МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДРУЖБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Открытый урок
по литературному чтению в 4 «д» классе
по теме:
А. Н. Плещеев «Дети и птичка».
Подготовила: учитель начальных классов
МБОУ «Дружбинская СОШ»
Абдуллабекеова Марбям Мурадовна
Тип урока: освоение нового материала
Задачи: продолжать знакомить учащихся с творчеством А. Н. Плещеева; добиться понимания смысла стихотворения; развивать умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, навыки выразительного чтения, творческие способности учащихся; помочь вспомнить определения понятий и найти в тексте образные языковые средства (эпитеты, олицетворения); прививать любовь к природе, работать над развитием выразительной речи, мышления
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Психологическая установка.
- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно.
Релаксация «Путешествие на облаке».
Сядьте удобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните, и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Вы -птички. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе всё спокойно и тихо. Пусть облако перенесёт вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. Теперь вы снова на своём облаке, и оно везёт вас назад, на ваше место в класс. Спускайтесь с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растёт в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными. Мы спустились с облака, удобно сели и отправляемся в удивительный мир поэзии. Перед вами дерево.
- Перед началом работы проведем разминку речевого аппарата.
1)Дыхательная гимнастика.
«Свеча-1»: сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи.
«Шумит зимний ветер»: сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; на выдохе произнести протяжно [ш], то усиливая, то ослабляя звук.
2) Артикуляционная разминка
«Губы»
- Плотно сжав губы, вытяните их вперед; не разжимая губ, растяните их в улыбке; повторите упражнение 2-3 раза.
3) Упражнение для дикции.
Муха - горюха села на ухо.
- Прочитайте скороговорку сначала медленно, потом быстрее, ещё быстрее.
– Прочитайте, как будто сообщаете кому-то, восхищаетесь, спрашиваете.
II. Проверка домашнего задания
- Посмотрите, какое чудо-дерево вырастилимы.
(На доске дерево с осенними листочками ,на которых написаны фамилии поэтов:Федор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет, Евгений Абрамович Баратынский, Иван Саввич Никитин)
- Что вы видите?
(на листочках этого дерева написаны фамилии поэтов)
- Какие произведения написаны этими поэтами?
– К какому разделу относятся эти произведения?
(Поэтическая тетрадь)
– К этому уроку вы готовили чтение наизусть произведение Ивана Саввича Никитина. Как называется это произведение?
(Автор не дал название произведению, поэтому мы называем его по первой строке)
- С какой целью мы учим стихи наизусть?
(развиваем память, речь, умение грамотно излагать мысль)
- Поработаем в парах. Прочитайте друг другу стихотворение наизусть.
- А теперь от каждой группы один представитель выступит на сцене перед всем классом.
III. Изучение нового материала
-Ребята! Сегодня на уроке мы снова отправимся в чудесный мир поэзии, где вы обязательно откроете для себя новую, интересную страничку.
- Сегодня на нашем дереве появится еще одна фамилия.
-У вас на партах лежат листочки.
(МАПМАЛМАЕМАЩМАЕМАЕМАВ)
-Зачеркните только одинаковые слоги.
-Какую фамилию вы прочитали? (Плещеев)
-Молодцы!
-А теперь внимательно послушайте загадки и отгадайте их.
Непоседы маленькие,
Прыгают, как заиньки,
Конфеты сладкие едят,
Смеются громко и кричат! (Дети)
Две лапки, клюв и перья.
Есть два крыла и голова,
Это что за невеличка?
Отгадали? Это (Птичка)
- Итак, сформулируйте тему урока, продолжив предложение.
(Мы познакомимся …с произведением А. Н. Плещеева)
(На экране портретА. Н. Плещеева.)
- Алексей Николаевич Плещеев.
-Итак, сформулируйте тему урока, продолжив предложение.
(Мы познакомимся …с произведением А. Н. Плещеева)
- Это и будет целью нашего урока.
- Определите задачи урока, используя опорные слова.
(На доске запись):
Мы научимся…
Мы будем учиться…
1. Мы познакомимся с произведением Алексея Николаевича Плещеева.
2. Мы научимся самостоятельно определять интонацию, которая соответствует произведению; находить в тексте средства художественной выразительности.
3. Мы будем учиться наслаждаться поэзией, понимать ее
4. Мы будем учиться читать произведение по ролям, передавая настроение героя.
– Сегодня на уроке мы ответим на вопрос: зачем поэт написал это произведение?
IV. Работа по теме урока
1.Знакомство с биографией А.Н.Плещеева
Учитель.
- Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит
- Это очень красивое стихотворение придумал один знаменитый русский поэт, с жизнью и творчеством которого мы сегодня познакомимся.
Алексей Николаевич Плещеев родился 1825 году. Алексей Николаевич Плещеев родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода, в г. Кострома. Детство Алёши Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование.Алексей Николаевич Плещеев с 1839г учился в школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Военная карьера Плещеева не привлекала, и в 1842г. он покинул училище, а осенью 1843г. поступил в Петербургский университет, на восточное отделение историко – филологического университета. В 1846 году первый же сборник стихов сделал Плещеева знаменитым в революционной молодёжной среде. Он был в 1849 году арестован и некоторое время спустя отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности и лишений, он стал авторитетным литератором, критиком, издателем, а в конце жизни и меценатом. Умер Плещеев в 1893году.
1 ученик - Многие стихотворения Плещеева нам знакомы. С особой любовью Плещеев писал о красоте русской природы. Вот какая у него весна.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою
2 ученик -А после весны наступает лето красное с яркими цветами и тёплым солнышком.
Весёлое лето! Всем дорого ты!
В лучах ароматных пестреют цветы,
А в рощице пташек звенят голоса,
Их песни хвалою летят в небеса.
3 ученик - Не все стихи Плещеева проникнуты радостным настроением. Некоторые особенно грустные. Это стихи об осени.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Учитель-И ещё много стихотворений написал А.Н.Плещеев. На основе некоторых его стихов сложили романсы.
- Хотя Алексей Николаевич Плещеев жил и писал много лет назад, его стихи читают сегодня, и они всегда будут жить в душе народа.
Итог:Спасибо, ребята.
2.Первичное восприятие стихотворения
-А теперь сядьте красиво и послушайте стихотворение А.Н.Плещеева «Дети и птичка».
(Видео ролик)
3.Проверка первичного восприятия
-Какое впечатление произвело на вас стихотворение?
-Чем оно необычно? (Написано в форме диалога.)
-Назовите собеседников. (Дети и птичка.)
-Какой вы представили себе птичку?
-А детей? (Маленькие, учатся в 1 классе, т.к. птичка называет их малютками и говорит, что вернётся, когда они научатся читать.)
- Можете ли вы ответить, какое по настроению это произведение?
(однозначно утверждать нельзя: 1 часть – грустное, задумчивое, 2 часть – веселое, радостное)
- К какому жанру можно отнести это произведение? Почему?
(стихотворение – ритм, рифма)
Итог: Молодцы! Внимательно слушали.
-А теперь немного отдохнём.
V. Физ.минутка
VI. Продолжение работы по теме урока:
Чтение и работа по тексту.
- Откройте учебники на с. 145.
-Прочитайте стихотворение про себя.
Для чего вам нужно прочитать это произведение?
(чтобы понять, глубже прочувствовать)
Отметьте карандашом, какие слова и выражения вам не понятны.
2.Учитель: Проведём словарно-лексическую работу.
- Объясните значение слова «понесёмся».
(двигаться очень быстро, стремительно)
- Объясните значение слова «вешним» «под вешним солнцем»
(весенним солнцем)
Учитель: Слово «вешний»-происходит от существительного «весна».Вешнее солнце означает весеннее солнце.
-Подберите синонимы к словам: «детки»
(малыши, ребятки)
-Подберите антоним к слову «звонкий».
(глухой.)
- Почему улетает птичка?
- Как об этом сказано в стихотворении? Прочитайте.
- Можем ли мы с помощью текста определить, куда улетает птичка? Прочитайте.
- Почему птичка выбрала именно юг для спасения от холода?
- Как говорит она об этом, прочитайте.
- Получается, ради спасения своей жизни птичка покидает свою Родину. Как вы думаете, будет ли она там счастлива?
- Как бы не было сыто и тепло на чужбине, родная сторонка милее.
- С каким чувством птичка рассказывает о своем возвращении?
- Прочитайте, передав это настроение.
- Как вы думаете, почему поэт написал стихотворение в виде разговора птички с детьми?
(хотел показать, что все в природе взаимосвязано, научить доброму душевному общению)
Сейчас поработаем в парах.
Работа с текстом
2 группа:Как рано улетают птицы? Докажите текстом.
Как описывается юг. Расскажите.
-Представьте, что вы на сцене театра, актеры. Вам предстоит изобразить действия, происходящие в стихотворении.
- Прочитаем это произведение по ролям. Распределите роли.
(выразительного чтения по ролям)
-Дайте оценку актерам.
-Как вы считаете, кому более точно удалось передать содержание, настроение героев.
3. Закрепление учебного материала.
- Проанализируем прочитанное вами произведение.
Учитель: Какие литературные приёмы вы встретили в этом стихотворении?
Дети: Олицетворение.
Учитель: А что это за приём?
Работа со словарем.
Дети: Олицетворение-это литературный приём, при котором неодушевлённые предметы наделяются человеческими качествами.
Учитель: Найдите в тексте и прочитайте их.
Дети: (читают.)
-Положите перед собой лист. Выполните тест. 2 минуты.
1. Современники вспоминали его как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь.
1) об А.М.Плещееве 3)о Н.А. Некрасове
2) об И.С. Никитине 4) об А.А. Фете
2.Какое стихотворение написалА.Н.Плещеев?
1) «Листопад»
2) «Дети и птичка»
3) «Бабочка»
4) «Где сладкий шёпот...»
3. Определи жанр произведения А.Н.Плещеев«Дети и птичка». Отметь ответ.
1) сказка
2) рассказ
3) стихотворение
4 . Отгадайте загадку и укажите стихотворение, в котором об этом говорится.
Вёрст не считала,
По дорогам не ездила,
За морем бывала.
1) А.Н.Плещеев «Дети и птичка…» 2) А.А.Фет «Бабочка»
3) И.А.Бунин «Листопад» 4) Е.А.Баратынский «Где сладкий шёпот»
Обменяйтесь, проверьте друг друга и поставьте отметку. Сдайте мне работы.
- С какой целью поэт написал это произведение?
- Стихотворение Алексея Плещеева воспитывает драгоценную способность доброго душевного общения. А без этой способности человек – не человек. Об этом говорили ваши выступления на сегодняшнем уроке.
4. Рефлексия.
На столах лежат птички. Выберите цвет карандаша и покажите своё настроение, раскрасив птичку. Красный – у вас хорошее, радостное, веселое настроение. Жёлтый – вам и не грустно, и невесело. Синий – вам грустно (если повесят, узнать, почему).
- На обратной стороне напишите отзыв о прочитанном стихотворении. Прикрепите их к дереву.
Выставление отметок.
5. Домашнее задание:
1. стр. 145, наизусть;
2. нарисовать иллюстрацию к тесту.