и переживаниях. Мысленно он хоронит образ любимой женщины, однако сердцу не прикажешь. Именно по этой причине в облике другой он пытается отыскать такие знакомые и милые черты, надеясь увидеть в глазах своей собеседницы «огонь угаснувших очей». В этом стихотворении используется прием противопоставления. Внешне собеседница напоминает поэту “подругу юных дней”, но таинственный разговор ведется с женщиной, оставшейся в прошлом, которая пробуждала пылкие чувства, сейчас же вспоминает лишь “прошлое страдание”, погибшую молодость. Это впечатление усиливается по контрасту с настоящей собеседницей, чья краса блистает, чьи глаза и уста живые. 1. Эпитет — "прошлое страданье", "таинственный" разговор, "долгий взор". 2. Метафора — "не с тобой я сердцем говорю", "красы твоей блистанье", "в устах живых уста давно немые". В этот период у М.Ю.Лермонтова то же романтическое мироощущение, что и у Байрона. «Неведомый избранник», «гонимый миром странник». Разбитыми надеждами. «Я – или Бог – или никто!» Он, как и Байрон, – «избранник» и «гонимый миром странник», но он «другой»: «с русскою душой», он «раньше начал» свой путь и предсказывает свою короткую жизнь. Предрекая свою раннюю гибель, когда его ум «немного совершит», поэт подчёркивает, что совершит именно ум, а не чувства. В душе груз «надежд разбитых», поэтому в ней нельзя найти спасение. Оно в размышлениях, «думах», о которых толпа может никогда не узнать, так как их не расскажет ни сам поэт, ни даже Бог – «никто»! Образ мирового океана сродни человеческой душе, полной дум и чувств, которые так же трудно разгадать, как и постичь тайны океана. В утверждении поэта «с русской душой», что только он может «рассказать» свои «думы». Варианты ответов. Выполняют задание. До свидания! |